Игнатий Брянчанинов — биография
Игнатий Брянчанинов – российский богослов, проповедник, епископ Православной Церкви. В 1988-м году Епископ Игнатий был прославлен в лике святителей. Мощи богослова в настоящий момент находятся в Ярославле, в Толгском монастыре.
Детство и юность
Родился епископ Игнатий (в миру Дмитрий Брянчанинов) зимой 1807-го года. Будущий богослов происходил из знатной дворянской семьи. Родился он в селе под названием Покровское в родовом имении семейства.
У матери Дмитрия долгое время не рождался долгожданный наследник. Женщина не могла родить детей и горячо молилась о том, чтобы подарить супругу сына. Кроме молитв мать Дмитрия посещала святые места. Вскоре она забеременела и благополучно родила мальчика.
Детство Дмитрия прошло в уединенном поселке, однако это совершенно его не волновало. Дмитрий рос спокойным и тихим ребенком, который избегал шумных игр. В свободное время мальчик читал духовную литературу, молился.
Дмитрий прекрасно учился, он был лучшим в классе. Особенно хорошо мальчику удавались дисциплины, связанные с искусством. Он великолепно рисовал и любил музицировать. Благодаря знакомствам родителей, Дмитрий имел шанс познакомиться с А.Н. Олениным, президентом Академии художеств. Мальчик часто бывал на литературных вечерах, где он мог увидеть и даже поговорить с И. Крыловым, К. Батюшковым и даже с самим Пушкиным.
Дворянин по происхождению, Дмитрий прекрасно знал во всем своем блеске жизнь столичной богемы. Несмотря на это куда больше юноше нравилось проводить время за чтением книг, духовными поисками самого себя. Юноша прекрасно разбирался в науке, но понимал, что куда больше его тянет в мир духовного.
Военная карьера
Как и многие молодые дворяне 19-го века, Дмитрию была уготована военная карьера. По желанию отца он становится юнкером и начинает обучаться в военном петербургском училище. После окончания учебного заведения молодой человек получил чин поручика. Но и во время обучения военной службе Дмитрий не забывал о духовном.
В студенческие годы молодой человек познакомился с монахами Валаамского подворья. Однако решающим событием в биографии Брянчанинова стало знакомство с иеромонахом Леонидом. Леонид стал учителем своего юного друга, который направил Брянчанинова на духовный путь.
Вскоре Дмитрий был послан в Динабургскую крепость, где должен был проходить службу. Во время службы юноша тяжело заболел и получил отставку.
Послушничество
В 20 лет Дмитрий решил уйти из мирской жизни и посвятить себя делам богословским. Он становится послушником в Александро-Свирском монастыре, где его духовным наставником был все тот же отец Леонид. Через год молодой человек вместе с другими послушниками пребывает в Площанскую пустынь. Леонид опекал своего юного друга, помогал ему найти ответы на многочисленные вопросы, которые появлялись у Дмитрия.
Весной 1829-го года Леонид вместе со своими многочисленными учениками посещает Оптину пустынь. Дмитрий вместе со своим другом поехали к Белобережской пустыни, где у них произошла встреча с иеросхимонахом Афанасием. После этого друзья отправились в Оптину пустырь. По пути молодые люди заехали в родовое поместье Брянчанинова, пробыв там какое-то время.
Следующий год послушник провел в Семигородней Успенской пустыни. Здесь Дмитрий создает «Плач инока».
Постриг в монахи
Летом 1831-го года Брянчанинов был пострижен в монахи. Ему дали новое имя – Игнатий, под которым богослов и обретет всероссийскую известность.
Спустя какое-то время Игнатий становится иеромонахом, а потом получает сан игумена. Почти сразу после пострига его определили настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.
В 1833-м году по настоянию императора Николая I игумен берет руководство над Троице-Сергиевой пустынью, что находится близ Петербурга. На новом месте Игнатий внезапно начинает страдать – он постоянно болел, ему завидовали, недоброжелатели клеветали. Спустя год Игнатий был возведен в сан архимандрита. В 1838-м году он становится благочинным всех монастырей Петербурга.
