Ирина Печерникова — биография
Её долго считали одной из самых красивых и утонченных актрис советского кинематографа. И это вполне соответствовало истине – лицо, с тонкими интеллигентными чертами, грустные глаза олененка, приятный голос. Она обладала несоветской внешностью, и часто ставала и предметом страсти мужчин, и предметом острой зависти женщин. Судьба Ирины Печерниковой, которая еще в молодости узнала звук «медных труб» сложилась не так удачно, как хотелось бы. Она теряла родных и близких и много страдала, но нашла в себе силы остановиться на краю пропасти, и продолжать жить.
Слава пришла к актрисе Ирине Печерниковой после выхода на большой экран картины «Доживем до понедельника».
Детство и юность
Родилась Ирина Печерникова 2 сентября 1945 года в городе Грозный. Папа Виктор Печерников и мама Любовь Долина были выпускниками геофизического факультета ЛГУ. Там они и познакомились, а после выпуска получили направление в Чечено-Ингушетию. Работали по специальности геофизиками, и родили троих детей – сына и двух дочерей. Ира была самым младшим ребенком в семье.
Вскоре после ее рождения семья поселилась в Москве, на Ленинском проспекте.
В детские годы девочка была очень капризная и взбалмошная. Больше всего на свете она не любила детский сад, и каждое утро устраивала дома настоящую акцию протеста. Соседи даже говорили ее родителям, чтобы они не мучили ребенка, но Иру упорно водили в детсад, где она не давала жизни воспитателям. В младших классах она стала во дворе настоящей заводилой, участвовала почти во всех драках. Придумывала детям разные занятия и игры. Недалеко от их дома была стройка, так девочка вместе с друзьями сооружала плот, и переплывала на нем котлован. Естественно, что домой являлась полностью вывалянная в грязи. Потом они стали изображать марсиан, и носились по строительным балкам между этажами. К ним домой часто приходили родители тех ребятишек, которых Ирина подбивала на эти «подвиги», и говорили, что запрещают своим детям с ней дружить.
Все эти проказы отошли на второй план, после того, как девочка пообщалась с их соседкой, известной актрисой Руфиной Нифонтовой. Дело в том, что Ира как и все девочки, мечтала стать артисткой, и вдруг обнаружила, что они живут по соседству со знаменитостью. Ира никак не решалась подойти к ней, просто покупала букетики цветов и молча клала их под соседскую дверь. Однажды она все-таки набралась смелости, и нажала на дверной звонок. Дверь распахнулась, и Ира от неожиданности не могла связать и дух слов. Она пыталась сказать, что в восторге от творчества Нифонтовой, и что тоже мечтает когда-то выйти на сцену. Единственное, что девочка произнесла внятно, был вопрос, что нужно для того, чтобы стать актрисой. Ответ Нифонтовой был очень лаконичным: «Все!». И перед носом девочки захлопнулась дверь.
С того самого времени Печерникова уже не шалила во дворе, она забросила все свои прежние занятия, и начала заниматься всем одновременно – она каталась на коньках, занималась гимнастикой, посещала кружок фехтования, стреляла, и даже каталась на мотоцикле и лошадях. Вдобавок ко всему этому Ирина начала заниматься в драмкружке. С помощью своего преподавателя девушка готовилась сдавать экзамены, причем остановила свой выбор на МХАТе.
Печерникова очень хотела учиться в театральном, но полной уверенности в том, что ей удастся поступить, у девушки не было. Чтобы укрепиться в правильности своего выбора, Ира решила устроиться на работу в театр им.Маяковского, присмотреться, пообтереться в актерской среде, и только в следующем году идти поступать. Ире захотелось посмотреть, как проходят вступительные экзамены в Школе-студии МХАТ, и она пошла глянуть, как это делают другие, чтобы быть готовой к любой ситуации. Она заглянула в студию, и сразу попалась на глаза педагогам. Ее позвали ближе, и спросили, сколько ей лет. Печерникова уверенно соврала, что ей семнадцать, хотя ее тоненькая фигурка и большущий бант на голове не позволяли дать ей больше тринадцати. К тому же она была в школьном платье и носочках. Педагоги посмеялись, но разрешили ей что-то прочесть. Ирина с серьезным видом прочла то, что готовила для поступления на следующий год, преподаватели снова начали смеяться, но вдруг сообщили ей, что она принята.
