Ингрид Бергман — биография
Ингрид Бергман — шведская актриса, ставшая знаменитой благодаря своим выдающимся ролям в европейском и американском кинематографе, занимает заслуженное место в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии Американского института киноискусства. Она трижды удостоена престижной награды «Оскар». Наиболее известные фильмы с её участием «Касабланка», «По ком звонит колокол», «Газовый свет», «Дурная слава», «Жанна д’Арк», «Анастасия» и «Убийство в „Восточном экспрессе“», приносят на экран неповторимую «скандинавскую свежесть и жизненную силу».
Детство
Ингрид Бергман увидела свет 29 августа 1915 года в столице Швеции, окруженная стенами Стокгольма, в семье шведа Юстуса Самуэля Бергмана и Фриды Генриетты Адлер, коренной жительницы Германии. Ингрид занимала позицию третьего ребенка в семейной иерархии, причем ее предыдущие братья и сестры ушли из жизни в крайне раннем возрасте, один – в момент рождения, другой – спустя неделю после появления на свет. Воспитание в духе лютеранства стало основой ее духовных устремлений.
Трагедия обрушилась на семью, когда Ингрид исполнилось всего три года – от желтухи скончалась ее мать. Ее отец, предприниматель и владелец магазина фототоваров, был искренним афиционадо фотографии и кинематографа. Он не уставал запечатлевать дочь в кадрах камеры, пробуждая в ней страсть к миру искусства с младых лет. Несмотря на попытки отца направить ее музыкальные и оперные предпочтения, сердце Ингрид принадлежало исключительно сцене. Ее первое посещение театра в возрасте одиннадцати лет стало решающим: «Папа, папа, это именно то, чем я желаю заниматься», — заявила она.
Год 1929 принес новое горе – Юстус Бергман скончался от рака желудка. Попечение над Ингрид взяла на себя тетя Эллен Бергман, однако через шесть месяцев и она ушла из жизни. Впоследствии девушка нашла приют у дяди Отто Бергмана, в семье которого росло пятеро детей.
Будучи подростком в возрасте от 15 до 17 лет и пережив потерю близких, Ингрид проявляла себя как закрытая и скромная натура. Актерское мастерство служило ей убежищем, где, наедине с самой собой, воображаемыми персонажами, перед родными или одноклассниками, она находила самовыражение и освобождение. Эти моменты преображения и становления своего «я» нашли отражение в автобиографии Ингрид Бергман.
В 1933 году путь Ингрид Бергман пересекся с Королевским драматическим театром Стокгольма, куда она была зачислена. Обучение в этом престижном учебном заведении строилось на строгих правилах: студентам предоставлялась возможность участвовать в спектаклях лишь после двух лет интенсивных занятий. Однако уже через три месяца после начала учёбы, благодаря своему неповторимому таланту, Ингрид получила предложение от выдающегося режиссёра Альфа Шёберга принять участие в его театральной постановке. Этот неожиданный поворот вызвал волну возмущения среди старшекурсников, опасавшихся конкуренции со стороны молодой актрисы. Изложено в автобиографических записях Ингрид Бергман.
Ситуация обострилась до такой степени, что театральное руководство, стремясь избежать скандальных последствий, приняло решение об исключении Ингрид из спектакля, дабы уладить конфликт.
Карьера в кино
В 1934 году, Ингрид Бергман сыграла небольшую, но запоминающуюся роль служанки в киноленте «Граф из Мункбру». Этот опыт стал отправной точкой в ее карьере, ведь вскоре после этого она заключила договор с Шведской киностудией. Это событие обернулось для нее разрывом с Королевским драматическим театром, решение об уходе которое сопровождалось немалым скандалом и переориентацией на кинематограф.
Далее в ее фильмографии последовали работы в таких кинопроектах, как «Сведенхельмы» (1935), «Вальпургиева ночь» (1935), «Доллар» (1938), которые получили высокую оценку от шведской критики. Особое внимание привлекла к себе лента «Интермеццо» (1936) под руководством Густава Муландера с Йестой Экманом в главной роли, именно эта роль открыла ей путь к международной славе, привлекая внимание критиков и продюсеров из Голливуда.
После успеха в более чем десяти шведских и одном немецком кинопроектах, Ингрид получила приглашение от голливудского продюсера Дэвида Селзника сняться в американской версии «Интермеццо» (1939) вместе с Лесли Говардом. Первая встреча с Селзником чуть не поставила крест на ее голливудской карьере из-за его требований кардинально изменить внешность и даже имя. Однако непоколебимость Ингрид и ее отказ поддаваться на такие условия заставили продюсера пересмотреть свое отношение и оценить ее естественную красоту и непосредственность, которые в итоге стали ее визитной карточкой в Голливуде.
После съемок в Голливуде Ингрид вернулась в Швецию к своей семье, однако с началом Второй мировой войны ее муж Петер отправил ее и дочь в США, присоединившись к ним позже после того, как Швеция заняла нейтральную позицию в конфликте.
Ее первые работы в Голливуде, участие в театральных постановках и роль в фильме «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Виктора Флеминга получили положительные отклики в прессе. Обучение в школе актерского мастерства Михаила Чехова в 40-х годах только укрепило ее мастерство и подготовило к роли Ильзы Ланд в «Касабланке» (1942), которая стала одной из самых ярких страниц в ее карьере, несмотря на смешанные чувства актррисы к самому фильму. Несмотря на то, что «Касабланка» приобрела статус культовой ленты и заняла второе место в списке 100 лучших американских фильмов всех времен по версии AFI, Ингрид Бергман не разделяла общего восторга и часто выражала раздражение, когда обсуждение сводилось исключительно к этому проекту. Она отмечала, что снялась в множестве кинолент, которые считала более значимыми. Отношение к Хамфри Богарту, с которым они вместе принимали участие в съемках, она описывала как поверхностное: хотя их персонажи были близки на экране, в жизни актеры мало знали друг о друге.