Интересно, что на новом месте Игнатий создал хор. За советами богослов обращался к самому Михаилу Глинке. Через год Игнатий становится настоятелем Тихоновского Дымского монастыря. Он оказывал помощь в обустройстве Коневского монастыря. Благодаря усилиям мужчины была возведена новая гавань, построены лодки для рыбаков, гостиница в два этажа и прочие хозяйственные постройки. К тому же в несколько раз была увеличена площадь пахотной и сенокосной наделов, увеличилась площадь рыбацких угодьев.
В 1847-м году сорокалетний Игнатий попросил уволить его на покой. После приступа ревматизма мужчина решил отойти от дел и собирался дожить свои дни в Николо-Бабаевском монастыре. Однако прошение архимандрита не было удовлетворено – ему предоставили только отпуск в 11 месяцев. На время отпуска богослов обосновался в Николо-Бабаевском монастыре, где написал несколько очерков.
Спустя год Игнатий вернулся в Троице-Сергиеву пустынь. Вскоре в печати появились первые литературные произведения отца Игнатия. В журнале под названием «Библиотека для чтения» появились статьи Игнатия, которые имели красноречивую подпись – «И».
В 1851-м году богослов получил орден Святого Владимир 3-1 степени. Во время Крымской войны мужчина активно переписывался с Николаем Муровьевым-Карским. В письмах Игнатий называл жителей Англии «врагами человечества».
Епископ
Осенью 1857-го года в Петербурге Игнатий становится епископом. Спустя год мужчина отправился в Ставрополь.
Игнатию пришлось столкнуться с недовольством жителей Западного Кавказа. После пленения имама Шамиля недовольные жители Кавказа начали уезжать за пределы Турции. В покинутых местах селились представители казацких станиц, которые испытывали нужду в храмах и священниках. В 1860-м году появляются Кубанское и Терское казачьи войска, в честь которых были названы заселенные территории. Из-за этого появилась необходимость в изменении церковного управления в регионе.
Обустройство епархии затянулось, архиерей не имел собственного дома. Не было денег на обустройство новых церквей, поскольку Святейший Синод не выделял на это средств. Кроме того, на месте проживало значительное число старообрядцев, которым не нравился здешний уклад. Старообрядцы с недоверием и враждебностью относились к православным священникам и к самому епископу в частности.
Игнатию было тяжело навести здесь порядок несмотря на активную помощь брата, который был назначен на должность местного вице-губернатора. Четыре года плодотворной работы потребовалось мужчине, чтобы дела стали налаживаться. В письмах тех лет Игнатий писал, что страдает желтухой и потерял почти все зубы.
Впрочем, даже управленческая работа не могла отвлечь богослова от монашества. Он относился к монашеству как к жизненной философии, которая ведет к духовному совершенству. Он пишет книгу под названием «Приношение современному монашеству», которая вошла в 4-й том его произведений. Здесь мужчина написал немало других своих работ.
Вскоре Игнатий получает орден Святой Анны 1-й степени. Таким образом были отмечены заслуги богослова перед Отечеством.
Последние годы жизни, смерть
Из-за тяжелой болезни Игнатий вновь задумался об увольнении. Ему удалось добиться разрешения в 1861-м году, поэтому вскоре он отправился в Николо-Бабаевский монастырь.
Последние годы жизни монах прожил спокойно и уединенно. Он вел одинокую жизнь, большую часть времени проводил в молитвах и в написании новых духовных произведений. Здесь он создал такие сочинения, как «Отечник», «Слово о смерти» и другие.
Кроме того, Игнатий продолжал переписываться со своими духовными детьми. Издатель, книгопродавец Иван Глазунов пересматривал и исправлял многочисленные статьи и учения богослова.
Весной 1867-го года мужчина в последний раз отслужил литургию. Вскоре он скончался.
Летом 1988-го года Игнатий был причислен к лику святых, его мощи были перевезены в Толгский монастырь, что находится в Ярославле.