Инга Будкевич — биография
Инга Будкевич — советская и российская актриса театра и кино, известная по ролям в фильмах 1960–1980-х годов.
Ранние годы
Инга Николаевна Будкевич родилась 31 марта 1936 года в Москве в семье военнослужащего. Отец, Николай Тарасович, был белорусом по национальности, мать, Мария Алексеевна, вела домашнее хозяйство. Детство будущей актрисы пришлось на годы Великой Отечественной войны. В 1943 году семья оказалась в эвакуации в Баку, где Инга пошла в первый класс. Тяжёлые условия военного времени — голод и нехватка необходимых вещей — компенсировались редкими радостями, среди которых было кино. Особое впечатление произвёл фильм «Волга-Волга», который она смотрела по нескольку раз в день. Любовь к кинематографу и восхищение актрисой Любовью Орловой определили её мечту о профессии.
В годы, проведённые в Баку, Будкевич несколько раз видела Любовь Орлову лично. Первая встреча произошла, когда девочка вместе с группой школьников встретила актрису у гостиницы «Интурист». В толпе голос Инги выделился, и кинозвезда, заметив её, угостила конфетой и сделала замечание за излишний шум. Этот эпизод запомнился будущей артистке на всю жизнь и укрепил её желание связать судьбу с кино.
После окончания войны семья вернулась в столицу, где постепенно наладила жизнь. Мечты об актёрской профессии не оставляли Ингу и определили её выбор после окончания московской школы № 45. Она поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) с первой попытки. Будкевич стала студенткой мастерской Михаила Ромма и Владимира Белокурова, где в рамках учебного эксперимента объединили актёрский и режиссёрский курс, что дало студентам более широкое представление о профессии.
Начало карьеры в кино и театре
В 1959 году, завершив обучение во ВГИКе, Инга Будкевич начала работать в Театре-студии киноактёра. Ещё во время учёбы, в 1958 году, она дебютировала на экране в фильме «Улица молодости» режиссёра Феликса Миронера, снятом по сценарию Марлена Хуциева. Оба кинематографиста обратили внимание на Будкевич и её однокурсника Василия Шукшина на одном из студенческих показов, пригласив их на пробы. Инге досталась главная женская роль, а Шукшин получил предложение сниматься в другой ленте Хуциева — «Два Фёдора».
Следующей работой актрисы стала комедия «Ссора в Лукашах» (1959), где она сыграла Ульяну Котову — невесту механизатора Виктора. В том же году Будкевич появилась в мелодраме «Любовью надо дорожить», вновь исполнив образ лирической героини. Несмотря на успешные роли, по окончании института она осталась без постоянного места в кино. Её распределили на киностудию «Беларусьфильм», но актриса отказалась от переезда в Минск, так как в Москве находились родители, муж, а сама она ожидала ребёнка.
Работа на киностудии имени Горького
В поисках работы Инга обошла несколько столичных киностудий. На киностудии имени М. Горького её заметила ассистентка режиссёра Сергея Герасимова и предложила пробы на роль стриптизёрши в фильме «Журналист». Будкевич не только согласилась на откровенный по меркам советского кинематографа эпизод, но и была зачислена в штат киностудии. Материнство не прервало её карьеру: она продолжала сниматься и работать конферансье на концертах известных артистов эстрады, а также исполнила небольшие роли в фильмах «Берегись автомобиля» и «Звонят, откройте дверь».
В 1968 году Владимир Басов, хорошо знавший актрису, пригласил её в телевизионную киноэпопею «Щит и меч» на роль Инги Ротмировой. Фильм пользовался огромной популярностью, а её героиня запомнилась зрителям и сделала актрису узнаваемой. В том же году Будкевич вместе с супругом снялась в фильме-сказке Александра Роу «Огонь, вода и… медные трубы» в роли Царевны. Продолжением сказочной линии в её фильмографии стала картина «Варвара-краса, длинная коса», где она исполнила образ царской няньки.
