Кирилл Серебренников — биография
Кирилл Серебренников – российский теле-, кино- и театральный режиссёр, а также телеведущий, чей вклад в развитие современной культуры неоценим. С 2012 года и до 26 февраля 2021 года он исполнял обязанности художественного руководителя прославленного московского театра «Гоголь-центр», где создавались инновационные постановки, вызывающие широкий резонанс в обществе. С 1990 года Кирилл активно деятельствует на театральной сцене, а с 1998 года расширяет своё творчество и в кинематографии. В его багаже – шесть художественных фильмов, один документальный и четыре сериала, получившие признание как в России, так и за рубежом.
Серебренников известен как «знаковая фигура российского театра», хотя его творчество воспринимается как элитарное. Он часто выражает либеральные политические взгляды и критикует действующую власть, что делает его фигурой контроверсиальной в российском обществе. За свой вклад в культуру и искусство Серебренников был удостоен множества престижных наград, в числе которых премии «ТЭФИ», «Кинотавр», «Золотая маска», «Ника». Он также получил звание командора французского Ордена искусств и литературы.
Детство
Кирилл Серебренников, носитель данной фамилии по рождению, появился на свет 7 сентября 1969 года в городе Ростове-на-Дону. Его мать, Ирина Александровна Литвин, занималась преподаванием русского языка и литературы в одной из школьных учреждений, в то время как его отец, Семен Михайлович Серебренников, профессионально осуществлял деятельность в области хирургии, на протяжении многих лет удерживая позицию доцента на кафедре урологии Ростовского медицинского университета. Следует отметить, что в жилах Кирилла сливается кровь еврейских предков со стороны отца и украинские корни по линии матери, что делает его национальную принадлежность вопросом с непростым ответом.
Сам Серебренников заявлял о своем кинематографическом наследии, указывая на факт обучения его деда в ВГИКе, несмотря на простое прошлое украинского пастуха. Этот путь продолжил Александр Иванович Литвин, превратившийся в режиссера документального жанра на киностудии «Молдова-фильм».
В школьные годы Кирилл отличался выдающимися успехами в учебе, выбрав для себя образовательное учреждение с физико-математическим уклоном, где еще и активно участвовал в комсомольской деятельности в старших классах. Его первые шаги в театральной режиссуре, включая успешную постановку спектакля на школьной сцене, получили одобрение и поддержку со стороны семьи и вызвали восторг у зрителей. Продолжение нашло в воплощении пьесы Евгения Шварца «Тень», которая также завоевала внимание и интерес среди одноклассников и педагогов.
После окончания школы в 1987 году Кирилл нацелился на получение режиссерского образования в Москве, однако столкнулся с отказом от курсового руководителя Анатолия Васильева из-за своего возраста, который на тот момент составлял 17 лет. В результате выбор пал на физический факультет Ростовского государственного университета, где обучение далось ему с легкостью и завершилось получением диплома с отличием.
Выбор театрального искусства как основного направления своей профессиональной деятельности Кирилл сделал после университета, исходя из удовольствия, которое ему приносило создание и постановка спектаклей в студенческом театре. Профессиональную карьеру в области режиссуры он начал в студии «69», где энтузиазм и творческий подход её основателей стали отправной точкой его пути в мир театрального искусства. Параллельно Кирилл развивал свои навыки, работая в ростовских телевизионных компаниях, где он принимал участие в создании видеоклипов, телеспектаклей и рекламных роликов. Этот опыт позволил ему глубже понять нюансы режиссурной работы и расширить свои профессиональные горизонты.
Действия Серебренникова в этот период его жизни отражают не только стремление к реализации своего творческого потенциала, но и желание исследовать различные аспекты визуального искусства. Эксперименты с формами и содержанием, а также работа в разнообразных жанрах позволили ему формировать уникальный стиль, который со временем стал узнаваемым в театральной и кинематографической среде.
Путь Кирилла Серебренникова от студенческих постановок до профессиональной режиссуры был ознаменован не только личным вкладом в развитие театрального искусства, но и значительным влиянием на культурную среду Ростова-на-Дону и за его пределами. Его способность объединять теоретические знания с практическими навыками, а также стремление к новаторству и экспериментам сыграли ключевую роль в формировании его как выдающегося режиссера, чье творчество оказывает влияние на развитие современного искусства.
