Густав Климт — биография
Густав Климт – известный живописец-модернист с австрийскими и чешскими корнями. При жизни его работы считали скандальными, но это не помешало художнику прославиться и стать одним из величайших творцов своей эпохи.
Австрийского художника Густава Климта по праву считают непревзойденным мастером передачи красоты женского тела. При жизни творец стал обладателем скандальной славы благодаря картинам, изображающим явный эротизм.
В конце 18 века столь откровенные полотна казались ценителям прекрасного слишком смелыми, ведь люди веками воспитывались на произведениях классического, консервативного характера. Тем не менее, картины Климта обрели поклонников и славу уже при его жизни. Сегодня работы мастера входят в лучшие мировые коллекции, а приобрести их может далеко не каждый любитель живописи.
Детство и юность
Родился живописец 14 июля 1862 года в Вене, а именно в районе Пенцинг. Климта принято считать австрийцем, но со стороны отца-ювелира он имел чешские корни. Мать мальчика в молодости мечтала посвятить жизнь музыке, но семейная жизнь внесла свои коррективы. Выйдя замуж, женщина родила супругу семерых детей, из которых вторым по старшинству был Густав.
Пенцинг – один из красивейших районов Вены, расположенный у подножья Восточных Альп и окруженный живописными лесами. Вдохновленные удивительной природой, все дети Климтов посвятили себя искусству: сыновья стали художниками, а дочери успешными модельерами.
Свою семью Климт очень любил. Став знаменитым художником, в ней он находил отдушину и умиротворение после каждого шквала критики его творчества.
Отец Густава был гравером по золоту, но эта профессия не приносила мастеру больших денег. Зато он научил сына азам рисования: показал, как смешивать краски и наносить мазки на холст. Развивать творческую биографию мальчик отправился в столичное художественно-ремесленное училище, куда вскоре поступил и его младший брат.
Климт стал студентом факультета архитектурной живописи. Юношу вдохновляли работы Ганса Макарта, избравшего в творчестве историческое направление. Отсюда у Густава сложилось почтительное отношение к академическому образованию, которое всячески отвергали его прогрессивные одноклассники.
Картины
С 1880 года Густава, его брата Эрнста и их приятеля Франца стали привлекать к созданию фресок на стенах провинциальных театров. Набравшись опыта, молодые люди приняли участие в оформлении венского Музея истории. За отлично проделанную работу Густав Климт получил из рук Франца Иосифа престижную награду «Золотой крест», открывший ему путь ко всемирной славе. Молодого живописца приняли в почетные члены Мюнхенского и Венского университетов.
Следующее десятилетие принесло Климту череду печальных событий: за короткий промежуток времени он потерял отца, а потом и любимого брата. Густав стал не только основным кормильцем своей матери и сестер, но и взвалил на себя заботу о семье покойного брата Эрнста.
Тяжелая утрата оставила глубокий след в душе художника и отразилась на его творчестве. Именно в этот период у Густава сформировался уникальный стиль, сделавший его работы узнаваемыми с первого взгляда. Словно посланное сверху утешение, в те годы в его судьбу вошла Эмилия Флёге, ставшая возлюбленной и музой на всю оставшуюся жизнь.
В конце 1890-х модернист создал объединение живописцев, известное сегодня под названием Венский сецессион. В группу вошли молодые прогрессивные художники, противопоставлявшие свои бунтарские работы консервативной академической живописи.
Впервые имя Густава прославилось благодаря его скандальным оформительским работам. В середине 1890-х в течение шести лет он трудился над тремя картинами для университета Вены. Когда полотна «Юриспруденция», «Медицина» и «Философия» были представлены на суд зрителей, в обществе разгорелся скандал.
Возмущению консервативных жителей не было предела: они сочли работы автора откровенной порнографией. Многие граждане даже настаивали на аресте художника, но до этого дело не дошло. Наученный столь негативным опытом, Густав полностью отказался от государственных заказов, но рисовать обнаженную натуру продолжил. Его работы были наполнены чувственностью и эротизмом, не переходящими тонкую грань к пошлости и вульгарности.
Конец 19-го века стал для Климта поистине золотым. Свои полотна мастер ар-нуво украшал сусальным золотом, поэтому картины того периода считаются самыми знаменитыми и дорогими. Полотно «Поцелуй» стало ярким воплощением модернизма, прославившим венецианскую мозаику. Мотивы картины часто встречаются и сегодня, например, в росписи на бокалах для игристых напитков.
Густав вновь шокировал публику, представив работу «Обнаженная истина». Голую правду на картине воплотила девушка с рыжими волосами, держащая в руке зеркальце. Не успели утихнуть страсти по этой картине, как автор потряс ценителей искусства следующим эпатажным полотном – «Золотые рыбки». Произведение гения демонстрировало «пятую точку» рыжеволосой бестии, уже знакомой зрителю по предыдущему полотну.
