Константин Федин — биография
Константин Федин — русский советский писатель и журналист, первый секретарь Союза писателей СССР. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Детство
Константин Федин родился в феврале 1892 года в Саратове. Отец будущего писателя управлял писчебумажной лавкой. В семье также была дочь Александра, которой Константин впоследствии посвятил один из своих романов, названный «Братья». Под давлением отца, который мечтал видеть сына успешным коммерсантом, Федин обучался вначале в коммерческом училище в городе Козлове (сегодня Мичуринск), после чего продолжил образование в Московском коммерческом институте.
В 1913 году Константин начал публиковать свои первые сатирические работы, а следующий год ознаменовался поездкой в Германию для изучения немецкого языка. Однако избухшая мировая война изменила его планы, и Федин оказался в гражданском плену. В течение этого периода он работал актером в театрах немецких городов Циттау и Герлиц, прежде чем вернуться на родину в 1918 году.
Творческая карьера
В 1921 году Константин Федин был удостоен первой премии за свой рассказ «Сад», который получил высокую оценку от Евгения Замятина. Замятин охарактеризовал произведение как неожиданно зрелое, отметив, что под ним мог бы подписаться сам Иван Бунин.
Особое место в творчестве Федина занимает его дебютный и наиболее значимый роман «Города и годы». В этом произведении автор рассматривает сложный вопрос о поведении человека в эпоху революций, когда он не желает участвовать в насилии. Судьба главного героя, Андрея Старцева, тесно переплетается с личной историей писателя. Перед началом Первой мировой войны Старцев находится в Германии, где завязывает дружбу с немецким художником Куртом Ваном. Однако война разрушает их отношения, также оказывая влияние на отношения Андрея с чувственной Марией Урбах. После революции герои вновь встречаются в мордовском Семидоле.
Ранняя повесть Федина «Трансвааль» вызвала споры и была обвинена в апологии кулачества. В этом произведении деловая хватка и трудолюбие главного героя, Вильяма Сваакера, контрастируют с нецелеустремленностью окружающих его российских мужчин.
В трилогии Федина, состоящей из произведений «Первые радости», «Необыкновенное лето» и «Костер», критики нашли множество сходств с трилогией Алексея Толстого «Хождение по мукам». В романе «Санаторий Арктур» рассматривается тема духовного кризиса западной буржуазии. Главный конфликт произведения связан с неспособностью владельца пансионата справиться с последствиями экономического кризиса, что приводит его к самоубийству.
Личная жизнь
Константин Александрович Федин, видный представитель советской литературы, испытал значительные изменения в своей роли в литературном процессе со временем. В молодости он активно поддерживал коллег, оказавшихся в немилости, но к старости, к сожалению, присоединился к кампаниям против таких писателей, как Александр Солженицын, Андрей Синявский и Юрий Даниэль.
В то же время, Федин оказывал материальную помощь Михаилу Зощенко и с радостью отмечал успехи своих учеников, в частности Юрия Трифонова. После подавления Кронштадтского мятежа Федин покинул ряды большевиков и до конца дней оставался беспартийным.
Живопись занимала важное место в жизни Федина. Он был автором как карандашных шаржей на Максима Горького и Всеволода Иванова, так и деревенских пейзажей, бытовых сценок, написанных пером. Среди наиболее известных художественных работ — рисунок «Творец» (1910), масляная копия с картины А. А. Киселева «Забытая мельница» (1914) и акварель «Поморье» (1930).
Личная жизнь Федина была насыщена дружбой с выдающимися деятелями культуры, такими как писатель Иван Соколов-Микитов, художник Кузьма Петров-Водкин, дирижёр Евгений Мравинский и композитор Константин Шапорин.
В 1930-х годах Федин перенёс туберкулёз, успешно излечившийся благодаря пребыванию в санаториях Швейцарии и Германии. В последние годы его жизни доктором писателя был Анатолий Бурштейн, которому Федин помог обрести квартиру.
Несмотря на привлекательную внешность, Константин Александрович вступил в законный брак только однажды, женившись на машинистке частного издательства Доре Сергеевне Александер. Их дочь Нина получила образование актрисы в ГИТИСе, но после смерти матери отказалась от актерской карьеры, посвятив себя помощи отцу и сохранению его наследия.
В последние годы жизни Федин состоял в фактическом браке с Ольгой Викторовной Михайловой и активно участвовал в воспитании своих внуков Вари и Кости Роговиных.
Смерть
Константин Александрович Федин скончался 15 июля 1977 года и был похоронен на знаменитом Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя увековечено не только в литературных произведениях, но и в географии российских городов: в Москве и Чебоксарах названы улицы в его честь, а в Саратове, его родном городе, создан музей писателя, установлен памятник и обустроена площадь его имени. Большая часть экспозиции музея была передана хранилищу его дочерью Ниной Константиновной Фединой, которая продолжает заботиться о наследии своего отца.