Георгий Александрович Товстоногов

Георгий Товстоногов — биография


Георгий Товстоногов – советский театральный режиссер и выдающийся педагог, чья творческая активность оставила непередаваемый след в истории российского театра. Профессиональный путь Товстоногова был неразрывно связан с Ленинградским театром имени Ленинского комсомола, где он исполнял обязанности главного режиссера. Народный артист СССР, он прославился своим уникальным подходом к режиссуре и воспитанию нового поколения актеров.

Детство

Рождение Георгия Товстоногова зарегистрировано в городе Тифлисе, в то время принадлежавшем к Российской империи (современный Тбилиси, Грузия), согласно официальным документам. Однако, как утверждает его младшая сестра Натела Товстоногова, настоящим местом рождения будущего режиссера был Петроград, где их семья проживала на Фурштатской улице до переезда в Тифлис в 1919 году. Его отец, Александр Андреевич Толстоногов (1889—1941), российский дворянин по происхождению, инженер по железным дорогам и сотрудник Министерства путей сообщения Российской империи, изменил фамилию по просьбе супруги. Мать Георгия, Тамара Григорьевна Папиташвили (1881—1970) – грузинка, певица, обучавшаяся в Санкт-Петербургской консерватории.

Георгий Александрович Товстоногов
Георгий Товстоногов в детстве

В 1931 году, стремясь соответствовать возрастным требованиям для поступления на режиссерский факультет ГИТИСа, Товстоногов скорректировал дату своего рождения в документах, добавив себе два года. Этот факт ознаменовал начало официального признания 1913 года как года его рождения, который и далее использовался при присуждении ему высоких наград и отмечании знаменательных дат.

В возрасте пятнадцати лет Георгий завершил школьное образование. Еще будучи школьником, он активно участвовал в театральной жизни, благодаря дяде, который был актером театра. После окончания школы он поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец руководил кафедрой, но вскоре осознал, что его настоящая страсть – это театр.

Товстоногов начал свою сценическую карьеру в 1931 году, работая актером и ассистентом режиссера в Тбилисском русском Театре юного зрителя, под художественным руководством Николая Маршака, основателя детского театра в Грузии.

В 1933 году Георгий поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, где его наставниками стали Андрей Лобанов и Алексей Попов. Параллельно он продолжил свою работу в Тбилисском ТЮЗе, регулярно ставя новые спектакли, в том числе дебютировал с постановкой «Предложения» в 1933 году.

Георгий Александрович Товстоногов
Георгий Товстоногов в молодости

В 1937 году после репрессий в отношении его отца, обвиненного в шпионаже в пользу Японии, Товстоногова исключили с четвертого курса как «сына врага народа». Однако спустя несколько месяцев ему удалось вернуться к учебе, что, по мнению многих, стало возможным после знаменитой фразы Сталина: «Сын за отца не отвечает». После завершения обучения в ГИТИСе, с 1938 по 1946 год, Товстоногов занимал должность режиссера в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. Его талант и мастерство не остались незамеченными – в 1939 году Акакий Хорава, руководитель Тбилисского театрального института, оценив высоко способности 24-летнего режиссера, предложил ему возглавить актерский курс. В этой роли Товстоногов проявил себя как выдающийся педагог. В качестве дипломного проекта он поставил пьесу С. Найдёнова «Дети Ванюшина», демонстрируя свой уникальный режиссерский подход и глубокое понимание театрального искусства.

Таким образом, жизнь и карьера Георгия Товстоногова отличались ранним стремлением к театральному мастерству, смелостью в преодолении социальных и политических препятствий и неизменной преданностью своему призванию. Начав свою карьеру в условиях политической нестабильности и личных испытаний, он сумел добиться значительных успехов на театральной сцене, оставив заметный след в истории советского и российского театра.

Театральная режиссура

В 1946 году, руководствуясь личными обстоятельствами, Георгий Товстоногов оставил Тбилиси и отправился в Москву, где принял на себя роль художественного руководителя Гастрольного реалистического театра (1946—1948) и должность режиссера в Центральном детском театре (1946—1949). В это же время он активно занимался постановкой спектаклей в различных московских театрах, а также в Русском театре драмы в Алма-Ате.

Георгий Александрович Товстоногов
Театральный режиссер Георгий Товстоногов

1949 год стал переломным в его карьере: Товстоногов перебрался в Ленинград, где был приглашен на должность режиссера в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. Уже через год он возглавил данный театр, чем заложил основу для своего будущего великолепия и признания. За сезон он создавал до четырех спектаклей, одновременно работая над несколькими проектами. Его инсценировки становились знаковыми событиями в театральном мире всей страны. Особенно высокой популярности и признания удостоился его спектакль «Оптимистическая трагедия», представленный на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина в 1955 году, за который Товстоногов получил Ленинскую премию в 1958 году. Этот спектакль, демонстрировавшийся делегатам XX съезда КПСС, оказал существенное влияние на дальнейшую судьбу режиссера.