Несомненно, Климт был везунчиком. Ему посчастливилось получить признание уже при жизни, его творчество вызывало интерес и пользовалось огромным спросом. Картины Густава охотно заказывали состоятельные граждане, поэтому с финансами у автора был полный порядок. На пике славы модернист мог сам решать, какая тема или сюжет будут изображены на картине. Неизменным оставалось одно: каждая его работа изображала женские прелести и была пронизана неприкрытым эротизмом.
Наиболее известными произведениями австрийца стали «Обнаженная истина», «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Три возраста женщины», «Надежда», «Водяные змеи», «Древо любви». Последняя картина – это фреска, созданная в начале 20-го века. Сегодня она украшает стены дворца Стокле в Брюсселе и носит еще одно название – «Древо жизни».
Густав Климт оставил потомкам наследие из великолепных пейзажей, созданных в его уникальном авторском стиле. Мэтр предпочитал работать с квадратными холстами, считая, что таким образом можно визуально расширить пространство. На закате жизни художник занимался исключительно пейзажами, наиболее известными из которых стали «Березовая роща» и «Яблоня».
Личная жизнь
Страсть Густава к обнаженной женской натуре выражалась не только в картинах, но и в реальной жизни. Личная жизнь модерниста вызывала массу слухов и пересуд: поговаривали, что в его постели оказывалась каждая модель, позировавшая для полотен. По предположению современников живописца, он произвел на свет около сорока детей от заказчиц, натурщиц, женщин легкого поведения. Судачили о том, что женщины, независимо от возраста и положения в обществе, были готовы на многое ради портрета, созданного самим Климтом.
Однако есть и другое мнение относительно личности гения. Некоторые исследователи считают, что Густав имел множество отношений, но все они были платоническими. Эту версию опровергает тот факт, что на рубеже веков художник лечился от болезни, название которой произносить вслух было не принято. Сифилис Климт получил от жрицы любви, и об этом сохранились документальные свидетельства. В 2006 году свет увидела книга «Климт», где описывается этот нелицеприятный факт и другие подробности личной жизни художника.
Какое бы количество женщин ни побывало в объятиях мэтра, любовью его жизни была Эмилия Флёге, так и оставшаяся для Густава вечной невестой. Девушка отличалась талантом в дизайне одежды: однажды она даже открыла собственный модный дом. Они были вместе почти тридцать лет, но так и не поженились. Детей у пары не было.
Знатоки творчества австрийского модерниста «раскусили» его предпочтения относительно женщин. Ему нравились пышнотелые дамы с рыжими волосами и темноволосые худышки с утонченными чертами лиц.
Последние годы и смерть
Конец жизни мастер провел практически в полном уединении. Он переехал в небольшой домик в Хитцинге, где оборудовал художественную мастерскую. Здесь Густав начал новый творческий период, создав ряд ярких работ: «Танцовщица», «Невеста», «Дама с веером». Кругом шла война, и автор своими картинами хотел, как бы защититься от происходящего вокруг. Одно лишь произведение он создал в духе военного времени – им стала картина «Смерть и жизнь». Личные записи живописца свидетельствуют о том, что даже в столь непростое время он зарабатывал прилично.
В 1912 году Климт возглавил Австрийский союз художников, а через год принял участие в будапештской выставке художеств в качестве участника и куратора. В 1913-м его полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр II» и «Дева» отправились на Международную художественную выставку в Мюнхен. Вскоре по приглашению Карла Рейнингхауса модернист вошел в состав жюри недавно утвержденной премии в области изобразительного искусства. В 1917-м живописец вошел в список почетных членов академий художеств Мюнхена и Вены.
В начале 1918-го Густав получил инсульт, в результате которого его частично парализовало. Состояние художника стремительно ухудшалось. Доктора посоветовали положить больного в клинику известного профессора Герхарда Риля, где лечили пролежни с помощью водных кроватей. Здесь и без того страдающий Климт подхватил воспаление легких, усугубившее ситуацию. В прессе регулярно публиковались данные о состоянии живописца, в основном прогнозы были оптимистичными. Журналисты считали, что у эпатажного творца есть все шансы на выздоровление.
К сожалению, надежды поклонников не оправдались – Густав быстро угасал. Почувствовав приближение конца, художник попросил позвать к нему Эмилию Флёге, с которой на тот момент уже расстался.
Гениальный живописец скончался 6 февраля 1918 года от пневмонии и осложнений после перенесенного инсульта. На момент смерти Густаву было всего 55 лет.
Живописец упокоился на Хитцингском кладбище близ Вены, оставив незавершенными несколько десятков полотен. Эти работы поделили между собой Эмилия, брат и сестры покойного.
Осенью 2017 года в России провели большую выставку работ Густава Климта. Отечественные любители живописи смогли воочию увидеть гениальные шедевры прославленного мастера ар-нуво. На выставке были также представлены работы другого известного модерниста – Эгона Шиле.