Кирилл Лавров — биография
Кирилл Лавров всегда был твердо убежден в том, что жизнь каждого человека заранее предопределена кем-то свыше. Он верил в судьбу, которая ведет по определенному пути или подсказывает верное направление. Однако точно знал, что рассчитывать только на ее милость не нужно, ведь насколько удачным будет его путь к вершине, зависит от его сил, умения, терпения и воли. Творческая биография Лаврова явственно подтверждает это мнение.
Любовь миллионов зрителей и всесоюзная слава пришли к артисту после выхода культовых картин «Живые и мертвые», «Братья Карамазовы», «Мой ласковый и нежный зверь».
Детство и юность
Родился Кирилл Лавров 15 сентября 1925 года в Ленинграде. Его дед Сергей Лавров занимал должность директора Императорского Гуманитарного общества Санкт-Петербурга, после Октябрьской революции решил эмигрировать в Белгород, где и был погребен в 1944-м. Бабушка Елизавета Лаврова отказалась уезжать с супругом, осталась на родине одна с детьми. Именно она оказывала помощь отцу Кирилла Юрию сделать карьеру в БДТ, которому он отдал почти двадцать лет. Мама Кирилла Ольга Гудим-Левкович, актриса театра, позже работала на радио.
С детских лет Кирилла окружала творческая атмосфера, однако он, как все мальчишки, любил пошалить, и подраться во дворе. В подростковом возрасте он увлекся футболом, и даже достиг впечатляющих результатов – его взяли в команду «Спартак».
Когда в городе на Неве начались репрессии интеллигенции, родители Кирилла уехали на Украину, в Киев, где Юрий Лавров пошел на службу в Киевский театр русской драмы им. Л.Украинки, а через некоторое время занял кресло его художественного руководителя.
Кирилл остался с бабушкой, которая стала его единственной семьей, а Ленинград самым любимым городом на земле.
В самом начале войны Лавровы оказались в эвакуации в Кировской области. В 1942-м Кирилл попал в Новосибирск, стоял у токарного станка. Тяжелый труд и военные лишения не убили в парне мечту о сцене, он по-прежнему хотел покорять публику своим мастерством.
В 1943-м Лавров добровольно ушел на фронт. Служба длилась до 1950 года. За это время он успел отучиться в Астраханской военной авиационной школе, после этого на протяжении пяти лет местом его службы стал бомбардировочный полк на Курильских островах. В качестве техника Лавров занимался подготовкой к полетам пикирующих бомбардировщиков «Пе-2». В армии он попал в художественную самодеятельность, был задействован в любительских постановках.
Театр
Война помешала юноше окончить школу и получить аттестат, поэтому когда после демобилизации он решил поступать в театральный вуз, то получил отказ. Тогда Кирилл принял решение ехать к отцу в Киев, который и помог ему устроиться на службу в театр артистом-стажером. Пять лет Лавров-старший помогал сыну освоить азы актерского мастерства, они вместе выходили на сцену в нескольких постановках. Не оставался в стороне и К.Хохов, который в то время руководил театром. Он стал для талантливого юноши настоящим наставником в профессии.
Театральная биография Кирилла Лаврова началась с массовок, и только через некоторое время ему начали доверять заметные роли, несмотря на отсутствие диплома театрального вуза. В 1955-м Лавров получил приглашение от БДТ, и вернулся в родной город на Неве. На сцене этого театра он выступал всю жизнь.
Он был задействован в шести десятках постановок. Артист настолько точно перевоплощался в своих персонажей, что зрители даже не представляли кого то другого в роли Молчалина в постановке «Горе от ума» или городничего в спектакле «Ревизор».
В 1989-м Кирилл Лавров стал во главе БДТ и оставался в этом кресле до самого конца.
Фильмы
Дебютной работой в кинематографе стала картина «Васек Трубачев», которая вышла в 1955-м. После этого артиста начали звать на съемки регулярно, однако выдающихся образов не давали. Первой значимой картиной стали «Живые и мертвые», где Лавров перевоплотился в военкора Синцова. Его герой был честным, мужественным, и никогда не предавал идею. Сам Лавров впоследствии говорил, что именно эти черты его персонажа очень импонировали ему, и он старался в точности передать их зрителю. Картина вышла в 1964-м, и побила все рекорды просмотров. В кинотеатрах страны было продано сорок миллионов билетов. Роли других центральных персонажей достались Анатолию Папанову и Олегу Ефремову. В 1967-м на экраны вышло продолжение этой ленты под названием «Возмездие».
В 1964-м Лавров сыграл отрицательного героя. Его персонаж – вор-рецидивист Алексей Лапин в картине «Верьте мне, люди». Кирилл сумел в точности передать все внутренние противоречия своего героя, и то, как он стремится начать нормальную жизнь. Зрители увидели этот фильм в 1965-м, и он снова занял лидирующие позиции в прокате. В 1966 году Лавров снялся в мелодраме «Долгая счастливая жизнь» режиссера Геннадия Шпаликова, в которой сыграл главного героя Виктора. Ленту представили на международный фестиваль в Бергамо, и она была отмечена главной премией.
В 1968-м на экраны страны вышла картина «Братья Карамазовы», на съемках которой состоялась первая встреча Лаврова и Михаила Ульянова. Это знакомство впоследствии переросло в крепкую дружбу, прошедшую испытание годами. В это же время Кирилла пригласили на съемки еще одного фильма – «Наши знакомые», где ему предстояло примерить на себя роль моряка-контрабандиста. Вслед за этим он оказался на съемочной площадке картины «Нейтральные воды», где стал командиром корабля.
Спустя год артиста пригласили на съемки биографического проекта «Чайковский», в котором он перевоплотился в ученика великого композитора – Владислава Пахульского. Роль Чайковского досталась Иннокентию Смоктуновскому. В 1970-м Лавров засветился в ленте «Любовь Яровая», где сыграл роль моряка, ярого приверженца марксистско-ленинской теории. Актерский состав этой картины состоял из самых знаменитых артистов того времени.
В 1971-м Кирилл Лавров добавил в свою копилку образ тренера Чудинова в картине «Ход белой королевы». После этого была лента «Укрощение огня», в которой актер стал Андреем Башкирцевым. За работу в этой картине Лавров был награжден Государственной премией. Поклонники артиста до сих пор с удовольствием пересматривают картины «Стакан воды», «Мой ласковый и нежный зверь», «Долгой и счастливой жизни», в которых блистал их кумир.
В картине «Еще не вечер», которая вышла в 1974-м, партнершей Лаврова стала Инна Макарова. В 1975 году артист перевоплотился в вождя пролетариата Ленина в фильме «Доверие». Сюжет этой ленты рассказывает о том, как СССР признал независимость Финляндии. Кирилл действительно внешне очень напоминал Владимира Ильича, и спустя шесть лет снова примерил на себя его образ, на этот раз в картине «20 декабря».
Снимался Лавров и в многосерийных проектах. Дебютной работой в этом направлении стала лента «Соль земли», в которой его партнерами были самые известные артисты того времени. 80-е годы стали самыми плодотворными в карьере Кирилла Лаврова, он снимается много и часто, с его участием выходит большое количество разножанровых фильмов.
В 1988-м зрители могли оценить картину «Благородный разбойник Владимир Дубровский», в которой Лавров сыграл отца молодого Дубровского – Андрея.
Новый век добавил в фильмографию артиста несколько сериалов. В самом начале 2000-х Лаврова пригласили в сериал «Бандитский Петербург» на роль Барона. Самое интересное, что артист лично знал человека, которого изображал на экране. Однажды настоящий Барон остановил артиста посреди улицы, дал ему визитку, и предложил свою помощь в любой сложной ситуации.
В 2005-м копилка работ артиста пополнилась образом Понтия Пилата в картине «Мастер и Маргарита», которую снял Владимир Бортко. В том же 2005-м Кирилл Лавров засветился в своей последней картине «Все золото мира», где снова сыграл главного героя. В это время Лавров уже знал, что он смертельно болен, но продолжал борьбу за жизнь и не прекращал работу.
Личная жизнь
Кирилл Лавров всегда был окружен толпами поклонниц, и если бы хотел, то имел бы многочисленные романы, меняя женщин, как перчатки. Но он был однолюбом, и его личная жизнь принадлежала одной женщине – жене Валентине Николаевой. Знакомство будущих супругов состоялось в Киеве, они вместе выходили на сцену театра им.Л.Украинки. Их влюбленность вскоре закончилась браком и переездом в Северную столицу. В 1955-м они стали родителями сына Сергея, в 1965-м родилась дочка Мария. Их счастливый брак длился сорок лет. Сын стал успешным бизнесменом, дочь продолжила семейную традицию, она актриса БДТ.
Летом 2002-го не стало жены Лаврова, и эта трагедия сильно отразилась на здоровье артиста. Прошло немного времени, он познакомился с Анастасией Лозовской, занимавшей должность костюмера в театре. Их разница в возрасте была почти полстолетия, однако это не помешало на протяжении трех лет жить в мире и согласии. Их союз стал предметом для сплетен и пересудов, но по мнению дочери артиста — Марии, никаких корыстных побуждений у Анастасии не было, она действительно любила Лаврова.
Смерть
Кириллу Лаврову уже исполнилось 80, а он продолжал выходить на сцену родного театра. Первое серьезное недомогание он почувствовал осенью 2006-го. Его госпитализировали, и доктора посоветовали сделать пересадку костного мозга, заверив родных, что это не опасно, и артист сможет полноценно жить и работать дальше. После проеденных исследований стало понятно, что донором может быть только дочка Мария. Операция прошла успешно, и Лавров даже смог вернуться в профессию. Однако это было временное улучшение – лейкемию победить не удалось.
Кирилл Лавров умер 27 апреля 2007 года. Местом упокоения артиста стало Богословское кладбище, рядом с женой.
Избранная фильмография
- 1955 — Васёк Трубачёв и его товарищи
- 1956 — Медовый месяц
- 1960 — Девчонка, с которой я дружил
- 1964 — Живые и мёртвые
- 1966 — Долгая счастливая жизнь
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1971 — Ход белой королевы
- 1974 — Ещё не вечер
- 1974 — Повесть о человеческом сердце
- 1977 — Обратная связь
- 1978 — Мой ласковый и нежный зверь
- 1979 — Так и будет
- 1982 — Магистраль
- 1984 — Колье Шарлотты
- 1985 — Голубые города
- 1985 — Тайная прогулка
- 1986 — Красная стрела
- 1988 — Запретная зона
- 1991 — Шкура
- 1997 — Шизофрения
- 1998 — Горько!
- 2000 — Убойная сила
- 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон
- 2005 — Казароза
- 2005 — Мастер и Маргарита
- 2007 — Ленинград