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено возглавить Ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького, который на тот момент переживал не лучшие времена. За период с 1949 по 1956 год театр сменил четырех главных режиссеров, а его посещаемость заметно сократилась, что привело к огромным финансовым долгам. По воспоминаниям Дины Шварц, Товстоногов сначала колебался принять это предложение, но после настоятельных просьб партийных органов Ленинграда 13 февраля 1956 года он согласился на роль спасителя «первого пролетарского театра». Пришедши на пост главного режиссера, Товстоногов провел масштабную реорганизацию, в ходе которой был назначен новый директор театра – Георгий Коркин, который активно занимался преобразованиями. Товстоногов, заявив на первой встрече с актерским коллективом, что он «несъедобен», приступил к кардинальным изменениям, уволив более 30 актёров, что составило примерно треть труппы. Этот решительный шаг стал началом новой эры в истории Большого драматического театра, которую позже назовут «золотым веком». Под руководством Товстоногова БДТ превратился в одну из ведущих театральных сцен страны, представляющую зрителю спектакли высочайшего качества.

Георгий Александрович Товстоногов

В течение тридцати трех лет своего руководства Товстоногов преобразовал Большой драматический театр, укрепив его статус как «первой сцены страны». Он внедрил новаторские подходы к постановке спектаклей, акцентируя внимание на глубине психологизма и философских исследованиях в театральном искусстве. Его неординарная работа и несгибаемая преданность театру неизбежно привели к возникновению неподражаемого стиля, который оказал мощное влияние на развитие советского и российского театрального искусства.

Павел Марков, выдающийся театральный критик, в 1976 году писал, что Георгий Товстоногов занимает особое место в театральной жизни страны. Его вклад в развитие театра невозможно игнорировать, поскольку он оказал существенное, долгосрочное влияние на его эволюцию. Товстоногов оставил после себя наследие не только в виде великолепных спектаклей, но и в виде целого поколения актёров и режиссёров, выросших под его крылом, которые продолжают развивать его идеи и подходы в театральном искусстве.

Таким образом, Георгий Товстоногов, проявивший себя как выдающийся режиссёр и педагог, оставил неизгладимый след в истории российского театра. Его работа и подходы продолжают вдохновлять и мотивировать театральных деятелей, подчеркивая его неоспоримую роль в культурном наследии страны.

Деятельность вне театра

Георгий Товстоногов не ограничивал свою творческую деятельность лишь работой в Большом драматическом театре. Он также внес свой вклад в развитие театрального искусства, поставив ряд спектаклей в театрах различных стран, включая Финляндию, Германию, Болгарию и Польшу, тем самым расширяя границы влияния российского театрального искусства на мировую сцену.

Георгий Александрович Товстоногов

С 1958 года Товстоногов начал свою преподавательскую деятельность в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где с 1960 года преподавал в ранге профессора, а с 1970 года заведовал кафедрой режиссуры. За годы работы в институте он воспитал несколько поколений талантливых режиссеров, демонстрируя и развивая методы системы Станиславского и внося значительный вклад в ее развитие через свои исследования и практическое применение метода действенного анализа.

Кроме театральной деятельности, Товстоногов активно работал на телевидении и в радиоэфире. С 1957 по 1989 годы он создал более десяти телеспектаклей, включая самостоятельные работы и проекты, реализованные совместно с другими режиссерами. Кроме того, он снял телефильм «Гром на улице Платанов» в 1961 году и записал радиоспектакль «Верность» по произведению Ольги Берггольц.

Товстоногов также является автором двух значимых книг по теории и практике режиссуры: «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей», которые оказали существенное влияние на советскую театральную культуру. В 1957 году он был приглашен в состав редколлегии театрального журнала «Театр».

Георгий Александрович Товстоногов

В 1964 году Товстоногов был избран заместителем председателя президиума Всероссийского театрального общества, подтверждая свой статус ведущего деятеля российского театрального сообщества. Его общественная активность также нашла отражение в избрании депутатом Верховного Совета СССР 7—8 созывов.

В 1966 году Товстоногов проявил свою гражданскую позицию, подписав открытое письмо к Леониду Брежневу от имени деятелей науки, литературы и искусства, выступив против реабилитации Иосифа Сталина, что свидетельствует о его мужестве и приверженности идеалам справедливости и человеческого достоинства.

Личная жизнь

Жизненный путь Георгия Товстоногова был неразрывно связан с его величайшей страстью – театром. Этот человек пронес через всю свою жизнь пылкое увлечение искусством, которое стало не только профессией, но и смыслом существования. Личные перипетии Георгия Александровича наполнены романтическими встречами и прощаниями, каждое из которых оставило отпечаток в его душе. В поисках настоящей любви, он стремился найти женщину, способную обеспечить домашний очаг, наполненный тем уютом и гармонией, которые царили в доме его детства.

