Ксения Петербургская — биография
Ксения Петербургская – православная блаженная, имевшая дворянское происхождение и состояние, но оставившая все мирское во имя служения Богу и нуждающимся. Канонизирована в лике святых в 80-х годах прошлого века.
Православную юродивую Ксению Петербургскую РПЦ канонизировала в 1988 году, почти через двести лет после ее смерти. Раздав все свое имущество беднякам и храмам, состоятельная дворянка посвятила свою жизнь служению Богу и помощи людям. Блаженную считали святой еще при жизни, но были и те, кто смеялся ей в лицо не понимая, ради чего вчерашняя барыня по своей воле бросила все и стала бездомной нищенкой.
Прошло время, и соотечественники прониклись почтением к старице в лохмотьях, которая на все плевки в ее сторону отвечала молитвой и добрым напутствием. Люди поверили, что Ксения получила дар исцеления и ясновидения не иначе, как от Бога.
Ранние годы
О детских и юношеских годах блаженной сведений крайне мало, неизвестен даже точный год ее рождения. Предположительно, Ксения родилась в первой половине 18-го века в Петербурге. Имя ее матери не сохранилось в истории, а вот отца звали Григорием, судя по отчеству женщины.
По некоторым данным, семья Ксении была состоятельной и входила в просвещенные круги общества.
Первые рукописные воспоминания и документальные свидетельства о жизни юродивой появились в середине 19 века, когда о чудесной старице и ее добрых делах заговорили далеко за пределами города на Неве. Однако, биография блаженной по сей день до конца не исследована.
Святой путь блаженной
Труднейшим из подвигов, который может совершить православный – это юродство, ведь человек при этом жертвует самое ценное – свой разум. Ксения Петербургская считала своим долгом спасти душу не успевшего причаститься и покаяться супруга, поэтому и принесла эту жертву. Назвавшись именем мужа и облачившись в его одеяния, она отправилась в странствие по улицам.
Вскоре одежда изорвалась, а обувь поистерлась. Поначалу люди шарахались от нищенки в лохмотьях, а дети глумились, выкрикивая издевательства и кидаясь камнями. Каждый раз в ответ на это Ксения смиренно улыбалась, осеняла крестным знамением и шептала добрые напутствия.
К словам бредущей по улицам женщины в мужской одежде никто не прислушивался, считая их бредом сумасшедшей. А она не переставала молиться, по ночам уходя за город. Блаженная считала, что в открытом поле присутствие Бога чувствуется ближе, а от того и легче с ним общаться.
В ту пору на территории Смоленского кладбища кипела работа по возведению каменного православного храма. Стройка шла тяжело, особенно когда стены церкви стали высокими. Для того, чтобы поднять кирпич наверх, использовали леса, и потом делали кладку. Однажды рабочие заметили, что им кто-то помогает: утром они обнаруживали наверху уже поднятый кирпич, готовый к кладке. Чтобы выяснить, кто это делает, строители устроили ночную засаду. Каково же было удивление, когда их помощником оказалась блаженная.
Вскоре городские жители стали замечать, что милостыню юродивая не просит, да и берет не у всех – только если подают искренне и с добром. С теми, у кого «Андрей Федорович» принимала копейку (больше не брала), обязательно случалось что-то хорошее. Захворавшие детишки, которых блаженная гладила по голове, вскоре быстро шли на поправку. А уж если юродивая принимала приглашение войти к кому-то в дом, то в него приходили мир и лад, шла торговля и прочие дела.
Ко времени, когда Ксению стали почитать, ее одежда и обувь почти полностью износились. Сердобольные жители неоднократно предлагали ей новую добротную одежду, но она отказывалась принимать. Ходила в зеленой кофте и красной юбке, или наоборот. Согласно легенде, эти цвета напоминали ей о военном обмундировании покойного мужа. Так и рисовали впоследствии старицу: в красно-зеленых одеждах и в двух платках – на голове и плечах.
Петербуржцы заметили, что стоит Ксении попросить что-либо у прохожего, с ним случалась беда. Но уж если Ксения подавала сама – человека ждала неожиданная радость. Появление «Андрея Федоровича» на рынке сулило торговцам бойкую торговлю, поэтому каждый старался угостить юродивую.
Прозорливую часто просили ответить на беспокоящие вопросы. Она давала советы, но делала это в такой иносказательной форме, что еще надо было правильно истолковать сказанное. А если человеку удавалось сделать это, его ждали удача и счастье.
Как-то Ксения Петербургская пришла к своей старой знакомой – Параскеве, которой оставила дом. Блаженная дала бездетной женщине странный совет – как можно скорее отправиться на кладбище, где ее ожидает ребенок.