Театр
Творческий путь молодой актрисы начался еще в годы учебы. Студентке-второкурснице предложили сыграть в спектакле «Зима тревоги нашей», и это стало ее первым уроком жизни. Печерникова впервые соприкоснулась с изнаночной стороной мира искусства, и стала предметом слухов и обсуждений. Однажды сквозь тонкую стенку гримерной она услышала, как коллеги обсуждают ее, как говорят, что такую роль можно было получить только через постель. Ира была еще совсем молодой, она даже не знала вкус поцелуев, а о ней говорили, что она спит одновременно с двумя режиссерами.
Ирина забилась в декорации, и так горько плакала, что режиссеру пришлось буквально силой вытаскивать ее оттуда. Он выслушал ее всхлипы, и посоветовал никогда не обращать внимания на подобные ситуации. Он говорил, что если об актрисе шепчутся за спиной, значит она талантливая и необыкновенная. И этому нужно только радоваться, а плакать начинать, когда этот шепот стихает.
Ирина прислушалась к совету, и за всю свою жизнь чего она только не наслушалась о себе. Иногда сплетни были обоснованными, но в большей степени о ней судачили исключительно из зависти.
Получив диплом об окончании театрального института, Печерникова на протяжении двух лет служила в Ленкоме. Потом бросила, и вошла в труппу Театра им.Маяковского, в который давно мечтала попасть. На сцену этого театра актриса выходила на протяжении десяти лет. Потом по приглашению Михаила Царева оказалась в Академическом Малом. Он честно предупредил актрису, что на протяжении двух лет она станет предметом для сплетен и интриг, потому что именно о таких, как она, и судачат больше всего.
Некоторые актрисы ее просто возненавидели и страшно завидовали. Ирина была новенькой в труппе, а уже играла самые лучшие роли. Ей иногда звонили с угрозами, но актриса продолжала заниматься любимым делом.
После того, как не стало Михаила Царёва, Ирина полностью разочаровалась в своей работе в этом театре. Все что она могла сыграть, уже сыграла, настали скучные и мрачные времена. К тому же страна погрузилась в застойные 90-е, которые прошлись катком по карьере многих артистов. Таким же катком раздавило и Печерникову. Она стала невостребованной, денег на жизнь не было, и эта безысходность подтолкнула ее в объятия зеленого змия. Она пила очень сильно, но сумела вовремя остановиться и не скатиться в пропасть.
Фильмы
В кинематографической биографии актрисы все складывалось хорошо. Печерникова снималась с самыми известными коллегами, причем совершенно не выглядела дилетанткой на их фоне.
Дебютными картинами молодой актрисы стали «Каменный гость» и «Первая любовь». После этого по приглашению Станислава Ростоцкого она снялась в ленте «Доживем до понедельника». Ему хотелось найти на роль Натальи Гореловой какую-нибудь неизвестную актрису, а Ирина понравилась ему с первого раза. Зрители увидели фильм в 1968-м, и сразу запомнили молоденького преподавателя английского языка. Ирина говорила, что работа над этой картиной была даже не работой, а настоящим удовольствием. На съемках царило взаимопонимание и уважение, и такая обстановка сложилась благодаря режиссеру Ростоцкому.
После проката картины начали ходить слухи, что у Печерниковой роман с Тихоновым. Ирине было даже смешно слушать эти сплетни, она даже боялась к нему подойти, о каком тут романе могла идти речь. Да, она действительно была в него немного влюблена, но это была не любовь, а уважение.
