Иван Яковлев — биография
Иван Яковлев – выдающийся просветитель, миссионер, учитель, переводчик, писатель, фольклорист. Занимался организацией народных школ, создал современный чувашский алфавит, учебники по чувашскому и русскому языкам для учеников-чувашей.
Трудно переоценить роль, которую сыграл в истории и просвещении чувашского народа Иван Яковлев. Благодаря ему, тысячи учеников начали учиться по новому национальному алфавиту, он приложил немало сил, чтобы сблизить чувашскую культуру с русской, занимался переводами книг, чтобы сделать их доступными для своих соотечественников, вырастил не одно поколение учителей, ставших достойными продолжателями его дела.
Детство
Родился Иван Яковлев 25 апреля 1848 года в небольшой чувашской деревушке под названием Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии. Его мама – Настасья Макарова, умерла, когда мальчику было всего три дня от роду. Отец вскоре ушел вслед за ней. Сироту усыновил чувашский удельный крестьянин, односельчанин Пахом Кириллов. Новорожденного назвали Иваном Яковлевым, в честь его крестного отца.
В 1856 году восьмилетнего Ваню отдали в удельное училище, расположенное в селе Старые Бурундуки того же, Буинского уезда. На время обучения его приютила русская семья Мушкеевых, о которой он всегда отзывался с большой теплотой. В 1860 году Яковлев окончил училище, и как один из лучших учеников продолжил обучение в симбирском уездном училище. В конце этого года при мужской гимназии в Симбирске открылись землемеро-таксаторские классы, куда и перевели Ивана вместе с группой других учеников. Эти курсы Яковлев окончил в 1863-м году.
Трудовая биография Ивана Яковлева началась сразу по окончании обучения, в Симбирской удельной конторе, куда его приняли на должность сельского мерщика. Он прослужил в этой конторе примерно четыре года. По роду службы Иван часто посещал близлежащие губернии – Казанскую, Симбирскую, Самарскую, живо интересовался жизнью, культурой и бытом разных народов – россиян, чувашей, татар, мордвы.
Увлекшись либеральными идеями того времени, Иван постепенно приходит к выводу, что для облегчения жизни родного народа вовсе не нужны разорительные революции, больших результатов можно добиться, если приобщить чувашей к грамоте и обучить их русской культуре. У него рождаются первые планы и большое стремление воссоздать чувашскую культуру. Но чтобы воплотить задуманное в жизнь, ему не хватает знаний, и Иван решил продолжить образование.
Молодой человек приложил немало усилий, чтобы к концу 1866-го года освободиться от работы в удельной конторе. Ему, как сироте, получившему образование за государственный счет, полагалось отработать в этом ведомстве десять лет, а он служил всего четыре. Осенью 1867-го Иван снова стал учеником, на этот раз V класса Симбирской мужской гимназии. Мало того, что он учится сам, так Иван вызвал к себе сразу Алексея Рекеева, жителя того же села, откуда Иван родом. Потом Яковлев вызвал еще несколько мальчишек-чувашей, принялся учить их и содержать за свой счет. Деньги Яковлев зарабатывал репетиторством. Таким образом, постепенно образовалась частная школа, вначале небольшая, а после, получив активную поддержку со стороны И.Н.Ульянова, она постепенно начала расширяться.
В 1870-м Яковлев вышел из стен гимназии с золотой медалью, и стал студентом Казанского университета. Пока Иван учился в вузе, чувашской школой опекался Илья Ульянов, инспектор народных училищ Симбирской губернии. Они постоянно переписывались, Ульянов поддерживал настойчивого студента, чем мог – литературой, учебниками, иногда оказывал Ивану и материальную помощь.
В вузе круг знакомых Ивана значительно расширился, среди новых друзей появился и ученый-ориенталист профессор Н.Ильминский, с которым он обсуждал национальный вопрос. Именно Ильминский помог Яковлеву к концу 1871-го выпустить новый чувашский алфавит, в основу которого легла русская графика. До этого все пользовались старым, основанным на древнебулгарском языке в начале века, но уже основательно забытом.
С каждым годом алфавит Яковлева продолжает совершенствоваться. В 1872-м на его основе создали букварь, быстро превратившийся в народную книгу. Яковлев не располагал достаточным количеством денежных средств, но все же первые два издания этого букваря вышли за его счет.
В 1875-м Иван получил диплом об окончании историко-филологического факультета Казанского университета. Его назначили на должность инспектора чувашских школ в Казанском учебном округе, объединявшем учебные заведения нескольких губерний. Центром пребывания его стал Симбирск.