Карьера в театре
Первый шаг в мир большого театра для Кирилла Серебренникова был сделан в 1990 году, когда он взялся за режиссуру спектакля в театральном коллективе «Ангажемент». В течение пяти лет сотрудничества с данным театром, его работы вызывали разноплановые отклики среди критиков и зрителей. В частности, его постановка «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра в 1995 году была встречена с жесткой критикой со стороны местных авторитетов театрального искусства, которые не нашли в ней достоинств. Однако со временем мнения многих критиков изменились, и они стали выражать гордость за возможность сотрудничества с Серебренниковым.
Осознав необходимость новых горизонтов для своего творчества, режиссер решил переехать в Москву, где в течение двух лет активно занимался телевизионными проектами. Одним из заметных его трудов стало создание вместе с Аллой Демидовой телепроекта «Темные аллеи» на канале «Культура». Позже он вновь вернулся на экраны с авторской программой «Другое кино» на телеканале ТВ-3 и как ведущий ток-шоу «Детали» на СТС.
Ключевым моментом в карьере Серебренникова в столице стал спектакль «Пластилин», поставленный им в Центре драматургии и режиссуры. Материал от Василия Сигарева, ученика известного драматурга Николая Коляды, был принят режиссером как вызов общепринятым канонам, несмотря на отсутствие интереса к новой русской драме в то время. Спектакль столкнулся с волной критики, но впоследствии был признан культовой работой, олицетворяющей собой общественный прорыв.
С возрастанием популярности «Пластилина» росло и признание самого Серебренникова в театральной среде, что привело к его приглашению Олегом Табаковым в МХАТ им. А. П. Чехова, где были поставлены такие спектакли, как «Терроризм», «Изображая жертву» и «Трехгрошовая опера». В 2005 году в «Современнике» прошла премьера его работы «Голая пионерка», основанной на романе Михаила Кононова, с Чулпан Хаматовой в главной роли, которую режиссер называл национальным достоянием.
За свой вклад в театральное искусство Серебренников был удостоен престижных наград, включая «Чайку», «Хрустальную Турандот» и премию имени К. С. Станиславского. В 2008 году Кирилл Семенович принял предложение преподавать в Школе-студии МХАТ, где сформировал курс, выпускники которого впоследствии стали частью труппы «Седьмая студия» и, затем, основного состава актеров «Гоголь-центра».
Амбиции Серебренникова выходили далеко за рамки театральной режиссуры и преподавания. В сотрудничестве с известными деятелями искусства, такими как Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис и Роман Должанский, он инициировал фестиваль современного искусства «Территория». В 2011 году Кирилл Семенович основал проект «Платформа» на базе Центра современного искусства «Винзавод», предоставляя площадку для экспериментов в области театра, танца и музыки.
В сентябре 2019 года его вклад в культуру был отмечен наградой от журнала GQ в номинации «Человек года», подчеркивающей значимость его работы для современного искусственного процесса.
Однако в начале 2020 года мировая пандемия коронавируса наложила свои ограничения на деятельность Серебренникова, как и на работу многих других людей в сфере культуры и искусства. Несмотря на принудительную изоляцию, Кирилл Семенович не потерял своей активности, находя способы быть полезным и вдохновляющим для своих подписчиков и поклонников. Он составил список из десяти советов о том, как продуктивно провести время в условиях карантина, и поделился им со своими подписчиками, демонстрируя, что даже в самые сложные времена творчество и позитивный настрой могут помочь найти выход из любой ситуации.
Таким образом, жизненный и творческий путь Кирилла Серебренникова является ярким примером неукротимого стремления к искусству, непреклонной воли к экспериментам и поиску новых форм выражения, что делает его одной из ключевых фигур в современном российском и мировом культурном пространстве.
В 2012 году пост художественного лидера Театра имени Н.В. Гоголя занял Кирилл Семенович, который принял решение о переименовании учреждения в «Гоголь-центр». Через три года он официально возглавил театр. Все премьеры, выходившие под его руководством, вызывали восторг и обсуждения среди театрального сообщества.
В заключительные месяцы 2016 года в «Гоголь-центре» зрители стали свидетелями премьеры нового творения Серебренникова — «Похороны Сталина». Этот спектакль стал напоминанием о событиях прощания с Сталиным, обернувшихся трагедией массовой давки, и одновременно акцентировал внимание на прощании с великим композитором Сергеем Прокофьевым, чья смерть осталась в тени большого государственного события.
Спектакль «Машина Мюллер», также посвященный теме политических репрессий и тоталитаризма, получил звание самого яркого и откровенного произведения режиссера на данную тему.
В период, когда Серебренников оказался под следствием, его творческая деятельность в «Гоголь-центре» не прекращалась. Он продолжал радовать публику новаторскими постановками, несмотря на сложности.
Однако в феврале 2021 года стало известно об уходе Кирилла Семеновича с поста художественного руководителя театра по истечении срока его контракта. Попытки Ассоциации театральных критиков повлиять на решение властей Москвы оставить Серебренникова во главе «Гоголь-центра» через открытое письмо к министру не увенчались успехом. Позицию художественного руководителя занял известный актер Алексей Агранович, что обозначило начало новой эры для театра.
Кино
Карьера Кирилла Семеновича в кинематографе началась в 1998 году, когда он представил аудитории сразу три полнометражных фильма: «Раздетые», «Ласточка» и «Тайны грозы». Его ранний период творчества также отметился многосерийным проектом «Ростов-папа», в котором приняли участие известные актеры Наталья Гундарева и Борис Щербаков.
В 2006 году Серебренников порадовал зрителей фильмом «Изображая жертву», который заслужил высокое признание на фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema, получив там главные награды. Этот фильм был вдохновлен пьесой братьев Пресняковых.
Кинолента «Юрьев день», выпущенная в 2008 году, получила множество наград на международных кинофестивалях, вопреки отсутствию признания на родине и местных кинопремий до момента участия Серебренникова в программе «Закрытый показ».
Фильм «Измена», где в главных ролях снимались актеры из Германии, Македонии и России, стал одним из заметных режиссерских проектов Серебренникова. Другой его успешный проект — «Ученик» (2016 год), который был удостоен наград на «Кинотавре» и кинофестивале в Каннах.
Период судебных разбирательств и последующая пандемия стали для режиссера стимулом к новым творческим идеям. В этот период он написал сценарий к фильму «Петровы в гриппе», который впоследствии был тепло встречен на Каннском кинофестивале. Экспериментальная короткометражка OUT OF THE BOX, снятая в одном кадре с участием актеров «Гоголь-центра», стала еще одним ярким проектом этого времени. Александр Горчилин и Ян Гэ исполнили в ней главные роли.
На протяжении нескольких лет Серебренников вынашивал идею создания биографической ленты о великом композиторе Петре Чайковском. Планировалось, что фильм выйдет к 175-летию со дня рождения музыканта, но съемки начались лишь летом 2020 года. В работе над драмой под рабочим названием «Жена Чайковского» первоначально предполагалось участие Евгения Миронова в роли композитора, однако в черновике фильма главного героя сыграл Один Байрон, а его супругу Антонину исполнила Алена Михайлова.
Уголовное преследование
23 мая 2017 года силовые структуры провели обыски в жилище Кирилла Семеновича и помещениях «Гоголь-центра» в связи с обвинениями в присвоении средств. По заявлениям следствия, ущерб составил свыше 200 миллионов рублей. В начале расследования Серебренников участвовал как свидетель. В ходе следствия у него изъяли заграничный паспорт для проведения экспертиз, что лишило его возможности участвовать в международных проектах.
22 августа того же года Кирилл был арестован в Санкт-Петербурге, где работал над фильмом, и доставлен в Москву. Обвинение заключалось в мошенничестве крупного размера по факту присвоения не менее 68 миллионов рублей, выделенных на проект «Платформа» в 2011-2014 годах. Следствие утверждало, что в рамках проекта завышались объемы и стоимость мероприятий, заключались несуществующие договоры, а деньги выводились через фирмы-однодневки.
Серебренников категорически отрицал обвинения, назвав их абсурдными, и заявлял, что все средства были использованы по назначению, подчеркивая свою ориентированность на творчество, а не на коммерческую деятельность.
На следующий день после ареста, Басманный суд Москвы отправил режиссера под домашний арест до 19 октября 2017 года. К этому моменту под арестом уже находились другие фигуранты дела, включая директора «Гоголь-центра». Одна из фигурантов признала вину и дала показания против Серебренникова и других участников дела, утверждая, что целью создания «Седьмой студии» было обналичивание средств. Несмотря на обвинения, доказательством работоспособности проекта служил успешно реализованный спектакль «Сон в летнюю ночь».
Следствие и судебные заседания вызвали многочисленные дискуссии в обществе и мире искусства, многие видели в деле политический подтекст. Ряд культурных деятелей выступили в защиту режиссера, подчеркивая важность свободы творчества и выражая сомнения в обвинениях. При этом были и те, кто призывал к недопущению вмешательства в ход расследования.
В итоге, после нескольких продлений домашнего ареста и многочисленных слушаний, Кирилл Семенович был освобожден под подписку о невыезде в апреле 2019 года. В июне 2020 года Мещанский районный суд признал его виновным, назначив условное наказание, а в марте 2022 года с Кирилла Серебренникова была снята судимость. Решение суда обусловлено тем, что режиссёр отбыл половину условного срока, выплатил штраф, возместил ущерб и не совершал новых правонарушений.
Процесс вокруг Серебренникова вызвал широкий общественный резонанс и активные дебаты о свободе творчества и пределах государственного контроля над культурными проектами, финансируемыми из бюджета. Это дело стало предметом внимания не только в России, но и за рубежом, подчеркивая сложность отношений между властью и интеллектуальной элитой в современной России.
Многие международные и российские деятели искусства, а также общественные фигуры, высказали свою поддержку режиссёру, считая процесс против него частью более широкой кампании против неудобных голосов и попыткой ограничить критическое искусство. Петиция, организованная в защиту Серебренникова, собрала подписи известных мировых и российских культурных деятелей, что свидетельствует о масштабе общественной поддержки и солидарности с режиссёром.
Однако, несмотря на широкую поддержку со стороны культурного сообщества, в российском обществе и среди некоторых его представителей были высказаны и критические мнения, призывающие к уважению законности и необходимости проведения объективного расследования без предвзятости и внешнего давления.
Снятие судимости с Кирилла Серебренникова стало важным этапом в его жизни и карьере, позволив продолжить творческую деятельность без правовых ограничений. Этот случай оставил значительный след в истории современного российского искусства, подчеркнув сложность взаимоотношений между государством и культурным сообществом, а также важность защиты прав и свобод творческих людей.
Политические взгляды
Кирилл Серебренников проявил себя не только как выдающийся режиссёр и театральный деятель, но и как активный участник общественной жизни, неоднократно заявляя о своей гражданской позиции. Его участие в акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!» свидетельствует о глубокой обеспокоенности состоянием демократии и прав человека в России. После конфликта между Россией и Грузией в 2008 году он выразил свою солидарность с грузинским народом, подчеркнув важность культурных и человеческих связей между народами.
Активно выступая за свободу слова и против репрессий, Серебренников подписывал открытые письма в защиту правозащитников и политически преследуемых, таких как Светлана Бахмина и участницы группы «Pussy Riot». Его позиция против ужесточения законодательства о митингах, запрета на усыновление детей американцами и ограничения прав ЛГБТ-сообщества отражает стремление к защите основополагающих прав и свобод.
Серебренников неоднократно критиковал политический и социальный строй России, отмечая рост авторитаризма, невежества и мракобесия. Его высказывания о состоянии российского общества и роли искусства в противостоянии социальным проблемам вызвали широкий общественный резонанс. Режиссёр подчеркивал важность искусства и культуры как средств борьбы с пропагандой и манипуляциями, а также как платформы для поддержки уязвимых групп населения, включая ЛГБТ-сообщество.