Ирина была тайно влюблена в Олега Даля, но ни о каком романе не могло быть и речи. Чтобы побывать с ним вместе на съемочной площадке, Печерникова согласилась на небольшой эпизод в ленте «Вариант «Омега». Олег в то время был несвободен, причем с женой Лизой они работали в одной съемочной группе. Они не отходили друг от друга, постоянно держались за руки. Поэтому Ирина могла рассчитывать только на дружеские отношения с Олегом.
Об отношениях Печерниковой и Высоцкого тоже ходило немало слухов. Они вместе снимались в фильме «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил». Ирина позже вспоминала, что в это время Владимир вызывал в ней только одно чувство – раздражение. Он часто выпивал, и в таком состоянии постоянно ее щипал. Однажды он исполнил свой «Парус», и у Ирины вырвались слова, что мол, такой противный человек, а такие песни пишет. Высоцкий услышал то, что она сказала, но в ответ громко рассмеялся.
Вторая встреча Ирины и Высоцкого состоялась после ее возвращения из Польши. Актриса не знала, как сложилась его судьба, и она поинтересовалась, есть ли у него еще песни, кроме той, что она уже слышала. Владимир снова расхохотался.
Скорее всего у него были чувства к этой красивой актрисе с необыкновенными глазами, иначе зачем было мчаться к ее отцу и отпрашивать дочь на три дня. Высоцкий увез Ирину в Адлер, потом в Гагры, где шли съемки картины «Плохой хороший человек». В этой ленте снова встретились Высоцкий и Даль. Через день Высоцкий выступал с концертом в Сухуми, который собрал полный зал. Много из того, что звучало со сцены, было посвящено прекрасной девушке, сопровождавшей его. Ирина очень смущалась под взглядами любопытных зрителей, которые старались рассмотреть пассию знаменитого барда.
Но настоящей любовью Владимира Высоцкого была Марина Влади, а роль любовницы для Ирины оказалась неприемлемой.
Одна из любимых ролей самой актрисы – Мария Татаринова из ленты «Два капитана», хотя этот образ чуть не прошел мимо нее. Режиссер Карелов предложил Ирине стать Катиной мамой, при том, что роль самой Кати досталась Елене Прудниковой, ровеснице Печерниковой. Ирину это сильно обидело, но режиссер мотивировал свой выбор тем, что ему нужна была такая женщина, которую боготворят три мужика, причем всю свою жизнь.
Ирина Печерникова пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Ее фотографии постоянно украшали журнал «Советский экран», статьи и интервью с актрисой печатались в каждом номере.
Самыми заметными работами того периода стали ленты «По собственному желанию», где она сыграла в паре с Евгением Киндиновым, «Человек меняет кожу», в которой Ирина снималась с Борисом Хмельницким, Игорем Костолевским и Ларисой Удовиченко.
В картине «Необыкновенное лето» Печерникова сыграла Лизу Мешкову. В 1981-м Ирину позвали на съемки фильма-катастрофы «34-й скорый», в котором ей досталась роль второго плана – пассажирка без билета. Блестящее исполнение главных персонажей этого фильма принадлежит Елене Майоровой, Льву Дурову и Александру Фатюшину.
Не отказывалась Печерникова и от участия в съемках телеспектаклей, которые тоже с интересом смотрели поклонники ее творчества.
90-е годы сильно отразились на карьере актрисы. Её практически не снимают. В это время вышла только одна лента под названием «Анна Карамазофф», которую демонстрировали в Каннах. Ирина и Татьяна Друбич стали узбечками.
Новый век добавил в фильмографию актрисы всего два проекта. Ирина получила малозаметные роли в фильмах «Последняя репродукция» и «Не покидай меня, любовь». Печерникова говорит, что ее не очень расстраивает ее невостребованность в современном кинематографе. После того, как ее партнерами были Тихонов и Даль, она твердо уверена, что нынешнее кино совершенно не дотягивает до того, каким было в прошлом веке.
