Игорь Яцко — биография


Игорь Яцко — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Заслуженный артист Российской Федерации. Он стал известен своими выдающимися ролями в театре и кино, а также за свою работу как педагог и режиссёр, внося большой вклад в развитие театрального искусства в России.

Начало пути

Игорь Владимирович Яцко родился и вырос в Саратове, где прошло его детство и первые шаги на творческом пути. Еще в школьные годы он попал в кружок эстетического искусства, который вела Нина Петровна Аркадакская. Именно она, заметив способности мальчика, подтолкнула его к мысли о профессиональном актёрском пути.

После окончания школы Яцко поступил в Саратовское театральное училище имени Ивана Слонова. Его педагогом и наставником стал Юрий Петрович Киселёв — не только преподаватель, но и директор Театра юного зрителя. Именно этот театр стал для Яцко первым местом работы, где он начал получать сценический опыт в реальной театральной практике.

В 1988 году он отправился в Москву с чёткой целью — поступить в ГИТИС. Ради того, чтобы попасть в мастерскую Анатолия Александровича Васильева, он сознательно подождал год, отказавшись от поступления в другие мастерские. В выборе ему помог совет коллеги Петра Маслова — бывшего студента Васильева, высоко отзывавшегося о методах мастера.

Помимо театра и кино, Игорь Яцко проявил себя как талантливый чтец. В 1987 году он одержал победу на Всероссийском пушкинском конкурсе чтецов, представив на суд жюри проникновенное исполнение повести Александра Пушкина «Метель».

С началом 2000-х годов Яцко активно развивал педагогическое направление в своей карьере. В 2001 году он начал преподавать актёрское мастерство в детском театральном центре «Эколь д’Арт». А уже с 2007 года стал постоянным преподавателем актёрского факультета Международного славянского института имени Г.Р. Державина, где продолжает делиться опытом с новыми поколениями актёров.

Театр: главные роли и режиссёрский дебют

Профессиональный дебют Игоря Яцко состоялся в 1985 году на сцене саратовского ТЮЗа в постановке «Новоселье в старом доме». Одной из первых заметных ролей стала интерпретация Джона Уординга в комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Эти спектакли стали прочной основой для дальнейшего развития актёра, формируя его сценический язык и манеру игры.

Уже в 1990 году, обучаясь на втором курсе ГИТИСа, Яцко вошёл в труппу московского театра «Школа драматического искусства», созданного его наставником Анатолием Васильевым. Работа в этом театре, где каждая репетиция превращалась в полноценное исследование и открытие, стала ключевой в его актёрской биографии. За годы сотрудничества с труппой Яцко сыграл более чем в двадцати спектаклях, каждый из которых расширял границы его профессионального опыта.

Среди работ, особо значимых для самого актёра, он выделяет свой дебют в спектакле «Сегодня мы импровизируем», роль Фрасимаха в философской драме «Государство» по Платону, участие в экспериментальной постановке «Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи Пушкина», а также воплощение образа Моцарта в спектакле «Моцарт и Сальери. Requiem». В трагедии «Фауст» Яцко сыграл заглавную роль, раскрывая сложную философскую природу персонажа.

В составе театра «Школа драматического искусства» актёр побывал на крупнейших театральных фестивалях мира, где получил признание как представитель нового подхода к сценическому искусству, развиваемого Васильевым.

В 2004 году Яцко дебютировал в роли режиссёра, поставив уникальный проект — спектакль-чтение «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени», основанный на романе Джеймса Джойса «Улисс». Постановка длилась ровно сутки и была приурочена к знаменательной дате — 16 июня, дню, в который происходит действие романа, спустя ровно сто лет после его публикации. Проект вошёл в Книгу рекордов России как самая продолжительная театральная постановка.

После эмиграции Анатолия Васильева во Францию в 2007 году Игорь Яцко возглавил театр «Школа драматического искусства» в качестве главного режиссёра, продолжив развивать его художественное направление и сохранять философское наследие основателя.

Роли в кино

Кинематографическая карьера Игоря Яцко началась сравнительно поздно — к тому моменту он уже был зрелым театральным актёром с богатым сценическим опытом. Его дебют на экране состоялся в 2001 году в российском киноальманахе «Чёрная комната», где он снялся в эпизоде под названием «Клеопатра». Попасть на пробы ему помогла однокурсница по ГИТИСу — актриса Оксана Фандера, также задействованная в проекте. В том же году Яцко появился и в триллере «Шатун», исполнив роль телевизионного актёра Андрея Вешнего. Его прощальный монолог из этого фильма привлёк внимание к артисту, а фотопроба начала фигурировать в каталогах кинопроизводств.

