Лариса Мондрус – известная певица, актриса. В 1973 году эмигрировала в ФРГ, продолжала петь на эстраде.
Неинтересен мир без песен. Так считает популярная в 60-е годы прошлого века певица Лариса Мондрус. Это не только строчка из популярного шлягера, исполненного певицей, но и девиз всей ее жизни. Музыка стала для нее всем, и когда в 70-е ее занесли в список певцов, которых не пускали в эфир, она вынужденно эмигрировала в Германию. Но и там не отреклась от родины, продолжала петь и записывать свои композиции на родном языке.
Родилась Лариса Мондрус 15 ноября 1943 года в Джамбуле. Ее отец – Израиль Иосифович Мондрус, учился в летном училище. Мама – Лидия Заплетина оказалась в Казахстане в эвакуации. Лиде было всего восемнадцать, она влюбилась в молодого курсанта, забеременела от него и родила дочь. Израиль окончил учебу, но на фронт так и не попал, стал преподавателем летного дела в Вышнем Волочке. Когда он уезжал по месту службы, то обещал сделать вызов жене и дочери, оставшимся в Джамбуле. Вызов так и не пришел, Израиль не появлялся в жизни дочери достаточно долго, просто платил небольшую сумму алиментов.
Лариса всегда называла папой совершенно другого мужчину, отчима Харри Мацлияка. Он приехал в Джамбул из Риги, на фронт не проходил по возрасту. Буквально с первой встречи он влюбился в Ларису, его не смутило наличие у столь юной девушки годовалого ребенка. После войны он забрал своих девочек и увез их в Ригу. Официального удочерения не было, но Ларису он любил и воспитывал, как родную дочь.
Ларису отдали в латышский детсад, потому что русскоязычный был переполнен. Потом девочка пошла в русскую школу. Больше всего ей нравилось заниматься языками, поэтому еще в школе она овладела итальянским, польским, французским и английским.
После получения аттестата зрелости Мондрус стала студенткой Рижского музыкального училища. Получив диплом об окончании училища в 1962-м, она прошла по конкурсу и стала солисткой Рижского эстрадного оркестра при Рижской филармонии. На протяжении двух лет ее биография тесно связана с творчеством этого оркестра. Певица приобретает первую популярность и первых поклонников. В 1964-м Мондрус пригласили в Москву, где ее талант раскрылся в полную силу.
Ларису рады видеть в оркестрах Эдди Рознера и Олега Лундстрема, и она оказалась перед сложным выбором. Немного поколебавшись, певица дает согласие на сотрудничество с Рознером. На тот момент его коллектив был одним из самых популярных в Советском Союзе. Благодаря новой работе, Мондрус быстро адаптировалась в столичной среде.
В те годы рижская эстрада больше ориентировалась на западные тенденции в музыке. Самым популярным жанром стал симфоджаз. Москва снисходительно относилась к этим вольностям, не обращала особого внимания на буржуазные пережитки, надеясь, что эта тенденция вскоре отомрет за ненадобностью.
Латышская артистка придерживалась в жизни простого правила, заключавшегося в отторжении всего советского. Возможно, по этой причине и началось скрытое противостояние Мондрус и властей страны Советов. Дебютная песня исполнительницы называлась «Неужели это мне одной». Композицию написали специально для художественной ленты, однако вместо Мондрус ее доверили исполнять Майе Кристалинской, на тот момент уже достаточно известной певице. Таково оказалось предпочтение режиссера.
Всесоюзную популярность Лариса получила после многочисленных выступлений на телевидении. В 1964 году Мондрус исполнила песню «Лунный свет», которая прозвучала в эфире «Новогоднего Голубого огонька». После этого артистка поняла, что такое любовь зрительской аудитории. Ей слали приглашения редакторы других телепроектов, и Лариса не отказывалась выступать. Во время следующего «Голубого огонька» Мондрус вышла на сцену с Муслимом Магомаевым и они спели дуэтом песню «Разговор птиц». Они очень красиво смотрелись на сцене вдвоем, «объяснялись в любви» — для зрителей того времени это была настоящая новизна, диковинка. Выступление артистов произвело фурор. Популярность певицы росла с каждым днем, причем не с благоволения власть имущих, а, скорее, вопреки им. Руководители Росконцерта говорили, что на нее нет заявок, а тем временем певицу охотно звали дать концерт в других социалистических странах.
Еще большую известность Лариса получает после съемок в популярных картинах, вышедших в те годы. Ничего, что роли оказывались незначительными или вообще эпизодическими, ее присутствие в кадре не оставалось незамеченным. Мондрус дебютировала в кино с комедии «Дайте жалобную книгу», где перевоплотилась в певицу из ресторана «Одуванчик». В фильме под названием «В первый час» Ларисе доверили роль участницы передачи «Голубой огонек». После фильмографию исполнительницы пополнила музыкальная лента «Сказки русского леса», где ее партнером стал Муслим Магомаев. В комедийной картине «Джентльмены удачи» в исполнении Мондрус звучит популярная песня «Проснись и пой».
Именно Лариса Мондрус сделала известным Раймонда Паулса, исполнив его композицию «Синий лен». Их сотрудничество длилось достаточно долго. Еще в 1970 году Лариса первой спела хит «Миллион алых роз», который потом пополнил репертуар Аллы Пугачевой и Айи Кукуле.
Песни в исполнении Мондрус пришлись по душе миллионам слушателей, она пела о том, что близко и понятно простым людям. Однако чиновникам из Министерства культуры этого казалось мало. На тот момент в стране сменилось руководство, вместо Хрущева во главе стал Брежнев. Начали меняться и музыкальные тенденции, от певцов требовали больше «гражданской тематики», патриотических песен. Не стала исключением и Мондрус. Певица нехотя, но иногда уступала требованиям, потому, что отказ мог плачевно отразиться не только на ее карьере, но и на судьбе ее супруга.
Лариса продолжает строить музыкальную карьеру, переходит в Московский мюзик-холл. Труппа часто бывает на гастролях в европейских странах. В 1968-м Мондрус приняли в Москонцерт, и она проработала там до 1972-го. Однако, начиная с 1970 года, певицу заносят в список невыездных, несмотря на то, что заявки на ее концерты поступают систематически.
Случалось так, что без всякого повода или по незначительному предлогу отменялся ее сольный концерт. Лариса обладала приятной внешностью и стройной фигуркой, поэтому зачастую появлялась на сцене в смелых нарядах. Однажды ей вменили в вину появление на публике в коротком платье. Этот конфликт разгорелся после очередной записи программы «Голубой огонек» в 1966 году. Она появилась в эфире вместе с гордостью советской космонавтики – Юрием Гагариным, Алексеем Леоновым, Павлом Беляевым.
Потом история повторилась, только с точностью до наоборот. Певица вышла на сцену в длинном платье, но с длинными рукавами, которые руководство назвало «лохмотьями». Руководители Госконцерта не приняли новшество, введенное певицей – пританцовывать во время исполнения любой композиции. В те времена такие вольности не поощрялись.
Лариса понимала, что люди ее любят, что ей нужно продолжать петь, но тогдашняя эстетика советской эстрады ее просто убивала. С каждым годом внутреннее сопротивление советской действительности продолжало расти. Чаша терпения певицы лопнула после того, как художественный совет буквально «зарубил» выход ее диска-гиганта. Один из композиторов сказал, что песни Мондрус слишком пессимистичны.
Весь этот негатив накапливался годами, и вылился в закономерное решение – отъезд за границу. После того, как в 1971-м Сергей Лапин возглавил Госкомитет по радио и телевидению, Мондрус и Вадим Мулерман вообще пропали с телевизионных эфиров. Хотя композиции, которые Лариса пела ранее – «Снежинка», «В добрый час», «Пробежал по городу олень», звучат и дальше, и собирают возле приемников миллионы ее поклонников.
Мондрус с супругом решаются на эмиграцию. В марте 1973-го они тихо и спокойно уехали из Советского Союза. В советском эфире больше не звучали песни в ее исполнении. Их перезаписали с другими исполнителями. Мондрус объявили «предательницей Родины», размагнитили ее записи и изъяли их из фондов. Иногда в советских СМИ появлялись публикации, что певица как будто бы «просится обратно в СССР», но советское посольство отвечает ей отказом.
После эмиграции супруги оказались один на один с проблемами трудоустройства по любимой специальности.
Талант Ларисы помог ей начать все сначала, при этом нулевой старт вскоре превратился в прекрасную карьеру, о которой в СССР она не могла и мечтать. Семейство поселилось в Грюнвальде, пригороде Мюнхена.
Мондрус приглашают на телевидение, она снимается в программе Ивана Реброва, подписывает долгосрочный договор с компанией Polydor Records. Через год после отъезда певица записывает альбом на немецком языке под названием «Die Herzen singen».
Всего в Германии певица выпустила десять альбомов-гигантов. Лариса исполняет композиции на пяти языках, и это сделало ее невероятно популярной в европейских странах. Имя Ларисы Мондрус есть в справочнике самых популярных певцов, среди которых такие корифеи, как Демис Руссос, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд.
Лариса сумела не только реализоваться на сцене, но и обрести счастье в личной жизни. Ее мужем стал композитор Эгил Шварц, с которым она познакомилась в 1962 году в Рижском оркестре. Руководитель оркестра позвал Шварца к себе дирижером, пообещав представить его хорошенькой певице. А Ларисе сказал, что Эгил волновался за нее во время конкурса. Влюбленные поженились в 1964 году, из них получилась очень красивая пара.
Муж уехал вместе в Ларисой заграницу. Стаж их семейной жизни давно пересек пятидесятилетний рубеж, но чувства их по-прежнему свежи и ярки, они любят друг друга по-настоящему. В 1982-м у супругов родился долгожданный первенец – сын Лорен.
Ради семьи Лариса оставила сцену. Сейчас она владеет магазином по продаже обуви. Лорен Шварц обладал задатками музыканта, окончил пианистическую школу, но выбрал не творческий путь. Он ученый, руководитель кафедры факультета информатики в мюнхенском университете. Женат, супругу зовут Клаудиа, она работает детским психологом. В 2015 году в семье родились двойняшки – Лаура и Эмиль. Лариса Мондрус души не чает во внуках.
В 2001-м певица с супругом впервые приехали в Россию после долгого отсутствия. В 2005 году Мондрус выступила на «Новой волне» в Юрмале.
Жизни и творчеству Ларисы Мондрус посвящена документальная лента «Спасти себя. Лариса Мондрус», в которую вошли ее интервью и воспоминания. Зрители увидели картину в 2009-м. В 2013-м вышел еще один документальный проект с участием певицы, получивший название «Список Лапина. Запрещенная эстрада». В Интернете можно найти многочисленные снимки артистки, причем, как в ранние годы, так и в нынешнее время.
В театре Музыкальной комедии города Екатеринбурга поставили спектакль, который посвятили творчеству трех известных исполнительниц – Ларисе Мондрус, Аиде Ведищевой и Нине Бродской. Все они в свое время уехали на Запад, не выдержав советской действительности. Специально для этого спектакля смонтировали клип с кадрами выступлений артисток в 60-е годы.
В 2017-м, в сборнике «Золотая коллекция» вышли композиции «Может нет, а может да» и «Неужели это мне одной», звучащие в исполнении прославленной певицы.
Комментарии
Для меня эту певицу открыл муж,я слышала ее песни и любила но не знала кто поет.голос на все времена!!
Очень нравится . Я слушаю ее почти каждый день ! Обожаю ее ! Хотя мне 61 год , но помню ее пмногие песни наизусть ! Здоровья ей , милой женщине !
Прекрасный ЧЕЛОВЕК!!!
Песни её с детства слышала и знаю наизусть, но только сегодня узнала фамилию исполнительниц (любопытно стало), сын спросил слова песни "Проснись и пой". И мне кажется, что слушая эту песню с утра, настройки на весь день будут позитивные
Лариса обладает удивительным солнечным серебрянным голосом и просто она красавица.