Лев Додин – советский и российский театральный деятель, режиссер, педагог. Руководитель Малого драматического театра, народный артист Российской Федерации и лауреат нескольких профессиональных премий.
Из-под крыла петербургского режиссера Льва Додина вышла целая плеяда актеров и постановщиков, ставших настоящими звездами российского театра. Мастер делится с учениками своим талантом с кафедры Российского государственного института сценических искусств, а также организовывает мастер-классы в европейских школах. Лев Абрамович входит в состав жюри нескольких премий в области литературного и театрального искусства.
Талантливый постановщик родился 14 мая 1944 года в Новокузнецке (тогда Сталинске). В Кемеровской области родители мальчика оказались в самом начале блокады Ленинграда. Отец Лёвы занимался геологией, а мать посвятила свою жизнь педиатрии. После победы над гитлеровскими захватчиками семья наконец вернулась в родной город.
Будущий театральный деятель с детства стремился к сцене. Он был одним из постоянных зрителей на детских и юношеских спектаклях в исполнении любительских коллективов Ленинграда. Еще в начальных классах юноша записался в Театр юношеского творчества при местном Дворце пионеров. Впервые мир театра Додину открыл педагог Матвей Дубровин. После окончания школы у молодого человека уже не было сомнений в том, что он посвятит свою биографию искусству.
В начале 1960-х Лев стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, где несколько лет обучался под руководством Бориса Зона. Среди однокурсников будущего мастера были Наталья Тенякова, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский и еще целый ряд артистов, ставших впоследствии театральными знаменитостями.
При поступлении молодой человек выбрал актерский факультет, а ближе к концу обучения стал осваивать режиссерскую специальность. Выпускником Додин стал на года позже своих товарищей. В 1966 году дипломированный специалист уже работал в родном вузе преподавателем актерского мастерства и основ режиссерского искусства.
Спустя год после окончания института Лев представил дебютную режиссерскую работу, поставив телеспектакль «Первая любовь» по тургеневскому произведению. Талант начинающего постановщика был высоко оценен, и уже вскоре его пригласили в ленинградский Театр юного зрителя. В начале 70-х по сценарию Додина вышла постановка «Свои люди — сочтемся» по комедийной пьесе Александра Островского. В ТЮЗе подающий надежды режиссер плотно работал с Зиновием Когородским, который делился с коллегой своим опытом работы с исполнителями.
Через некоторое время на сцене «Театра на Литейном» состоялась премьера спектаклей «Роза Бернд» и «Недоросль». В 1974-м постановщик перешел в Малый драматический театр, которому впоследствии посвятил многие годы жизни.
Драмтеатр стал для Додина вторым домом. В его стенах режиссер трудился над постановками «Разбойник» по пьесе К. Чапека, спектаклями «Татуированная роза» и «Назначение». Звездный час Льва Абрамовича пробил после премьеры спектакля «Дом», в основу которого лег роман Федора Абрамова. Благодаря этой работе о нем заговорили, как о лучшем современном режиссере. В начале 80-х постановщик стал бессменным художественным руководителем Малого драматического театра.
Находясь на руководящем посту, деятель продолжил трудиться над спектаклями. Первой его работой в новом качестве стал проект «Братья и сестры». Судьба этого спектакля оказалась непростой: его долгое время не допускали к сцене, а когда разрешили, за него взялась бездушная советская цензура.
В театральном мире существует понятие «метод Додина». Он сформировался еще до перестройки, когда режиссеры находились под чудовищным давлением со стороны контролирующих органов. Несмотря на все сложности, спектакли Льва Абрамовича неизменно пробивались сквозь любые преграды и обретали популярность среди зрителей разных поколений. Школа Додина выпустила десятки артистов, чья слава впоследствии прогремела на всю страну.
Методику режиссера вот уже много лет изучают как начинающие постановщики, так и маститые театральные деятели. В ее основе лежит слово – инструмент, с помощью которого происходящее на сцене обретает важнейшее значение. Диалогам и монологам в своих постановках Лев Абрамович уделяет ключевое внимание, стараясь превратить свои шедевры в единое целое.
К театру Додин относится, как к родному дому, и пропагандирует такой подход среди своих подопечных. Режиссер уверен, что команда должна работать сообща, невзирая на статус каждого участника. На спектакли маэстро порой сложно достать билеты – они разлетаются буквально за пару дней.