В судьбе мастера было две женщины, ставшие его законными супругами, и каждая из них обладала тем неуловимым творческим огоньком, который так ценил Товстоногов. Первой из них стала знаменитая актриса, народная артистка Грузинской ССР, Саломе Канчели. Их брак был заключен в 1943 году, в разгар военных лет, и вскоре в этом союзе появились наследники – сыновья Николай и Александр. Однако счастье было недолгим, и через два года семейная идиллия пришла к концу.

Георгий Александрович Товстоногов

Прошли годы, и в 1958 году сердце Георгия Александровича вновь было покорено – на этот раз актрисой Инной Кондратьевой. Этот брак также не продержался долго, распавшись спустя четыре года. Но и вне браков Товстоногов не оставался одинок: он взял на себя заботу о Вадиме Милкове, сыне исполнительницы Марии Милковой, родившемся в 1950 году и ставшем для Георгия Александровича как родным.

Наследие Товстоногова продолжили его дети и внуки, которые, унаследовав его страсть к режиссуре, внесли свой вклад в мир искусства. Георгий Товстоногов-младший, внук великого режиссера, следовал за мечтой деда, развивая собственный уникальный творческий путь.

Трагедия разыгралась в 2012 году, когда жизнь Георгия младшего оборвалась внезапно и трагически. Его смерть стала темой острых дискуссий и спекуляций, особенно после того как его тело было найдено на козырьке подъезда его же дома в Подмосковье. Официально признанное самоубийство вызвало волну недоверия среди друзей и родных, не желавших принять мысль о том, что Георгий мог сам покончить с собой.

Причина смерти

23 мая 1989 года, в преддверии премьеры спектакля «Визит старой дамы» в Большом драматическом театре, Георгий Товстоногов провел последнюю репетицию и, прощаясь с коллективом, отправился домой. Его путь оборвался на Суворовской площади, где, находясь за рулем своего автомобиля Mercedes-Benz, он скончался от сердечного приступа. Таким образом, одна из самых ярких звезд российского театра угасла, оставив после себя неизгладимый след в истории и культуре.

Георгий Товстоногов был похоронен в Ленинграде на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств, где находятся могилы многих выдающихся деятелей российской культуры и искусства. Это место последнего упокоения стало символом признания его вклада в развитие театрального искусства, а его имя навсегда вписано в анналы российской культурной истории.

Георгий Александрович Товстоногов
Могила Георгия Товстоногова

Жизнь и карьера Георгия Товстоногова – это пример неутомимой творческой страсти, профессионализма и непреклонной преданности своему делу. Его легендарные постановки, педагогическая деятельность и глубокое понимание театра оказали неоценимое влияние на многие поколения театральных деятелей, а его методы и подходы продолжают изучаться и вдохновлять новые поколения режиссеров и актеров.

Признание

  • После ухода из жизни Георгия Товстоногова его наследие продолжило вдохновлять и объединять людей, признавая его вклад в развитие театрального искусства не только в России, но и за ее пределами. В 1992 году, в знак признания его заслуг и влияния на культурное развитие, Большому драматическому театру имени М. Горького, где Товстоногов проработал последние три десятилетия своей жизни, было присвоено его имя. Это стало символом неиссякаемого влияния Товстоногова на мировое театральное сообщество и подтверждением его статуса легенды.
  • К 100-летию со дня рождения режиссера, в сентябре 2015 года, в фойе театра был увековечен его образ в виде памятного бюста. Это событие стало еще одним напоминанием о неоценимом вкладе Товстоногова в искусство.
  • Память о Товстоногове живет и за пределами театральных стен. Его имя увековечено в сквере у дома, где он проживал, а в 2011 году там же был открыт памятник, выполненный скульптором Иваном Корнеевым. Мемориальная доска украшает фасад дома на Петровской набережной, где режиссер провел многие годы своей жизни.
  • В городе его юности, Тбилиси, также есть улица, названная в его честь, и на доме, где режиссер жил, размещена мемориальная доска. Эти мемориалы свидетельствуют о глубоком уважении и любви к его личности и творчеству.
  • В знак признания заслуг Товстоногова в астрономии, его имя было увековечено в названии астероида — 4880 Товстоногов, открытого в 1975 году. Это уникальное признание подчеркивает масштаб его вклада в культуру и искусство, выходящий далеко за рамки театральной сцены.
  • Даже в авиации оставлен след: один из самолетов Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот» носит имя Георгия Товстоногова, символизируя его влияние на культуру и искусство России и подчеркивая важность его наследия для будущих поколений.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Вам нравится Георгий Александрович Товстоногов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя