Константин Коровин — биография
Константин Коровин – русский художник-импрессионист, театральный оформитель, публицист. Автор известного полотна «Портрет хористки», нередко именуемого «первой ласточкой» отечественного импрессионизма.
Творческий путь русского художника Константина Коровина неразрывно связан с импрессионизмом, набиравшим обороты в конце 19-го столетия. Его произведение «Портрет хористки» нередко называют «первой ласточкой» этого непривычного для ценителей искусства течения. Помимо создания натюрмортов и пейзажей, Коровин занимался оформительской деятельностью в театрах и на различных выставках международного уровня.
Детство и юность
Художник родился 23 ноября 1861 года в Москве. Дед мальчика, Михаил Коровин, владел ямским извозом и был очень уважаем в купеческой среде. Отцу Константина он дал блестящее образование, однако, преуспевающего предпринимателя из него не получилось. После смерти Михаила Емельяновича сохранить его состояние не удалось, поэтому семье пришлось переехать в более скромный дом в Больших Мытищах.
Впрочем, деревенская жизнь маленького Костю вполне устраивала. Здесь он мог вволю наслаждаться красотами русской природы и подмечать в ней те прелести, которые городскому жителю недоступны.
Заботы о детях полностью лежали на плечах матери. Это была очень образованная женщина, увлекавшаяся рисованием и игрой на арфе. Будущий художник мог часами наблюдать, как мама раскладывала на столе яркие коробочки с красками, а потом смешивала их в блюдце и начинала выводить в альбоме свои рисунки. Эти картины казались мальчику самыми прекрасными на свете. Надо сказать, Коровин-старший тоже увлекался изобразительным искусством, но ему больше по душе была графика.
В четырнадцатилетнем возрасте Костя поступил в Московское училище искусств на факультет архитектуры. Проучившись там некоторое время, перевелся на отделение живописи, где тогда преподавал знаменитый русский пейзажист Алексей Саврасов. К своему наставнику студент испытывал огромное уважение и даже некоторый трепет.
Знаменитый мэтр учил юношу передавать чувства посредством изображения природы. Позже к молодому живописцу пришло осознание того, что пейзаж получается удачным не от того, что он красив, а потому, что в нем заложена частичка человеческой души. В ранних работах Коровина отчетливо прослеживалась его связь с Саврасовым, особенно хорошо это передают картины «Последний снег» и «Ранняя весна».
Когда у преподавателя обнаружилась серьезная болезнь, ему пришлось уйти из училища. Константин продолжил обучение в петербургской Академии художеств, но, не найдя понимания у столичных педагогов, был вынужден отчислиться и вернуться в родное училище. В стенах альма-матер молодой человек стал подопечным Василия Поленова, руководившего классом пейзажистов.
От Поленова начинающий живописец узнал многое о набирающем популярность импрессионистском течении. Увлекшись новым направлением, Коровин создал несколько работ, самой известной из которых стал «Портрет хористки». Преподаватели «старой школы» не разделяли излишнюю любовь ученика к новшествам и тщетно призывали его к более консервативному направлению. В итоге Школу молодой человек окончил, но так и остался без звания профессионального художника.
Живопись
Поленов познакомил Коровина с благотворителем Саввой Мамонтовым, известным своей любовью к искусству. В 1884-м юный живописец стал членом его Абрамцевского кружка, куда входило множество талантливых молодых людей. В новом коллективе Константин проявил талант театрального декоратора, создав оформление для спектакля «Снегурочка» и оперных постановок «Кармен», «Лакме», «Аида».
В начале 1890-х начинающий мастер отправился набираться опыта во Францию, где познакомился с работами современных европейских живописцев. По возвращению на родину отправился изучать русский Север в компании с другим молодым художником – Валентином Серовым. Коллеги посетили Мурманск, Новую Землю, побывали на живописнейшем побережье Северной Двины, а в завершение экспедиции заехали в Норвегию и Швецию. Заполярный край вдохновил Константина на создание знаменитых северных» полотен: «Мурманский берег», «Архангельский порт на Двине», «Ручей св. Трифона в Печенге», «Пристань на Севере», «Зима в Лапландии».
Для выставки в Нижнем Новгороде 1896 года Мамонтов поручил Коровину оформление павильона «Крайний Север». Эскизы молодого декоратора высоко оценили в авторитетных кругах, в том числе одобрение прозвучало от Василия Поленова. Этот успех открыл Константину дорогу на Всемирную выставку в Париже, где ему доверили оформление Кустарного отдела Русского павильона. Для этого проекта мастер совместно с художником Николаем Клодтом создал три десятка панно с пейзажами Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии.