Просветительство
С того момента Яковлев окунулся в полную тревог, забот и волнений просветительскую и педагогическую деятельность. Можно с уверенностью сказать, что он нашел дело всей своей жизни. Помощь и содействие молодому специалисту оказывали русские прогрессивно настроенные коллеги и общественные деятели. Опираясь на их поддержку, Иван продвигал Симбирскую чувашскую школу, ставшую на то время настоящей кузницей педагогических кадров для чувашских школ в Поволжье. Он сам работал преподавателем в этой школе, и помимо этого, занимался организацией новых школ для чувашей, разработкой методических и педагогических принципов обучения в таких школах. Кроме этого, Яковлев продолжал составлять и издавать учебники и методические пособия, сочинял рассказы, переводил на чувашский язык художественную, учебную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу.
Всю свою жизнь Иван Яковлевич Яковлев активно переписывался с разными людьми. Среди его адресатов были академики Василий Радлов, Сергей Платонов, Вячеслав Имшенецкий, Анатолий Кони, музыканты Сергей Смоленский и Милий Балакирев, художник-академик Николай Кошелев и другие. Писал Яковлев и известным французским ученым – Л.Сиклеру, А.Пинару, ученым из Венгрии – Г.Балинту, Д. Месарошу, академику Б.Мункачи, редактору «Revue Oriental», немецкому издателю А.Рекламу, основателю « Universal Bibliothek».
За более полувековую деятельность Иван Яковлевич стал автором почти двух тысяч писем. В основном его волновала тема просвещения и национального подъема чувашского народа, желание приобщить его к культуре русского народа. За пять десятков лет из стен чувашской Симбирской школы вышло несколько тысяч учителей, как мужчин, так и женщин, в последние годы в этом учебном заведении учились по 350 студентов — парней и девушек. Эта школа превратилась в своеобразный центр по развитию и продвижению новой письменности, там переводились и издавались книги на родном языке Яковлева – чувашском. Десятки тысяч экземпляров этих книг распространялись по селам, сельское население все больше тянулось к грамотности.
Несомненно, Иван Яковлев очень много сделал для развития своего народа, ноне меньший вклад внес он и в процветание россиян и других народностей. Противопоставление интересов своего народа интересам других Яковлев категорически не приветствовал, он ратовал исключительно за дружбу народов . Мало того, он был твердо уверен, что только сближение с русским народом даст возможность чувашам сохранить и свою народность.
Личная жизнь
Счастье в личной жизни Иван Яковлев обрел после свадьбы со своей супругой Екатериной Бобровниковой. Их первая встреча произошла в 1870 году, когда Иван учился в Казанском университете. После знакомства с Н.Ильминским и его домочадцами, среди которых оказались и дети его покойного друга А.Бобровникова, Иван впервые увидел свою будущую жену, на тот момент девятилетнюю девочку. Катя и ее брат Николай воспитывались в семье Ильминского после смерти отца – А.Бобровникова. Они поженились через семь лет, когда девушке исполнилось 16 лет, а Яковлеву 29. Она только что окончила казанскую женскую гимназию, а он уже получил назначение на должность инспектора чувашских школ.
Екатерина не стала заложницей дома и семьи. После того, как в 1878-м в Симбирской чувашской школе заработало женское отделение, она трудилась там в качестве преподавателя и воспитателя рядом с супругом, а позже возглавила его.
Умерла Екатерина в 1936-м, спустя шесть лет после смерти своего мужа.
В декабре 1878 года у Ивана и Екатерины родился первенец – сын Алексей, получивший свое имя в честь деда. Потом семья пополнилась дочерьми Наталией и Лидией и сыновьями – Николаем и Александром. Двое детей Яковлевых – Наталия и Александр скончались в младенчестве, остальные сумели сделать отличную карьеру в самых разных областях. Алексей выучился на историка, получил Сталинскую премию, умер в 1951 году. Лидия стала филологом, искусствоведом, этнографом, переводчиком с немецкого и английского. Ее не стало в 1942 году. Самый младший – Николай получил профессию горного инженера, стал военным конструктором и музыковедом. Скончался в 1949 году.
У Ивана Яковлева восемь внуков и семь правнуков, среди которых деятели науки и искусства, актеры и музыканты.
Смерть
В 1919 году Иван Яковлевич Яковлев вышел на пенсию по болезни. Спустя три года переехал в столицу к сыну, где и умер 10 октября 1930 года. Ему шел 83-й год.
Память
Имя Ивана Яковлева носит Чувашский государственный педагогический институт с 1958 года. Одна из старейших школ Чувашии – Аликовская тоже называется его именем, так же, как и Бичуринская, которую он открыл.
Ежегодно, в день рождения Ивана Яковлева — 25 апреля, Чувашия отмечает день чувашского языка.
Музеи Ивана Яковлева есть в его родном селе, в Чувашском госуниверситете и педагогическом институте. Памятники великому просветителю установлены в родной деревушке, в Чебоксарах и Ульяновске. Его именем названы улицы и скверы нескольких российских и чувашских городов.