За годы руководства МДТ режиссер дал жизнь десяткам постановок по произведениям российских и европейских классиков. Среди самых полюбившихся зрителям спектаклей «Король лир», «Вишневый сад», «Чайка», «Дядя Ваня», «Пьеса без названия».
Среди коллег Лев Абрамович известен, как жесткий и требовательный руководитель. От каждого исполнителя режиссер требует колоссальной самоотдачи и готовности жертвовать личным ради искусства. Со школы Додина началась успешная карьера актеров Игоря Коняева, Петра Семака, Андрея Ростовского, Леонида Алимова и многих других. На додинский театр равняются не только петербургские школы, но и многие театральные вузы страны. После перестройки МДТ был включен в Союз театров Европы. В 1998-м его переименовали в Малый драматический театр – Театр Европы.
Лев Додин занимает пост директора МДТ с 2002 года. Со временем имя русского режиссера узнала вся Европа, где он неоднократно представлял современное театральное искусство нашей страны. Талантливого режиссера часто приглашают для проведения мастер-классов в лучшие зарубежные театры. Помимо этого, Лев Абрамович является неизменным членом жюри многих престижных конкурсов и премий в области искусства.
Авторству постановщика принадлежат многие оперные и драматические проекты, успешно идущие на сценах России и мира. На подмостках Финского национального театра Додин поставил произведение банкрот, а в отечественном МХАТе – спектакли «Господа Головлевы», «Саломея», «Кроткая» и «Электра». К реализации крупнейших проектов автор привлекал дирижеров Мстислава Ростроповича, Клаудио Аббадо и Джеймса Конлона.
Одновременно с созданием шедевров деятель вел преподавательскую работу на режиссерском факультете РГИСИ, который когда-то окончил сам. Мастерскую режиссера называли уникальной за то, что ее руководитель не просто делился со студентами навыками мастерства, но и приучал их жить искусством. Из-под крыла маэстро вышли такие отечественные звезды, как Лиза Боярская и Данила Козловский, а также режиссер-постановщик Дмитрий Волкострелов.
В 2019 году, на международном фестивале в Италии, Додин представил оперную постановку Луиза Миллер, прошедшую в стенах старинного храма Святого Франциска. Для режиссера выбор места исполнения его детища был очень символичным. В одном из интервью автор признался, что только в святом храме он воспринял свой спектакль как откровенный разговор с Создателем.
В 2020-м со сцены МДТ был показан спектакль «Братья Карамазовы» по роману Достоевского, подготовка которого заняла долгих четыре года. После генеральной репетиции с участием зрителей все театры закрыли из-за пандемии коронавируса, и официальная дата премьеры оказалась под большим вопросом. Лев Абрамович счел это не простой случайностью – он был убежден, что произведение русского классика носило предсказательный характер. Федор Михайлович довольно точно описал предстоящие катаклизмы 20-го столетия, в том числе возникновение непонятных человечеству вирусов.
Свое восприятие искусства и режиссерские методики Лев Абрамович изложил в нескольких литературных трудах. В 2004-м увидела свет книга «Репетиции «Пьесы без названия»», где автор поделился секретами производства спектаклей.
В произведении «Диалоги с миром» режиссер передал свое видение проблем современного искусства и развития театра. Сюда вошли беседы с известными театральными деятелями, увлекательные мастер классы и записи с репетиций.
Книга «Погружение в миры» стала продолжением авторского цикла. В нее Додин включил записи трех репетиций: «Бесов», «Чевенгура» и «Gaudeamus». Следующие выпуски серии имели схожую концепцию и рассказывали о литературной основе спектаклей, принципах взаимодействия с актерами и подробностях репетиционных процессов.
Руководитель МДТ редко делится подробностями взаимоотношений с подчиненными, коллегами и партнерами по театральной деятельности. Личная жизнь знаменитости не афишируется, но некоторые факты все-же известны.
Первой супругой Льва Абрамовича была артистка Наталья Тенякова, но их союз быстро распался. Позже режиссер связал свою судьбу с артисткой МДТ Татьяной Шестаковой, которая является его супругой по сей день. Детей в этом браке не появилось.
Комментарии
иудей он и есть иудей