Ирина Печерникова засветилась на экранах в 2010 году, когда стала участницей проекта «Формула красоты». Ей сделали пластику, которая очень омолодила актрису. После этого приглашения на шоу посыпались одно за другим, и актриса всем ответила согласием.
Печерникова принимала предложения поучаствовать и в авторских программах. Она снялась в шоу «Наедине со всеми», в котором Юлия Меньшова расспрашивала актрису о самых интересных случаях из ее жизни. Ирина рассказала, что в свое время ее звал к себе Гайдай, и хотел предложить роль главной героини в «Кавказской пленнице». Он предложил ей в качестве проб снять сцену с ослом, но для Ирины, которая в то время репетировала донну Анну , такое предложение показалось более, чем сомнительным. После этого, при каждой встрече с Гайдаем, они вспоминали тот эпизод и много смеялись.
Личная жизнь
Первый раз Ирина вышла замуж за польского музыканта Збигнева Бизона. Они познакомились на концерте его группы, куда Ирину привели друзья. Роман начался сразу, потом были звонки и длительная переписка. Они уехали в Польшу, но вскоре Ирина поняла, что скучает по дому и театру. Супруги развелись.
Перемены в личной жизни актрисы начались после того, как она встретила актера Бориса Галкина. Знакомство состоялось в Малом театре, где Борис занимался постановкой дипломного спектакля. Первый раз он увидел ее на портрете, а потом уже и вживую. Через 2 месяца после знакомства они оформили отношения. Галкин ее очень любил, а Ирине нужна была только сцена.
Свою настоящую любовь Ирина встретила в 51 год. Это был Александр Соловьев, которого она знала еще в 1969-м. Но ни тогда, ни в 1986-м, когда они поняли, что любят другу друга, они не стали развивать отношения. Александр был женат, у него был сын, и Ирина не стала рушить чужую семью.
Вновь судьба свела их в самом конце 90-х. Его сын давно вырос, и уже учился в вузе. В 1997 году они прошли обряд венчания, но прожили вместе всего три года. Этот период Ирина называет самым счастливым в своей жизни. В конце декабря 1999-го Соловьева нашли на клумбе с пробитой головой. Он умер 1 января, так и не придя в сознание. Его собрались хоронить, как неизвестного, как вдруг один из милиционеров узнал в нем артиста, который играл в картине «Зеленый фургон».
После этого Ирина попала в больницу. Ее тяжелое нервное расстройство врачи лечили шесть месяцев. Потом наступила жуткая депрессия, когда ей не хотелось никого видеть и даже жить. Но прошли годы, и Ирина начала понемногу оживать. У Ирины нет детей, поэтому все свое внимание она отдает любимой даче, где находится на протяжении сезона. Занимается огородом, гуляет по лесу. Печерникова отлично готовит, владеет иностранными языками и изучает творчество Леонардо да Винчи.
Ирина Печерникова сейчас
В 2017-м актрису снова пригласили на телевидение. На этот раз в программу «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. И вновь она рассказывала о своей непростой жизни, находках и потерях.
Смерть
В понедельник, 1 сентября 2020 года умерла Ирина Викторовна Печерникова, сыгравшая в фильме «Доживём до понедельника» умерла в Москве на 75 году жизни. Причина смерти пока остается неизвестной.
Избранная фильмография
- 1967 — Каменный гость
- 1968 — Доживём до понедельника
- 1970 — Любовь к трём апельсинам
- 1973 — Города и годы
- 1973 — По собственному желанию
- 1975 — Вариант «Омега»
- 1976 — Два капитана
- 1977 — Первые радости
- 1978 — Человек меняет кожу
- 1979 — Голубой карбункул
- 1981 — 34-й скорый
- 1991 — Анна Карамазофф
- 2001 — Не покидай меня, любовь
- 2007 — Последняя репродукция