Григорий Чухрай — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и педагог.
Григорий Наумович Чухрай появился на свет в 1921 году в городе Мелитополь. При рождении он получил фамилию матери — Чухрай, значение которой связано с понятием «легкий на подъем человек, у которого дела идут успешно». Отцом мальчика был еврей Наум Рубанов, но воспитывал его отчим, украинец Павел Литвиненко, который работал председателем колхоза. Спустя два десятилетия, уже став режиссером, Чухрай назвал своего сына Павликом, что является свидетельством его глубокого уважения и благодарности к отчиму.
После завершения школьного обучения Чухрай был призван в армию. Сразу после этого началась война. Григорий служил десантником и несколько раз получал ранения, за что был награжден государственными наградами. Свой военный путь он закончил в Венгрии. Воспоминания о тех годах Чухрай изложил в своей книге «Моя война», которую написал в конце жизни.
Во время пребывания в Сталинграде Чухрай случайно обнаружил в одном из разрушенных домов книгу Льва Кулешова о теории кино. Этот момент стал для него поворотным — он решил стать режиссером и поступил во ВГИК. Там Чухрай проявил себя не только как студент, но и как человек принципов, став единственным, кто вступился за своего преподавателя Сергея Юткевича, которого увольняли по обвинению в космополитизме.
Для сравнения можно упомянуть писателя Юрия Трифонова, будущего автора «Дома на набережной», который обучался в Литературном институте в конце 40-х. В отличие от Чухрая, Трифонов не только не поддержал своего преподавателя, оказавшегося в опале, но и создал произведение «Студенты», в котором оправдывалась борьба с космополитизмом.
Завершить дипломный фильм Чухраю помешали последствия боевых ранений. Однако Михаил Ромм оценил его талант и позволил засчитать работу вторым режиссером в фильме «Адмирал Ушаков» в качестве дипломного проекта.
Фильмография Григория Наумовича Чухрая включает менее десяти произведений, в том числе две документальные ленты, однако его творчество отмечено более чем сотней различных наград. Дебютной самостоятельной работой режиссера стал фильм «Сорок первый» — признанный шедевр, ставший триумфатором Каннского кинофестиваля.
Экранизацию одноименной повести Бориса Лавренева Чухрай задумал после прочтения произведения в госпитале, где он находился после ранения. Повесть глубоко тронула его, и режиссер усилил в фильме идею о бесчеловечности войны, которая забирает жизнь молодых и красивых людей. Впервые в советском кино белогвардеец представлен как обаятельный, талантливый человек, искренне любящий свою страну. Во время съемок автор сценария подал на режиссера несколько доносов, однако фильм неожиданно понравился Ивану Пырьеву, что обеспечило ему успешный прокат.
Вторая крупная работа Чухрая — «Баллада о солдате» — стала не менее успешной. Фильм, посвященный войне, показанной глазами обычного человека, столкнулся с трудностями уже на стадии утверждения сценария, который сочли недостаточно патриотичным. Главную роль 17-летнего солдата Алеши, удостоенного отпуска за подвиг, первоначально планировалось отдать Олегу Стриженову. Однако в первые дни съемок Чухрай попал в автомобильную аварию и был вынужден покинуть съемочную площадку на несколько месяцев для лечения.
Пока Чухрай восстанавливался, он успел пересмотреть некоторые моменты сценария и решил, что Стриженов выглядит слишком взрослым для роли молодого солдата. В результате роль досталась начинающему актеру Владимиру Ивашову, рядом с которым не гармонировала изначально утвержденная актриса Лилия Алешникова. На ее место пригласили студентку Школы-студии МХАТ Жанну Прохоренко.
Фильм разрешили показывать только в небольших кинотеатрах. Однако случайная встреча ленты с Никитой Хрущевым сыграла значительную роль в ее судьбе: фильм был рекомендован для международного показа. Он оказался на Каннском фестивале, был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и получил восторженные отзывы от западных знаменитостей и режиссеров.
Следующей работой Чухрая стал фильм «Чистое небо», сценарий для которого написал драматург Даниил Храбровицкий. Изначально планировалось, что герой будет первым советским пилотом, преодолевшим звуковой барьер. Однако, проконсультировавшись с летчиками, Чухрай узнал, что это достижение принадлежит иностранным авиаторам. Поэтому сюжет был изменен: главный герой, воплощенный Евгением Урбанским, преодолевал не звуковой барьер, а социальное отвержение, которое испытал после возвращения из фашистского плена. Фильм стал смелым обличением жестокости сталинской системы.
Завершающим художественным произведением Чухрая стал фильм «Жизнь прекрасна», выпущенный в 1980 году. Эта картина была создана в сотрудничестве съемочных групп СССР и Италии. В главных ролях снялись итальянские звезды Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути, сыгравшие таксиста-сопротивленца и его подругу-официантку.
Личная жизнь Григория Наумовича Чухрая была столь же примечательной, как и его творчество. Этот успешный режиссер и привлекательный мужчина, судя по фотографиям и кинохронике, оказался верен одной любви на всю жизнь.
Впервые он встретил свою будущую жену, Ираиду Пенькову, в начале войны в Ессентуках. Тогда молодая студентка Ираида днем участвовала в оборонительных работах, рывок окопы, а вечерами отдыхала на танцах. Она оказалась бывшей однокурсницей сослуживца Григория, Ивана Тарана, что позволило им познакомиться. Однако война вскоре разлучила молодых людей. Предприимчивый Чухрай не потерял надежды и, воспользовавшись возможностью, отправил письмо в газету «Комсомольская правда» в поисках Ираиды.
После освобождения Ессентуков от немецкой оккупации Григорий, получив отпуск за ранение, отправился к Ираиде, чтобы сделать ей предложение. На дорогу у него ушло 10 из 14 дней отпуска. Свадьбу они сыграли ровно за год до окончания войны, и с тех пор 9 мая в их семье отмечался двойной праздник. Сохранилась архивная фотография, на которой Чухрай запечатлен в военной форме рядом с молодой женой.
По воспоминаниям Ираиды Пеньковой, Григорий Наумович был замечательным мужем: любящим, хозяйственным и всегда спокойным, никогда не повышавшим голос. В их семье родились двое детей: дочь Елена, которая впоследствии стала киноведом, и сын Павел, пошедший по стопам отца. Фильм Павла Чухрая «Вор», как и «Баллада о солдате» его отца, был номинирован на «Оскар», что стало символическим подтверждением преемственности таланта в семье Чухраев.
Григорий Наумович Чухрай, выдающийся мастер советского кинематографа, ушел из жизни осенью 2001 года. Причиной его смерти стал инфаркт.
Похоронен режиссер на Ваганьковском кладбище, где покоятся многие выдающиеся деятели искусства и культуры.