В 1974 году судьба вновь свела актрису с её детским кумиром Любовью Орловой — они встретились на съёмках фильма «Скворец и Лира». Орлова исполняла роль разведчицы Лиры, а Будкевич сыграла светскую даму. Постепенно эпизодические роли стали преобладать в её карьере: в 1980–1990-е годы она исполнила более двадцати небольших экранных образов. Среди них — работы в фильмах второго супруга актрисы, режиссёра Юрия Мастюгина, включая ленту «Приходи свободным». С началом нового этапа в российском кино Инга Будкевич оставила актёрскую профессию и посвятила себя семье и домашним делам.
Личная жизнь
На втором курсе ВГИКа у Инги Будкевич завязался роман с однокурсником Эдуардом Изотовым — заметным студентом курса, обладавшим эффектной внешностью и выразительным баритоном. Преподаватели прочили ему блестящую карьеру, а среди девушек он пользовался особой популярностью. Молодые люди сблизились во время совместной подготовки сценического отрывка, а вскоре поняли, что влюблены. В возрасте двадцати лет они тайно поженились, опасаясь неодобрения матери жениха, Анны Иосифовны. Родители Изотова жили обеспеченно, а мать подыскивала сыну невесту из влиятельной семьи — генеральскую дочь Милу.
До конца учёбы супруги жили раздельно. Будкевич мечтала о пышной свадьбе и даже приобрела ткань на платье на гонорар за «Улицу молодости», однако торжество так и не состоялось из-за противодействия свекрови. Лишь свёкор, Константин Иосифович, относился к Инге с симпатией. После учёбы молодые жили у родителей актрисы, и в 1960 году у них родилась дочь Вероника. Заботой о ребёнке занималась мать Инги, когда та возвращалась к работе.
В 1964 году Изотов сыграл в сказке «Морозко», что сделало его одной из заметных фигур советского кино. Популярность принесла семье возможность приобрести собственную квартиру, однако перемен к лучшему в быту не произошло. Несмотря на успехи в профессии, Изотов редко брал на себя хозяйственные заботы, и многие дела в доме выполняла сама Инга.
Отношения оставались сложными, и супруги не раз задумывались о разводе, но откладывали решение. Ситуация изменилась, когда в жизни актрисы появился режиссёр Юрий Мастюгин, также переживавший развод. После двух лет отношений с Мастюгиным Будкевич решилась разорвать брак. К этому времени у Изотова уже был роман с монтажёром Ириной Ладыженской, с которой он позже связал жизнь.
Некоторое время бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. Однако в судьбе Эдуарда Константиновича произошёл драматический поворот: его арестовали за незаконную валютную операцию и приговорили к трём годам лишения свободы. После освобождения он утратил прежнюю форму и здоровье, не смог восстановиться и провёл последние годы в психоневрологической клинике. Инга Будкевич до конца оказывала бывшему мужу помощь и поддержку.
Последние годы
Инга Будкевич на протяжении многих лет остаётся не только супругой и матерью, но и заботливой бабушкой и прабабушкой. Её дочь, актриса Вероника Изотова, подарила матери внучку Дину ещё в тот период, когда Эдуард Изотов находился в заключении. Дина, следуя семейной традиции, получила актёрское образование и впоследствии стала мамой дочери, которую назвали Вероникой.
Перешагнув 80-летний рубеж, Инга Николаевна завершила карьеру в кино, однако её образы по-прежнему помнят зрители. В сентябре 2024 года актриса стала гостьей телепередачи «Привет, Андрей!». В программе, посвящённой советскому кинематографу, она вместе с Аркадием Изаренковым и Валерием Семиным участвовала в вечернем круглом столе и исполнила попурри из песен, прозвучавших в отечественных фильмах.
Избранная фильмография
- 1966 — Берегись автомобиля
- 1968 — Щит и меч
- 1968 — Огонь, вода и… медные трубы
- 1969 — Варвара-краса, длинная коса
- 1971 — Достояние республики
- 1972 — Руслан и Людмила
- 1981 — Карнавал
- 1986 — Пётр Великий
- 1989 — Любовь с привилегиями
- 1992 — Чёрный квадрат
- 2004 — Надежда уходит последней
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.