Несмотря на успешное начало, Игорь Владимирович не стремился активно развивать кинокарьеру, отдавая приоритет театру. Из-за этого перерывы между съёмками могли длиться годами. Тем не менее его фильмография постепенно пополнялась: он снялся в таких лентах, как «Бегущая по волнам», «Антидурь» и «Русалка». Выразительная внешность, внушительный рост (192 см) и органика сценического актёра сделали Яцко привлекательным выбором для многих режиссёров.

Съёмки нередко сопровождались курьёзами. По признанию самого актёра, в кадре ему регулярно приходилось играть отрицательных персонажей, которых потом избивали другие герои. А в фильме «Доктор Живаго» Яцко провёл ночь в гробу, участвуя в съёмке сцены на кладбище.

Особый случай связан с сериалом «Гражданин начальник – 2». Актёр, всю жизнь избегавший вождения из-за детских травм — последствий нескольких аварий на автодроме — был вынужден сесть за руль. Причём в сложной сцене: управлять машиной на высокой скорости по городским улицам, с камерой, закреплённой на капоте. Он справился с задачей, преодолев личный страх.

Заметное место в кинокарьере Яцко занимают проекты последних лет: драма «ПираМММида», экранизация «Белой гвардии», исторический фильм «Раскол». Среди телепроектов — популярный сериал «Восьмидесятые» и комедия «Студия 17». В комедийной ленте «Мама дарагая» Яцко блестяще воплотил образ эксцентричного бывшего рокера, сыграв вместе с Дмитрием Авериным и Ксенией Раппопорт.

В 2016 году на канале ТНТ вышел приключенческий сериал «Остров», снятый на Сейшельских островах, где Яцко принял участие. В телевизионной адаптации «Три сестры» режиссёра Юрия Грымова он исполнил роль барона Тузенбаха. Его партнёрами по сцене стали Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов и Игорь Ясулович.

Личная жизнь

Игорь Яцко предпочитает не делиться подробностями личной жизни, сознательно отгораживая её от публичного внимания. В интервью он уклоняется от обсуждений, касающихся семьи или детей, сосредотачиваясь исключительно на творчестве, актёрской и педагогической деятельности. Тем не менее, известно, что его супругой стала актриса Мария Зайкова, уроженка Стерлитамака. Их история началась ещё во время учёбы в театральном вузе, а затем продолжилась в профессиональной среде: оба стали частью труппы театра «Школа драматического искусства».

Мария Зайкова активно поддерживает мужа в творческих начинаниях, включая работу с молодёжью и развитие образовательных программ. Их союз носит творческий и партнёрский характер, основанный на общих профессиональных целях и взглядах на искусство.

Игорь Яцко сохраняет ограниченное присутствие в социальных сетях. Информацией о проектах и выступлениях он делится через страницу во «ВКонтакте» и через аккаунт на «Фейсбуке». Аккаунта в Instagram у актёра нет, что подчёркивает его стремление избегать публичной демонстрации частной жизни.

Иногда в СМИ звучали предположения о возможном родстве между Игорем и другим известным актёром — Александром Яцко. Однако эти слухи ничем не подтверждаются. Артисты никогда не упоминали друг о друге, а также родились в разных городах: Александр — в Минске, Игорь — в Саратове, что указывает на отсутствие подтверждённых родственных связей.

В сентябре 2018 года Игорь Яцко оказался в центре неприятной истории, обратившись в полицию с заявлением о пропаже средств с банковской карты. Актёр сообщил, что исчезновение 400 тысяч рублей он обнаружил не сразу и не смог объяснить, каким образом средства были списаны. Этот эпизод стал исключением из его закрытой личной жизни, став достоянием прессы.

В настоящее время

В 2018 году Игорь Яцко вновь появился на экране, сыграв в двухсерийной мелодраме «Вместе с Верой» и комедии «Год свиньи». Однако в последние годы он всё больше сосредоточен на театральной и педагогической деятельности, отдавая приоритет не съёмкам, а развитию «Школы драматического искусства», которую возглавляет после отъезда Анатолия Васильева, и преподаванию в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.

Актёр активно делится своим опытом не только в столичных учреждениях, но и в регионах. Весной 2019 года он посетил Тюмень с мастер-классами для актёров местных театров, продолжая образовательную миссию за пределами Москвы. В том же апреле он принял участие в первом фестивале «Уроки Олега Табакова», прошедшем в Саратове — на родине как самого Табакова, так и Игоря Яцко.

Избранная фильмография

  • 2004 — Слепой — Василий Волков
  • 2007 — Русалка — работодатель
  • 2008 — Дорогие дети — Боцман
  • 2011 — ПираМММида — Резо
  • 2012 — Восьмидесятые (сезон 2) — Фёдор Поляков
  • 2013 — Цезарь — эксперт Кротов
  • 2017 — Три сестры — Тузенбах
  • 2022 — Amore more — Конторов

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share