Категорически осудив военное вторжение России на Украину в 2022 году, Серебренников, после освобождения от условного наказания и снятия судимости, принял решение покинуть Россию. Этот шаг стал символом его несогласия с действиями российской власти и выражением поддержки Украины.
На международной арене, в частности, на Каннском кинофестивале, Серебренников неоднократно выступал с призывами к миру и диалогу, а также защищал значение культурных связей и искусства в преодолении политических конфликтов. Его позиция по отношению к санкциям против Романа Абрамовича, обоснованная значимым вкладом бизнесмена в современное искусство, также отражает убеждение в необходимости поддержки культурного развития вне зависимости от политической ситуации.
Личная жизнь
Личная жизнь Кирилла Семеновича Серебренникова окутана вуалью тайны, оставляя место для домыслов и предположений. Известный постановщик предпочитает держать свою личную жизнь подальше от публичного пространства, не давая пищи для разнообразных сплетен.
Вопросы, связанные с его семейным статусом, вызывают особый интерес среди поклонников и СМИ. Существуют слухи о том, что Кирилл Семенович состоит в браке с дочерью известного московского театрального режиссёра. Однако эта информация остаётся неподтверждённой, а в открытом доступе не найти ни единой фотографии его супруги. С другой стороны, официальные источники настаивают на том, что Серебренников холост и детей у него нет.
Серебренников живёт на Пречистенке в Москве и владеет недвижимостью за рубежом, что говорит о его успешности и месте в обществе. Кирилл Семенович часто становится объектом обсуждения не только из-за своих творческих достижений, но и из-за предположений о его сексуальной ориентации. Однако сам постановщик предпочитает не комментировать подобные вопросы, заявляя в интервью, что как член театрального сообщества поддерживает движения в защиту прав меньшинств.
Кроме своей профессиональной деятельности, Кирилл Семенович известен своими убеждениями и увлечениями. Он выбрал вегетарианство, выражая таким образом свою любовь и уважение к животным. Йога для него — не только способ сохранять физическую форму, но и метод достижения внутренней гармонии. Шопинг же стал его маленькой страстью, позволяющей приносить из каждой поездки что-то новое и оригинальное в гардероб.
В настоящее время
Дебют Кирилла Серебренникова в Парижской национальной опере с постановкой оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера в сентябре 2023 года стал значительным событием в мировом культурном пространстве. Постановка, которую режиссёр окрестил «блокбастером», отличалась масштабностью и включала в себя большое количество участников, подчеркивая грандиозность и динамичность произведения.
Главной концепцией, лежащей в основе интерпретации Серебренникова, стало исследование человеческой природы в её сложности и изменчивости. Режиссёр сумел углубиться в вечные темы любви и предательства, войны и мира, раскрывая их через призму современной реальности и собственного творческого видения. Эта работа позволила зрителям по-новому взглянуть на классическое произведение Вагнера, обогатив его актуальными размышлениями и вопросами.
Параллельно с работой в опере Серебренников активно занимался подготовкой к экранизации «Призрака оперы» по роману Гастона Леру. Режиссёр поставил перед собой задачу раскрыть более интимную сторону известного литературного произведения, стремясь выйти за рамки оригинального текста и представить зрителям глубинные, личностные аспекты персонажей. Этот проект обещал стать новым взглядом на знакомую историю, демонстрируя уникальное авторское видение и подход к классическому наследию.
Таким образом, работа Кирилла Серебренникова в Парижской национальной опере и над экранизацией «Призрака оперы» подчёркивает его неустанное стремление к инновациям в искусстве, способность переосмысливать классику и представлять её через призму современных реалий и личного творческого восприятия.
Избранная фильмография
- 1993 — «Замена собак микшированием»
- 2002 — «Дневник убийцы»
- 2004 — «Рагин»
- 2006 — «Изображая жертву»
- 2008 — «Юрьев день»
- 2012 — «Измена»
- 2016 — «Ученик»
- 2016 — «Фонограф»
- 2018 — «Лето»
- 2018 — «После Лета»
- 2021 — «Петровы в гриппе»
- 2022 — «Жена Чайковского»
- 2023 — «Лимонов, баллада об Эдичке»
- 2024 — «Исчезновение»