Карел Чапек

Карел Чапек — биография


Карел Чапек был выдающимся чешским писателем, прозаиком и драматургом XX века, который также занимался переводами и был известен как фантаст. Он считается классиком чешской литературы. Среди его известных произведений — пьесы «Средство Макропулоса», «Мать», «R.U.R.», а также романы «Фабрика абсолюта», «Кракатит», «Гордубал», «Война с саламандрами» и «Белая болезнь». Чапек также занимался переводами современной французской поэзии.

Детство

Карел Чапек появился на свет 9 января 1890 года в местечке Мале-Сватонёвице, расположенном неподалёку от Трутнова в Австро-Венгрии, что ныне известно как Чехия. Его отец, Антонин Чапек (1855—1929), был доктором, и Карел стал младшим, третьим ребёнком в семье. Мале-Сватонёвице славилось как курортный район с развитой горнодобывающей промышленностью, где отец Карела занимался медицинской практикой в местных курортах и шахтах. Его мать, Божена Чапкова (1866—1924), увлекалась сбором словацкого фольклора. Его старший брат Йозеф (1887—1945) был известен как художник и писатель, а старшая сестра, Гелена (1886—1961), занималась литературной деятельностью и писала мемуары.

Карел Чапек
Карел Чапек в юности

В июле 1890 года семья перебралась в Упице — городок, который активно развивался благодаря ремесленной деятельности. Здесь Антонин Чапек открыл частную медицинскую практику. В этом городе, среди мастерских сапожников, кузнецов и каменщиков, Карел проводил время с дедушкой и бабушкой, которые занимались фермерством. Опыт, приобретенный в детстве в Упице, глубоко отразился в его литературном наследии: в своих работах Чапек часто обращался к изображению жизни простых и обыденных людей.

Творчество

Карел Чапек начал свои литературные попытки в четырнадцатилетнем возрасте. Его первые работы, такие как «Простые мотивы» и «Истории фей», находили свою аудиторию на страницах местной газеты Nedele. В период с 1908 по 1913 год он сотрудничал с братом Йозефом, впоследствии их совместные произведения были включены в такие сборники, как «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Во время учебы в университете Чапек активно участвовал в работе над литературным альманахом Almanac 1914, одновременно проявляя интерес к живописи, особенно к кубизму, под влиянием брата и других представителей чешского модернизма, которым он посвятил ряд статей.

Карел Чапек
Карел Чапек в молодости

Образовательный путь Чапека начался в гимназии Градец-Кралове (1901—1905), после чего он переехал в Брно, где прожил два года в доме своей сестры. Затем его путь лежал в Прагу, где он продолжил и завершил своё образование, защитив в 1915 году диссертацию и получив степень доктора философии на философском факультете Карлова университета. Тема его диссертации касалась применения объективного метода в эстетике изобразительных искусств. Также он изучал философию в Берлине и Париже.

Фотография Карела Чапека к книге «Дашенька, или Жизнь щенка» (чеш. Dášeňka čili život štěněte) и конверт из серии «Деятели мировой культуры», выпущенный Почтой России в 2015 году (ЦФА [АО «Марка»] № 267), демонстрируют его многогранность.

В период Первой мировой войны Чапек из-за проблем со здоровьем не был призван на фронт, и короткое время работал гувернером в аристократической семье графа Лажански. С осени 1917 года он начал карьеру журналиста и критика в газете Národní listy, а позднее, с 1921 года и до конца жизни, был журналистом и редактором в газете Lidové noviny. В те же годы он работал драматургом в пражском Театре на Виноградах, где познакомился с писательницей и актрисой Ольгой Шайнпфлюговой, которая впоследствии стала его женой (брак заключен в 1935 году).

Карел Чапек
Карел Чапек в творческом процессе

С 1916 года Чапек активно занимается литературным творчеством, создавая произведения, отличающиеся острым реализмом, тонким юмором и проницательность в художественное предвидение. Среди наиболее известных его антиутопий — «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами». Ещё при жизни Карел Чапек пользовался широкой известностью как в Чехословакии, так и за её пределами. В 1936 году он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, возглавлял Чехословацкий Пен-клуб в период с 1925 по 1933 годы и был членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству с 1931 года. В 1935 году его выдвинул на должность президента Международного Пен-Клуба сам Герберт Уэллс, тогдашний президент клуба; однако Чапек отказался от поста из-за проблем со здоровьем.

Карел Чапек также известен своей дружбой и тесным общением с Т. Г. Масариком, президентом Чехословакии. Он пропагандировал многие идеи Масарика через свои книги, включая «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком». Чапек также активно выступал против коммунизма, что нашло отражение в его статье «Почему я не коммунист». Несмотря на его антикоммунистические взгляды, после его смерти и с приходом коммунистического режима в Чехословакии, его произведения изначально подверглись запрету. Однако с 1950-х по 1960-е годы его труды вновь начали активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек

Одной из наиболее заметных особенностей его наследия является введение термина «робот», который Чапек использовал для описания человекоподобных существ, созданных на специальной фабрике, что близко к современному понятию «андроид». Этот термин был впервые использован в его пьесе «R.U.R.» (Россумовы Универсальные Роботы), что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие научной фантастики.

Личная жизнь

В начале 1920-х годов Карел Чапек познакомился и подружился с Ольгой Шайнпфлюговой, актрисой и дочерью редактора тех же газет, где Чапек трудился. Ольга стала его женой лишь в 1935 году, когда состояние здоровья Карела, долгое время его беспокоившее, улучшилось. О других романтических связях или детях Карела Чапека информация отсутствует, так как писатель стремился не афишировать личную жизнь.

Карел Чапек

Кроме литературы, одной из страстей Чапека была фотография. Он стал автором книги «Дашенька, или история щенячьей жизни», которая стала наиболее популярной книгой на чешском языке в межвоенный период и содержала фотографии жесткошерстного фокстерьера, сделанные самим писателем.

Чапек основал Чехословацкий ПЕН-клуб и поддерживал дружеские отношения с первым президентом Чехословакии, Томашем Масариком, разговоры с которым легли в основу двух его книг. Являясь решительным антифашистом, Чапек критически относился к радикальным социальным экспериментам, что он объяснил в своей статье «Почему я не коммунист». Накануне собственной смерти писатель оказался в политической изоляции, что стало следствием его непреклонных взглядов и открытой критики коммунизма.

Смерть

Карел Чапек, несокрушимый борец с фашизмом, подорвал своё здоровье в результате стресса, вызванного Мюнхенским сговором 1938 года, и скончался 25 декабря того же года от двустороннего воспаления лёгких, которое он заработал, помогая устранять последствия наводнения. Это произошло за несколько месяцев до полной нацистской оккупации Чехословакии.

Карел Чапек

В последние годы жизни, после отказа покинуть страну вместе с ушедшим в эмиграцию президентом Эдвардом Бенешем, Чапек фактически оказался в полной политической и личной изоляции. Писатель был похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Сразу после его смерти за документами и архивами писателя пришло гестапо, но его вдова, Ольга Шайнпфлюгова, успела спрятать важные документы в саду их усадьбы Стрж в деревне Стара-Гуть, расположенной в 35 км к югу от Праги. Именно здесь Чапек провел последние три года своей жизни. Архив был обнаружен только после окончания войны.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Карел Чапек?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя