Борис Кустодиев — биография
Борис Кустодиев – известный отечественный художник, портретист. Писал декорации для театральных постановок, иллюстрировал и оформлял книги. В 1909 году стал Академиком живописи ИАХ, в 1923 году получил членство Ассоциации художников революционной России. Самыми известными его полотнами признаны «Портрет Федора Шаляпина», «Масленица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»
Борис Кустодиев писал традиционный русский быт, красочные народные типажи – красавиц, купцов и купчих. Он пользовался покровительством Ильи Репина и восхищением Федора Шаляпина. Несмотря на непревзойденный талант, художник влачил жалкое существование, на первые полученные деньги он пошел покупать себе штаны. Не довелось ему испытать благосклонности судьбы и в более зрелом возрасте, пережив горечь утраты младшего сына, в 38 лет художник оказался в инвалидном кресле. На его долю выпали две революции и Гражданская война, не сломившие при этом силу его духа. В каждой картине или иллюстрации мастера сквозит огромное счастье и радость.
Детство и юность
Родился Борис Кустодиев в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года, в семье Михаила Кустодиева, профессора философии, истории литературы. Он работал преподавателем логики в духовной семинарии Астрахани. Отца не стало, когда Боре не исполнилось и двух лет. Мама замуж больше не вышла, сама растила четырех ребятишек. Вышивала на заказ, соглашалась играть на рояле по праздникам для местной знати, в их богатых домах. Вначале Борис пошел в церковно-приходскую школу, потом поступил в гимназию. Впервые он увидел настоящую живопись в девятилетнем возрасте, когда в Астрахань приехали художники-передвижники. Кустодиеву так понравилось увиденное, что он решил непременно научиться так же искусно изображать на полотне все, что ему захочется.
Матери было трудно найти нужную сумму, чтобы оплатить обучение Бориса рисованию. На помощь пришел, хоть и не очень охотно, дядя – Степан Никольский. Именно благодаря его деньгам Боря смог учиться мастерству у Павла Власова, бывшего студента Академии художеств Петербурга. Власов напутствовал своего ученика, говорил, что если немного умеешь рисовать, то ты ничего не умеешь, что на искусство нужно не жалеть даже жизни. Он говорил, что если не знаком с анатомией человека, то даже не берись за написание обнаженной натуры.
В одном из своих писем сестре Кустодиев писал, что уже целый месяц учится у Власова, и что наконец-то приступил к рисунку головы. Он сообщал, что до этого написал несколько орнаментов и частей тела, а теперь приступил к голове. За несколько дней до этого, Борис нарисовал две айвы и две морковки, и пребывал в полном восторге от своей акварели. Ему не верилось, что это дело его рук.
В 1896-м, после окончания семинарии, Борис уехал в Москву, он хотел продолжить обучение в художественной школе, но получил отказ из-за возраста. Восемнадцатилетний парень не мог обучаться за одной партой с детьми. Тогда Борис предпринял еще одну попытку, но на этот раз в Петербурге, в Высшем художественном училище при Академии художеств. Каждый потенциальный студент предоставлял на суд приемной комиссии какую-нибудь свою работу.
Он очень обрадовался, когда увидел на своем полотне надпись мелом – «принят».
В годы учебы в училище художник очень много работал, писал портреты, живую натуру. Он учился у Ильи Репина, творчество которого любил с детских лет. А сам живописец не мог нарадоваться успехам своего ученика. Репин говорил, что возлагает на Бориса большие надежды, что он очень одаренный художник, серьезный, вдумчивый, изучающий природу предельно внимательно.
В 1901-м Илья Репин писал огромную картину под названием «Торжественное заседание Государственного совета». Он привлек к ее написанию нескольких учеников, в том числе и Кустодиева. В итоге, эскизы Бориса легли в основу 27 портретов, и молодой художник написал третью часть всей картины, естественно, под непосредственным руководством наставника – Репина.
Творческий путь
В конце октября 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств, получил золотую медаль, звание художника и право уехать в пенсионерскую поездку на год за границу или по России. Еще до того, как окончить курс в Академии, картины Бориса выставлялись на международных выставках Петербурга и Мюнхена. Они отмечены большой золотой медалью Международной ассоциации.
В декабре того же, 1903-го, живописец забрал жену с новорожденным сыном, и отправился в Париж. После этого его путь лежал в Германию, Италию, Испанию. Он учился на работах старых мастеров, копировал их. Поработал в студии Рене Менара.
Спустя шесть месяцев Кустодиев вернулся на родину. Поселился в Костромской губернии, трудился над созданием серии картин «Деревенские праздники» и «Ярмарки».
У семьи не было своего жилья, поэтому художник купил участок земли недалеко от Кинешмы, и собственноручно выстроил дом, получивший название «Терем». На протяжении десяти лет он жил с семьей в этом доме, и как потом признавался, они стали самым счастливым периодом его личной жизни.
В это время художник начинает задумываться над собственным стилем в живописи. Ему не хотелось копировать репинский реализм, с его работой с натуры. Борис решил, что пришло время писать самостоятельно, именно так, как он видит русскую красоту. Живописцу нравились народные гулянья и ярмарки, его привлекали лубочные изображения.
В 1904-м Кустодиев учредил Новое общество художников. Спустя год его серьезно увлекла графика, он устроился на работу в издания «Адская почта», «Жупел», «Искры», в качестве карикатуриста. Сделал иллюстрации к гоголевской «Шинели», которую напечатали в 1905-м. Одновременно с этим, художник нашел себе еще одну работу – помощника декоратора Мариинского театра Головина.
Через четыре года (1909) живописец удостоился звания Академик живописи. Кандидатура Кустодиева утверждалась на Собрании Академии, и его представили именитые коллеги – Архип Куинджи, Илья Репин, Василий Матэ.