В начале нового столетия живописец активно сотрудничал с театрами, разрабатывал декорации для балетов и оперных постановок. Константина Алексеевича приглашали в Мариинский и большой театры, позже он оформлял спектакли знаменитой миланской Ла Скалы.
Любовь художника к французской столице отлично характеризуют его полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Ночная улица. Париж», «Париж. Утро» и ряд других произведений. В этой стране Коровин получил огромное признание, которое выразилось в присвоении ему звания кавалера Почетного легиона.
С 1910-го года живописец стал все больше обращаться к жанру натюрморта. Впрочем, и здесь он сохранил верность своему любимому импрессионизму. Одна из самых известных работ того периода – картина «Розы и фиалки» с изображением прекрасных цветов и ночного Парижа на заднем плане.
Наступление Первой мировой войны совпало с ухудшением состояния здоровья мэтра. По совету врачей Константин Алексеевич уехал в Севастополь, где продолжил писать свои полотна. Здесь появилась знаменитая картина «Севастополь зимой», на которой о военной обстановке можно догадаться только по присутствию боевого корабля.
Несмотря на болезнь, Коровин находился в прекрасном расположении духа, позволявшим ему неустанно творить. Однако с приходом революции ситуация в корне изменилась. Импрессионист стал членом Комиссии художников бывшего Министерства Императорского двора, ныне курируемого большевистскими властями. Живописца также включили в коллегию театральных художников и Отдел пластических искусств, но ни одна из этих должностей его не радовала. «Боже, как надоела эта политика!» — такую фразу маэстро адресовал одному из своих друзей по переписке. При первой же возможности Константин Алексеевич покидал Москву – сначала в деревню под Ярославлем, а затем на озеро Удомля, расположенное в Тверской губернии. Здесь, вдали от городской суеты и политических движений художник работал над местными пейзажами и вечерними интерьерами.
Личная жизнь
О жизнелюбии Коровина в обеих столицах ходили легенды. Творческая жизнь творца, в отличие от семейной, была невероятно плодотворной, насыщенной и яркой. Современники художника отмечали, что работал гений много, увлеченно и удивительно легко.
Свою супругу Анну Фидлер пейзажист повстречал в театре, где она работала хористкой. Результатом вспыхнувшего романа стала беременность 16-летней артистки. Мальчик прожил совсем недолго, скончавшись из-за нехватки у родителей средств к существованию. Об этом союзе не знали даже близкие друзья живописца, о своей женитьбе он сообщил лишь после того, как избранница забеременела вторым. Личная жизнь художника была лишена и радости, и счастья – он оставался рядом с супругой только из чувства долга и вины за смерть сына.
Последние годы
В начале 1920-х Коровин добился разрешения выезда за границу. Во Франции он провел персональную выставку, затем занялся восстановлением здоровья. В Советский Союз живописец не вернулся – поначалу из-за финансовых проблем, потом помешал тяжелый недуг супруги.
В Париже Константин Алексеевич провел свои последние 16 лет жизни. Тем временем французская столица менялась: вместо любимого художником импрессионизма людей стали интересовать совершенно новые направления, представляемые молодым поколением мастеров. Картины Коровина практически не пользовались спросом, их приобретали лишь давние приятели.
Зарабатывал маэстро написанием статей для эмигрантской прессы. К семидесяти годам он практически ослеп, поэтому свои рассказы и мемуары ему приходилось диктовать помощникам. Мастер пера оказался талантливейшим литератором, это признавали многие известные люди, в том числе Федор Шаляпин. Знаменитый бас однажды спросил у Коровина:
«Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?».
Константин Алексеевич Коровин скончался 11 сентября 1939 года, в самом начале Второй Мировой войны. Причиной смерти стал сердечный приступ, настигший художника во время прогулки по парижским улочкам. Похоронили великого импрессиониста на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во французской столице.
Самые известные работы
Картины знаменитого русского живописца хранятся в музеях России и некоторых городах за рубежом. Самыми известными полотнами мастера считаются:
- «В лодке»
- «У балкона. Испанки Леонора и Ампара»
- «Портрет Ф.И.Шаляпина»
- «Мурман»
- «Парижское кафе»
- «Северная идиллия»
- «Зимой»
- «Бумажные фонари»
- «Не плачь, дитя…»
- «Кафе де ля Пэ»
- «Руслан и Людмила»
- «Пристань в Гурзуфе»
- «Венеция. Мост Риальто»
- «Портрет артиста Фёдора Шаляпина»
- «Москворецкий мост»
- «Базар»
- «Геммерфест. Северное сияние».