Ирина Шмелева — биография
У Ирины Шмелевой очень много ярких запоминающихся работ в кино, расцвет ее карьеры пришелся на 80-90-е годы прошлого века. В то время она находилась на вершине славы и зрительской любви, ей писали письма, которые мешками складировались на «Мосфильме». Кто знает, как сложилась бы ее актерская карьера, если бы она не эмигрировала в Штаты – может быть она стала бы звездой №1, а может ушла в забытье, но об этом остается только догадываться.
Невероятный успех пришел к актрисе Ирине Шмелевой вместе с прокатом картин «Акселератка», «Кин-дза-дза!», «Ловушка для одинокого мужчины»
Детство и юность
Родилась Ирина Шмелева 24 января 1961 года в маленьком городке Кушва близ Екатеринбурга, в обычной семье. Воспитание девочки было достаточно строгим, однако это не помешало ей расти творческим человеком. Ее первой любовью стала музыка, потом она начала посещать художественную самодеятельность, петь и танцевать.
В 1979 году после окончания школы Ирина устроилась в Кушвинский Дворец культуры на должность массовика, и проработала там два года. Это был хороший старт для реализации в искусстве, и Шмелева приняла решение поступать в театральный вуз. Она уехала в столицу, и без труда пополнила ряды студентов Щукинского училища. Наставником будущей актрисы был А. Буров. Диплом об окончании вуза Ирина получила в 1984 году, и была распределена в Московский драматический театр им.Гоголя.
Вначале она не собиралась выходить на театральные подмостки, но по настоянию своего руководителя курса согласилась в качестве эксперимента.
Шмелева сама не до конца верила в свои способности, однако преподаватели сумели ее переубедить. К тому же в тот театр еще не так просто было попасть, слишком большим был конкурс на одно место, а Ирину взяли без всяких условий.
Ирина Шмелева всегда отличалась чувствительностью и импульсивностью, она привыкла рассчитывать исключительно на себя и свой талант, ведь без этого актеру никак нельзя.
Фильмы
Кинематографическая биография Ирины Шмелевой стартовала еще в годы студенчества. Она дебютировала в картине «Алеша», режиссера Виктора Обухова, где перевоплотилась в студентку техникума. Ее роль была настолько незначительной, что фамилию актрисы даже не указали в титрах. Аналогичная ситуация сложилась и в картине «Покровские ворота», где Шмелева примерила на себя эпизодический образ Светиной подружки.
В 1982-м состоялось знакомство Ирины и режиссера Георгия Данелия, который предложил ей работу в своей ленте «Слезы капали». Она сыграла юную невесту, такую светлую и романтичную. В таком амплуа актрисе больше сниматься не пришлось, практически все ее героини были авантюристками, обольстительницами или роковыми красотками.
Далее фильмография актрисы пополнилась картинами «Найти и обезвредить», где она сыграла одну из ключевых ролей, «Акселератка», в которой ей досталась роль главной героини и «Ловушка для одинокого мужчины».
Вскоре сотрудничество с режиссером Данелия продолжилось в фильме «Кин-дза-дза!», где он предложил Шмелевой перевоплотиться в инопланетянку-тачаночницу по имени Цан. По задумке режиссера в картине должна присутствовать фантасмагория, поэтому все костюмы персонажей были нереальными. Для создания образов помощники режиссера облазили все помойки, собрали невероятное количество самых разных вещей. Ирине сшили специальный костюм из кожи, однако режиссер его забраковал, и просто обмотал ее куском холстины и вставил в рот ржавую пружинку. Именно таким «шикарным» видом Шмелева и запомнилась зрительской аудитории.
Ирине повезло не стать заложницей одного амплуа, все ее работы разительно отличались одна от другой. В таких разноплановых образах она засветилась в фильмах «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски», «Где находится нофелет?», «Паспорт», «Божья тварь». Роль главной героини актриса сыграла в картине «Время и семья Конвей», образ легендарной подпольщицы Зои Космодемьянской она примеряла два раза, в лентах «Трагедия века» и «Битва за Москву».