Впервые проблемы с руками появились у Бориса в 1911 году. Боль была очень острой, беспокоила его достаточно долго, но доктора только разводили руками. Когда терпеть боль стало невыносимо, Кустодиев уехал на лечение к доктору Ролье (Швейцария). Чуть позже немецкий профессор Герман Оппенгейм сделал художнику операцию, и он вернулся домой.
Наступило облегчение, и Борис набросился на работу. Он отдавал предпочтение портретам, жанровым зарисовкам сельской жизни. После завершения работы над полотнами «Красавица», «Купчихи», «Девушка на Волге», «Купчиха», на него накинулись журналисты разных изданий. В газетах то и дело появлялись критические статьи, где говорилось, что Кустодиев начал чудить и бросаться из одной стороны в другую. Хвалили его за хорошие портреты, такие, как изображения госпожи Базилевской и Нотгафт. Ругали за пышнотелую «красавицу», удобно расположившуюся на сундуке, расписанном букетами. Эти портреты считали нарочитым и выдуманным безвкусием.
Зато театр ценил усердие известного художника, буквально заваливал его заказами. В 1914-м Борис не только нарисовал декорации, но и трудился над эскизами нарядов артистов для постановки «Смерть Пазухина». Он работал над оформлением пьес Николая Островского «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся», «Гроза». Над декорациями художник долго не корпел, они получались как бы сами собой, быстро и непринужденно. Его знали и ценили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Кисти Кустодиева принадлежат портреты Ивана Москвина, Николая Александрова, и других.
Операция, революция
Боль в руке вернулась в 1916 году. Однако путь в Германию, к уже знакомому профессору Оппенгейму оказался закрыт, во всю бушевала Первая мировая. Пришлось решаться на операцию в Петербурге, очень тяжелую и ответственную. Доктора долго не могли прийти к выводу, что сохранять – руки или ноги, так как они гарантировали подвижность только одним конечностям. Этот вопрос доктор задал жене, и она, скрепя сердце, сказала, что он художник, и без рук ему никак нельзя.
В марте 1916 года, в письме Лужскому Борис написал, что лежит без движения тринадцать дней, а ему кажется, что прошло уже 13 лет. Борис говорил, что наступила передышка, а до этого он сильно страдал и мучился. Он понимал, что это не все, что впереди долгий курс реабилитации, после которого он, возможно, почувствует себя живым человеком.
Доктора запрещали художнику прикасаться к работе, но он их не послушал. Находясь в инвалидной коляске, он переносил на холст идеи, посетившие его светлую голову, за месяцы вынужденного бездействия. В 1916-м он представил полотно «Масленица», получившее высокую оценку Репина. Эта картина выставлялась во время выставки «Мир искусства». Этот период стал самым плодотворным в его творческой биографии, Борис писал очень много, как никогда ранее. В 1915 году он закончил работу над портретом Александра Анисимова, в 1922-м – появился не менее знаменитый портрет известного певца Федора Шаляпина. Кустодиев параллельно писал «Русь ушедшую» и пропагандистские плакаты, трудился над созданием картины «Большевик» и обложки издания «Коммунистический интернационал».
Кроме этого, Борис оформлял книги, календари, плакаты. Придумывал иллюстрации к «Сказкам Пушкина» и сборнику «Ленин и юные ленинцы», художественно оформлял революционные праздники и манифестации. С 1918-го по 1920-й годы Борис создавал декорации к опере «Царская невеста», которую ставили в Большом оперном театре Народного дома. Его кисти принадлежат и декорации оперы «Снегурочка», которая прошла с большим успехом в Большом театре, и «Вражьей силе», поставленной в Мариинке. В 1925-м МХАТ представил постановку Евгения Замятина «Блоха». Автором декораций к ней стал тот же Кустодиев.
В 1926 году Борис закончил свою очередную картину – «Русская Венера». Доктора не разрешали художнику работать подолгу, рекомендовали ограничиться несколькими часами в день. Поэтому «Венера» создавалась почти целый год.
Личная жизнь
Летом 1900-го года Борис отправился на этюды в деревню Калганово Костромской губернии. Именно там он и познакомился со своей будущей супругой. 19-летнюю девушку звали Юлия Прошинская. Девушка из приличной семьи, получила хорошее образование, любила поэзию, живопись, музыку. Поэтому стоит ли удивляться, что между ними сразу вспыхнула симпатия.
8 января 1903 года состоялось венчание Юлии Прошинской и Бориса Кустодиева. Для церемонии они выбрали небольшую церковь на Екатерининском канале. В октябре того же года жена родила художнику первенца, сына Кирилла, который продолжил дело отца и тоже стал живописцем. Спустя два года, в 1905-м, родилась дочка Ирина. В 1907-м семья пополнилась еще на одного человека – сына Игоря, но он прожил недолго, скончался от менингита в 11 месяцев. Супруга пережила Бориса на 15 лет, она умерла от голода зимой 1942 года во время блокады Ленинграда. Внучка Татьяна Кустодиева (дочь старшего сына Кирилла), работала искусствоведом, ведущим научным сотрудником в Отделе западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. Ей принадлежит авторство «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи 13-15 веков». Умерла в 2021 году.
Смерть
Состояние художника ухудшалось, и в феврале 1927-го Борис Кустодиев обратился с просьбой в Народный комитет просвещения, чтобы ему разрешили отправиться на лечение в Германию. Разрешение и субсидию от государства ему выдали спустя месяц, в марте, но Кустодиев так ими и не воспользовался.
Загранпаспорт смогли подготовить только в начале июня, а художника не стало десятью днями ранее. Борис Кустодиев скончался 26 мая 1927 года, его похоронили в городе на Неве, на кладбище Александро-Невской лавры.