Кира Муратова — советский и украинский кинорежиссёр, сценарист и актриса, народная артистка Украинской ССР. Известна своими фильмами, которые поднимают острые социальные вопросы и обращаются к темам жестокости и нравственности. Ее работы часто олицетворяют адскую реальность современного мира, вызывая широкий общественный диалог.
Кира Муратова, будущая знаменитость кинематографа, появилась на свет в сложные времена в маленьком населенном пункте Сороки, расположенном в Бессарабии (которая в те годы принадлежала Румынии, а сегодня является частью Молдовы). Ее отец, Юрий Александрович Коротков, занимался подпольной деятельностью в рядах Коммунистической партии Румынии в качестве секретаря обкома до начала военных действий с Германией, и в 1941 году отдал свою жизнь, воевав в партизанском отряде.
Ее мать, Наталья Исааковна, происходившая из еврейской семьи, с 1928 года была членом коммунистической партии Румынии. Получив образование в области медицины, она во время эвакуации в Узбекистан приняла должность ординатора в медицинском учреждении Ташкента. В этот период жизни Кира временно проживала в детском учреждении, однако в последующем ей удалось воссоединиться со своей семьей.
В послевоенные годы мать с дочерью вернулись на историческую родину, где Наталья Исааковна устроилась на работу в министерство культуры Румынии. Кира Муратова рассказывала в интервью, что ей доводилось часто посещать место работы матери, где для сотрудников была оборудована комната для просмотра зарубежных кинолент. Особенно в памяти девочки остался специальный пропуск, выданный ей матерью, который позволял посещать любой кинотеатр Бухареста. Кира с удовольствием проводила время за просмотром фильмов, а в перерывах наслаждалась выступлениями фокусников и певцов. Она с восторгом вспоминала встречу с известным исполнителем Петром Лещенко, которая оставила неизгладимое впечатление на девочку.
После завершения школьного обучения, Кира отправилась в столицу России, где была зачислена на филологический факультет Московского государственного университета. Однако через некоторое время она осознала, что ее страсть принадлежит миру кинематографа, что побудило ее попытать счастье во Всероссийском государственном институте кинематографии. Пройдя конкурсный отбор, она стала студенткой режиссерского факультета, где получила возможность обучаться под руководством выдающихся деятелей кинематографа — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В завершение своего творческого пути Кира Георгиевна Муратова открыто признавалась, что всегда оставалась верна себе, не стремясь к созданию роскошного и затратного кинематографа. Даже в период, когда ее сценарии сталкивались с отказами в советские времена, ее умение экономно распоряжаться средствами выступало в качестве ключевого аргумента. Основная страсть Муратовой заключалась в способности творить кинематографические шедевры, буквально из ничего, и в этом ей не было равных.
С 1961 года Кира Георгиевна начала свою режиссерскую деятельность в Одесской киностудии, сначала работая в тандеме с супругом Александром Муратовым, которого она встретила во время учебы в институте. Вместе они создали такие фильмы, как «У крутого яра» и «Наш честный хлеб».
Ее первый самостоятельный проект, мелодрама «Короткие встречи» 1967 года, рассказывающая о сложном любовном треугольнике, вызвала восхищение у зрителей не только своим сюжетом, но и оригинальностью подхода к съемочному процессу.
Когда актриса, предназначенная для исполнения главной женской роли, заболела, Муратова приняла решение самостоятельно воплотить образ Валентины Свиридовой. Владимир Высоцкий, изначально не предназначенный для роли его персонажа, согласился на участие в проекте вскоре перед началом съемок, проявив большой интерес. В актерском составе также блестяще дебютировала Нина Русланова.
Премьера фильма состоялась в ограниченном релизе, а широкая публика смогла оценить его только спустя два десятилетия, когда его увидели более 4 миллионов россиян. К этому времени в кинематографическом послужном списке Муратовой уже числились другие известные проекты.
Ее следующий проект, «Долгие проводы», также столкнулся с трудностями: креатив режиссера не был должным образом оценен руководством студии, и фильм был отложен до времен перестройки. Из-за давления Муратова была вынуждена покинуть Одессу и переехать в Ленинград, где на студии «Ленфильм» создала драму «Познавая белый свет» (1978), которую она считала одной из визуально наиболее привлекательных работ.
В советские годы Муратова неизменно сталкивалась с проблемами цензуры, особенно это коснулось фильма «Среди белых камней», из которого были удалены все неугодные моменты. В знак протеста режиссер отказалась указывать свое имя в титрах.
С распадом СССР Муратова наконец получила свободу творчества, что привело к созданию таких значительных работ, как «Перемена участи» и «Астенический синдром», последний из которых был высоко оценен за рубежом, получив специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.
В эпоху перестройки она сняла «Увлеченья», где впервые появилась Рената Литвинова, ставшая впоследствии музой режиссера. Работа была отмечена премией «Ника». Литвинова также сыграла ключевые роли в «Настройщике» и «Три истории», дополнительно выступив сценаристом одной из новелл.
«Вечное возвращение» (2012) стало последней работой Муратовой, символизируя завершение ее режиссерской карьеры. В этой комедии снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, а Литвинова вновь блестяще проявила себя, подтверждая статус музы вдохновения для Муратовой.
В жизни Киры Муратовой, как и на её фильмовых лентах, были и драма, и светлые моменты, и неизбежные переломы судьбы, вносящие коррективы в её сценарий жизни. Первая глава её биографии была написана в стенах учебного заведения, где сердце молодой Киры откликнулось на зов любви к Александру Муратову. Этот союз, скреплённый общими увлечениями и творческими исканиями, стал началом пути Муратовой в мир кино. Однако, как и в любой драме, наступил момент разлуки, оставивший после себя не только грусть от утраты, но и прекрасную дочь Марианну, чья судьба трагически оборвалась, оставив неизгладимый след в сердце Киры Георгиевны.
Глава вторая её жизни была написана уже в Петербурге, где её путь пересёкся с Евгением Голубенко — художником, чья душа была настолько близка к душе Муратовой, что вместе они создали невидимый мост между искусством кино и живописью. Евгений стал не просто мужем и спутником жизни для Киры, но и верным соратником, вдохновителем и критиком её работ. Их совместные дни были наполнены не только работой над фильмами, но и безграничной любовью друг к другу, что делало каждый момент жизни насыщенным и значимым.
Трагедия с дочерью заставила Муратову переосмыслить многие вещи и ещё больше приблизила её к внукам, Антону и Евгению, которым она стала не только бабушкой, но и наставником, вдохновляя их на творчество и самореализацию. Антон, следуя стопам бабушки, искал себя в актерском искусстве, в то время как Евгений обратил свой взор к предпринимательству, создав в Одессе место силы для творческих людей — клуб «Точка сборки».
В последние годы своей жизни Кира Георгиевна Муратова предпочитала уединенный образ жизни в Одессе, избегая широкой общественности и редко давая интервью. Она выбрала для себя мирную старость, вдали от суеты и внимания прессы. 6 июня 2018 года стало известно о ее кончине, о чем сообщил продюсер Юрий Минзянов через социальные сети. Долгое заболевание стало причиной ухода из жизни выдающейся кинорежиссера. Прощание с Кирой Георгиевной прошло на Таировском кладбище, где она была похоронена, оставив после себя богатое наследие в истории кинематографа.