Антонова была удивлена, но на кладбище все же пошла. Там она встретила толпу возле зашибленной извозчичьей лошадью беременной женщины. Пострадавшая разродилась мальчиком, но тут же скончалась. Ребенка Антонова забрала к себе, и воспитала, как родного. До конца своей жизни Параскева благодарила юродивую за сына.
Личная жизнь
Как того требовали традиции, в положенное время девушку выдали замуж. Мужем ей стал придворный певчий, услаждавший хоровыми псалмами слух самого царя. Андрей Федорович Петров был богатым, но очень набожным человеком. Будучи военнообязанным, к концу жизни дослужился до звания полковника. Детей супругам судьба не дала.
Муж покинул мир, когда Ксении было 26 лет. Это произошло внезапно, и усопший не успел даже покаяться, что в христианском мире считалось большим горем. Оставшись одна, молодая вдова ощутила на себе неподъемный груз случившегося. Горе выбило землю из-под ног женщины. Тогда она приняла для себя решение отречься от всего мирского и посвятить жизнь служению Богу и людям. Путь, который она выбрала, был самым тяжелым из возможных – это путь юродства. Блаженная откликалась на имя мужа, а вот Ксению Григорьевну просила забыть, поскольку та умерла.
В день похорон Андрея Федоровича вдова облачилась в одеяния супруга и так проводила его в последний путь. Родственники переживали, что у Ксении от горя помутился рассудок, ведь даже слов сочувствия она не принимала. Наоборот, женщина принялась успокаивать окружающих, объясняя, что муж не умер, а стал воплощением давно почившей Ксении.
После погребения тела усопшего юродивая отдала свой дом квартирантке, снимавшей у них комнату – Параскеве Антоновой. Все нажитое годами имущество и ценности раздала нищим и отписала храмам. Наличные деньги, какие были, Ксения Петербургская отнесла в церковь и заказала службу за упокой души самой себя.
Близкие блаженной обратились к властям с просьбой остановить Ксению и запретить ей раздаривать состояние, ссылаясь на ее сумасшествие. Провели медицинское обследование, в результате которого врачи сообщили – женщина в своем уме, психически абсолютно здорова и в праве распоряжаться принадлежащим ей имуществом.
Смерть
Духовный путь и святой подвиг юродства Ксении Петербургской длился полвека. Блаженная умерла в 70-летнем возрасте. Похоронили старушку на одной из аллей Смоленского кладбища, где когда-то она помогала строить храм.
О чудесах, которые творила святая мученица, стало известно далеко за пределами Северной столицы. Верующие, да и просто просящие проложили тропу к ее могилке. Молва гласит, что, если слезно попросить о чем-то старицу, читая молитву, помощь не заставит себя ждать.
Вскоре могила Ксении Петербургской стала местом паломничества, куда стекались толпы просящих и страждущих. Над местом ее захоронения в конце 19-го века возвели деревянную часовенку, а в начале 20-го века ее заменили на просторную каменную.
Революция 1917 года стала для верующих испытанием, всякое поклонение мощам святых стали называть мракобесием. Новая власть запретила паломничество на могилу Ксении Блаженной и часовню заколотили досками. Но православные продолжали посещать святую мученицу, тайно оставляя записки с прошениями в стенах храма.
Даже в страшное блокадное время паломничество не прекратилось: к часовне стекались истощенные ленинградцы, оставляя мольбы о помощи. В записках взрослых и детей были просьбы об окончании блокады и всеобщего голода.
Память
- Причисление Ксении Петербургской к лику святых состоялось в Поместном соборе РПЦ в 1988 году
- Дни памяти блаженной Ксении празднуют 24 января и 24 мая
- В Медвежьих Озерах МО стоит храм Ксении Блаженной
- Каменная часовня Ксении Блаженной, воздвигнутая в 1902 году на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербург
- В Республике Беларусь под Минском есть деревня Барань, где учрежден первый монастырь, названый во имя святой мученицы
- На территории России в селе Долбенкино Орловской области открыли первый женский монастырь, посвященный Ксении
- Святая мученица была канонизирована и причислена к лику святых в сентябре 1978 года за границей, что на 10 лет раньше, чем на родине Ксении
- В 2010 году в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне началось возведение храма Святой Блаженной Ксении
- В 2000-х годах в Новой Зеландии вышли в обращение монеты с изображением Ксении Петербургской
- Зимой 2017 года в Северной столице состоялась презентация предполагаемого прижизненного портрета Ксении Петербургской. Полотно было отреставрировано и выставлено в публичном зале Эрмитажа.