Лев Поляков — советский и российский актёр театра и кино, чье талантливое и многогранное творчество завоевало сердца зрителей и признание коллег. Народный артист Российской Федерации, он стал олицетворением высокого мастерства и профессионализма в актёрском искусстве. Своим неподражаемым стилем и глубоким пониманием ролей, Лев Поляков смог создать множество неповторимых образов как на сцене, так и перед камерой.
24 апреля 1927 года в городе Моршанск появился на свет будущий артист, который с ранних лет проявлял ярко выраженные артистические способности. Его увлечение сценой началось с чтения стихов перед аудиторией, которое мальчик осуществлял с необычайной страстью. В подростковом возрасте Лев увлёкся мечтой о море, стремясь служить на флоте, что отразило его романтические устремления. После окончания школы он, исполненный решимости осуществить свои мечты, уехал в Севастополь с друзьями, целью было поступление в мореходку.
Когда мать узнала о поступке своего отважного сына, она без промедления приехала за ним в Севастополь и вернула его домой, несмотря на его протесты. Сильное желание заняться военной карьерой не покидало Полякова даже после этого эпизода. Он успешно окончил авиационный техникум и впоследствии был зачислен в Высшее военно-морское училище в Баку, продемонстрировав свою преданность мечте. Тем не менее, неожиданный поворот судьбы заставил его изменить траекторию жизни: артистическая жилка взяла верх над военными амбициями, и Лев принял решение поступить в Школу-студию МХАТ, к чему его семья отнеслась с большим удивлением.
Обучение в Школе-студию МХАТ и два года творческой деятельности на сцене Большого Драматического Театра обеспечили Льву Александровичу необходимый опыт для раскрытия его актерского таланта не только в театре, но и в кинематографе. Выразительная внешность, фотогеничное лицо и выдающийся рост привлекали к нему внимание кинорежиссеров, что способствовало началу его кинокарьеры в середине 1950-х. Роли, которые сначала были эпизодическими и не на первом плане, вскоре стали более значимыми. Его первым крупным проектом в кино стал фильм «Рассказы о Ленине», где Полякову досталась роль поручика Барышева.
Эта роль открыла дорогу к участию в проектах известных советских режиссеров. В 1962 году Лев Александрович принял участие в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где его персонажем стал Петр Пелымов. А с 1965 по 1967 год он был задействован в съемках исторической эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», где актеру досталась роль французского генерала и дипломата Наполеона I, маркиза де Лористона.
Мечты Льва Александровича о военной службе нашли отражение в его киноролях, где он не раз воплощал образы военных и офицеров. Среди его запоминающихся работ — исполнение роли майора в картине «Выстрел», основанной на произведении Александра Пушкина, а также американского моряка в фильме «Места тут тихие» и офицера в «Короне Российской империи, или Снова неуловимые».
Лев Александрович успешно справлялся с ролями в разнообразных жанрах. Его игра в комедиях Леонида Гайдая и драматические роли в фильмах «Берега в тумане», «Крейцерова соната» и других произведениях показывали его широкий актерский диапазон. Аристократичная внешность и выразительность сделали его популярным среди женской аудитории, его изображения часто публиковались в прессе.
Одной из ярких страниц в карьере Полякова стала роль Анисима Шатрова в сериале «Тени исчезают в полдень», где актер смог создать неповторимый образ, полный драматизма и жизненных испытаний, что принесло ему заслуженное признание и любовь аудитории.
До последних дней своей жизни Поляков оставался активным участником кинопроцесса, регулярно радуя поклонников новыми работами. Его вклад в искусство был отмечен государственными наградами: в 1988 году он был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1996 году — «Народный артист Российской Федерации».
Жизненный путь актёра Полякова и его супруги, актрисы Инны Выходцевой, был озарён светом творчества и любви, которую они делили как на сцене, так и в жизни. Из этого союза родился сын Никита, наследник не только внешних черт своих знаменитых родителей, но и их таланта и умений. Судьба предначертала Никите стать мостом между культурами, и он выбрал путь переводчика, окончив престижный институт Мориса Тореза. Этот выбор подчёркивал его стремление к знаниям и открытию новых горизонтов.
Жизнь, полная обещаний и возможностей, в 1998 году сделала неожиданный и трагический поворот, когда Никита получил приглашение на работу в Доминиканскую Республику. Судьба распорядилась так, что юноша пропал без вести, и семья столкнулась с предположением, что он утонул во время цунами.
Эта потеря обрушилась на Полякова и Выходцеву, как самый тяжёлый удар, который только может испытать родительское сердце. Она оставила в их душах незаживающую рану, сделав мир вокруг неполным и обесцвеченным.
Смерть сына стала переломным моментом в жизни актёрской пары, переоценкой ценностей и поиском смысла в продолжении жизни и творчества. Не найдя утешения в окружающей действительности, они все же пытались черпать силы в воспоминаниях о Никите, его улыбке, мечтах и том светлом пути, который он выбрал для себя.
Артист умер 26 января 2001 года в столичной клинике. Причиной смерти стал инсульт. Могила Льва Александровича находится на Ваганьковском кладбище.