Тем не менее, успех «Касабланки» способствовал утверждению статуса Ингрид Бергман как одной из ведущих звезд Голливуда, принося ей широкое признание и любовь зрителей. Лента была номинирована на «Оскар» в восьми категориях и получила три награды, хотя сама Ингрид не была отмечена личной статуэткой за участие в этом фильме.
Следующий крупный проект в карьере Бергман стал фильм «По ком звонит колокол» (1943), экранизация одноименного романа Эрнеста Хемингуэя. Писатель настаивал на участии Ингрид в главной женской роли, вопреки первоначальным планам студии задействовать другую актрису. Роль Марии, требующая от актрисы изменения внешности, в том числе короткой стрижки, стала одним из ярких образов в карьере Бергман и принесла ей первую номинацию на «Оскар».
Значительным достижением в карьере Ингрид стало получение «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме «Газовый свет» (1944), где она сыграла женщину, которую ее муж пытается довести до сумасшествия. Успех в этом фильме укрепил ее позиции в Голливуде как актрисы мирового класса.
На протяжении следующих пяти лет Ингрид Бергман участвовала в съемках ряда значительных фильмов, включая «Колокола святой Марии» (1945), «Триумфальная арка» (1948), «Жанна д’Арк» (1948), «Дурная слава» (1946), неоднократно номинируясь на «Оскар» и закрепляя свой статус в голливудском Олимпе.
Несмотря на успехи в профессиональной сфере, личная жизнь Ингрид Бергман оказалась под угрозой. Различия в образе жизни, характерах и интересах начали оказывать негативное влияние на отношения с Петером Линдстрёмом. Взаимопонимание между супругами стало угасать, а редкие семейные встречи в их доме не приносили прежнего уюта и тепла. Влияние Петера на Ингрид было довольно сильным: будучи старше ее на восемь лет, он привык контролировать ее поведение, финансовые расходы и даже манеру говорить. Такой подход вскоре вызвал у актрисы чувство дискомфорта и желание изменить свою жизнь.
Сложности в семейных отношениях стали критическими, когда Ингрид осознала, что различия между ней и Петером непреодолимы. Она выразила желание развестись, однако принять окончательное решение о разводе ей было крайне сложно. Этот период в жизни Бергман был ознаменован внутренними борьбами и поиском себя, в результате которых она стремилась найти гармонию и удовлетворение как в личной, так и в профессиональной жизни.
Личная жизнь
В молодости Ингрид переплела свою судьбу с Питером Линдстромом, чей возраст и мудрость стали для неё опорой в мире, где карьера только начинала набирать обороты. Он стал для неё не только оплотом надежности, но и наставником, указывающим путь к звёздам. Свадьба, состоявшаяся в 1937 году, была лишь началом их общего пути, который вскоре привел их в далёкую Америку, где Ингрид ожидала новая жизнь и новые вызовы.
Однако судьба, как и в любом хорошем сценарии, подготовила для Ингрид повороты, полные страсти и разочарований. Её встреча с Роберто Росселлини, который покорил её сердце через экран, стала началом новой главы, полной любви, но и боли. Ингрид, чьё имя уже было неотъемлемо связано с голливудскими шедеврами, вдруг оказалась в центре скандала, который взбудоражил общественность.
С Росселлини она обрела не только новые роли, но и новую семью, дав миру талантливых наследников. Но этот союз, так же как и предыдущий, оказался непродолжительным. Путь Ингрид и Роберто разошёлся, оставив после себя как восхитительные произведения искусства, так и глубокие раны на сердце актрисы.
Смерть
В 1974 году у Ингрид Бергман было выявлено образование в левой груди, в связи с чем она прошла операцию в одной из клиник Лондона. Четыре года спустя, находясь в процессе работы над фильмом «Осенняя соната», актрисе потребовалась еще одна хирургическая интервенция. Невзирая на свое здоровье, Ингрид не отказалась от участия в съемках телефильма «Женщина по имени Голда» в 1981 году. Завершив работу над проектом, она предпочла уединение в своей лондонской квартире на Чейн-Гарденс, поскольку последствия химиотерапии сильно повлияли на ее внешность. Тем не менее, журналисты продолжали осаждать ее жилище, стремясь получить фотографии актрисы. Болезнь прогрессировала, поразив позвоночник и оставив без функций правое легкое.
29 августа 1982 года, в день своего 67-летия, Ингрид Бергман скончалась, не сумев преодолеть рак груди. Прощание с актрисой состоялось в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, где собрались ее преданные поклонники, друзья и близкие. После кремации прах Ингрид был перевезен в Швецию. Одна его часть нашла свой покой в водах у деревни Фьельбака, а другая была захоронена на кладбище Норра бегравнингсплатсен в Стокгольме, рядом с местом последнего упокоения ее родителей.
Избранная фильмография
- 1939 Интермеццо
- 1941 Ярость в небесах
- 1943 По ком звонит колокол
- 1945 Заворожённый
- 1946 Дурная слава
- 1948 Триумфальная арка
- 1948 Жанна д’Арк
- 1950 Стромболи, земля Божья
- 1952 Европа 51
- 1953 Путешествие в Италию
- 1954 Страх
- 1956 Анастасия
- 1956 Елена и мужчины
- 1958 Постоялый двор шестой степени счастья
- 1961 Любите ли вы Брамса?
- 1964 Визит
- 1969 Цветок кактуса
- 1974 Убийство в «Восточном экспрессе»
- 1982 Женщина по имени Голда