Шмелева была в числе первых актрис Советского Союза, которые не постеснялись раздеться перед камерой. Режиссерам нравилась ее яркая внешность, открытый характер и отсутствие комплексов. Если нужно было по сценарию раздеться, Ирина это делала, но нельзя сказать, что ей доставляли огромное удовольствие эти кадры. Шмелева всегда говорила, что ни одну из своих ролей она не получила через постель с режиссером. Актриса очень щепетильно относилась к выбору сценария, и если ей что-то не нравилось, то всегда отказывалась. Возможно, если бы она соглашалась на любую работу, то сумела бы подняться на самую вершину Олимпа, и завоевать любовь зрителей миллионной страны.
Личная жизнь
Первый раз Шмелева серьезно влюбилась в своего однокурсника Алексея Маслова. У них был бурный роман, за развитием которого наблюдали все студенты «Щуки». Ирина говорила, что они не могли дождаться, когда родители Алексея уедут на дачу, чтобы остаться с ним вдвоем в квартире и предаваться любовным утехам. Они даже собирались пожениться, но когда Ирина сообщила, что она беременна, Алексей отказался на ней жениться. Актриса прервала беременность.
Потом Шмелева вышла замуж за скульптора Йосю Кавалерчика, с которым ее познакомил Александр Кайдановский. Он был старше Ирины на 10 лет. Свадьбы сыграли спустя два месяца после первой встречи, а через полгода подали на развод.
В то время, когда она была замужем за скульптором, в ее личной жизни появился другой мужчина – коллега по театру им.Гоголя. Он был связан узами брака, поэтому Ирина до сих пор не назвала его имя. Актриса призналась, что это было какое-то сумасшествие, она через силу заставляла себя ложиться в постель с законным мужем. Йося все понял, и вскоре они расстались, мирно и без выяснения отношений. Ее любимый мужчина так и не решился бросить семью, поэтому их отношения закончились.
Второй раз Шмелева вышла замуж за Николая Боголюбова, внука прославленного советского ученого-физика. Он оказывал ей знаки внимания, дарил цветы и подарки, однако Ирину смущала разница в их возрасте в пять лет. Конфетно-букетный период был долгим, но все же Ирина согласилась выйти за него замуж. В 1989 году влюбленные расписались.
В этом браке тоже было не все гладко, Николай часто заводил романы на стороне, но никогда не скрывал от жены свои похождения. Она говорила, что если бы все это делалось бы за ее спиной, то они бы неизбежно расстались, а так ее подкупала его наивная честность. Это походило на детскую игру, и серьезно не воспринималось.
Однажды фирма Боголюбова подписала контракт с американскими партнерами, и ему пришлось уехать в Штаты. Он не долго был там в одиночестве, Ирина тоже вскоре эмигрировала. В то время у нее практически не было работы, кинематограф находился в плачевном состоянии, кино не снималось. Еще недавно востребованная актриса осталась на обочине и дальнейших перспектив для себя на родине она не видела.
В США Шмелева не работала по своей специальности, близкое окружение семьи даже не знало, что она была в Союзе известной актрисой. Ирина пошла на курсы, которые оплатил муж, и вышла после них дипломированным специалистом по маркетингу и коммуникациям.
Ирина Шмелева сейчас
Почти два десятка лет Шмелева работает в Нью-Йорке риэлтором, за это время она стала настоящей американкой. Однако когда ее пригласили сняться на родине в кино, то Ирина ответила согласием. Так в 2009-м и 2011-м годах она засветилась в сериале «Час Волкова», потом появилась в эпизодической роли в ленте «Лорд. Пес-полицейский», которая вышла на экраны в 2012-м. Спустя четыре года ее пригласили на съемки сериала «Деньги».
О своих планах на будущее актриса не говорит, остается надеяться, что она еще не раз порадует своих поклонников новыми экранными образами.
Избранная фильмография
- 1980 — Алёша
- 1982 — Найти и обезвредить
- 1984 — Время и семья Конвей
- 1984 — Мой избранник
- 1985 — Битва за Москву
- 1985 — Искренне ваш…
- 1986 — Семь криков в океане
- 1986 — Без сына не приходи!
- 1987 — Где находится нофелет?
- 1987 — Акселератка
- 1989 — За прекрасных дам!
- 1990 — Ловушка для одинокого мужчины
- 1991 — Божья тварь
- 1996 — Импотент
- 2001 — Любовница из Москвы
- 2016 — Деньги