Людмила Целиковская — биография
Звезда актрисы Людмилы Целиковской вспыхнула в сороковых годах прошлого века. Своих поклонников она поражала искренностью и естественностью, ее любили и старались подражать во всем. Мужчины сходили по ней с ума, женщины откровенно завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор.
Всесоюзную популярность и любовь зрителей большой страны Людмила Целиковская узнала после выхода на экраны картины «Воздушный извозчик».
Детство и юность
Родилась Людмила Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани, в очень обеспеченной и культурной семье. Отец Василий Целиковский был известным дирижером, Народным артистом СССР. Мама Екатерина Целиковская известная оперная певица. Людочке абсолютно не подходил местный климат, девочка часто болела, и доктора порекомендовали им сменить место жительства. В 1925-м Целиковские перебрались в Москву.
Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку. Они отдали дочь в музыкальную школу им. Гнесиных, однако у девочки были маленькие ручки, и карьера пианистки ей не светила.
Больше всего Люде нравилось ставить небольшие сценки, она представляла себя актрисой. Чтобы убедиться, что у нее получается изображать разных персонажей, Люда придумала себе развлечение. Она выходила на Тверскую и просила милостыню, переодеваясь нищенкой. И ей подавали!
Первой на ее способности обратила внимание мама, и отвела ее к Рубену Симонову, актеру театра им.Вахтангова. После прослушивания он подтвердил, что девочка очень талантлива, и ей стоит учиться в театральном вузе.
После окончания школы в 1937-м Целиковская отправилась в училище им.Щукина, и сумела преодолеть просто невероятный конкурс. На тринадцать мест претендовали девятьсот абитуриентов. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию своей непосредственностью, и девушку зачислили в число студентов.
Фильмы
Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая. Но вскоре началась война, и зрители смогли увидеть ленту только в 1944 году.
Параллельно с этой картиной, Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.
Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она сумела вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма из Алма-Аты, в которой ее приглашали на съемочную площадку ленты «Воздушный извозчик». Оказывается, одну из ролей – Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.
Затем судьба свела Людмилу с легендарным режиссером Сергеем Эйзенштейном, который и позвал ее сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Фильм вышел на экраны в победном 45-м, и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Исключением стала только Целиковская, ее фамилию вычеркнул из списка сам Сталин, сказав, что таких цариц не существует.
С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.
В 1946-м актриса засветилась в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство». Режиссером картины был Михаил Жаров, он же в то время был и мужем Целиковской. Он постарался, чтобы жена ни в чем не чувствовала дискомфорт, ее даже гримировали импортной косметикой. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия.
Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.
В 1955-м актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники Страны Советов никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв. Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа. До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки.
Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987-м. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке.
Личная жизнь
Многочисленная армия поклонников актрисы следила не только за ее творческой карьерой, не меньший интерес они проявляли и ее личной жизни. Целиковская отдавалась любви так же страстно и без остатка, как и своей работе.
Первый раз Людмила вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были второкурсниками, то есть очень молодыми и горячими, и смогли прожить вместе меньше года.
Следующий раз актриса связала себя узами брака с литератором Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал такие знаки внимания, что это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет. В 1941 году супруги развелись, и Целиковская некоторое время даже побаивалась заводить новые отношения.
Однако в 1942 году она познакомилась с Михаилом Жаровым, с которым снималась вместе в картине «Воздушный извозчик». Роман был страстным, они бросили свои семьи, поселились в гостинице «Москва». Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей в том числе и Третью воздушную армию. Расписались в том же году. Их семейная жизнь продолжалась пять лет, и расставание с любимой Жаров переносил очень тяжело. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто.
В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Каро Алабяна. Потом она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. В 1949-м у них родился сын Александр, и это было настоящим чудом, потому что актриса уже не надеялась стать мамой никогда. Именно воспоминания ее сына легли в основу книги о жизни актрисы «Долгий свет звезды», автором которой стал писатель Вострышев.
В 1950 году на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, как японский шпион. Но это не омрачило семейного счастья актрисы. Людмила была счастлива по-настоящему, пока в 1959-м ее муж не скончался от онкологии.
В 1959 году она встретила Юрия Любимова, который и стал ее последним мужем. У них был гражданский брак длиной в шестнадцать лет. Супруги расстались из-за измены Любимова. Его новой пассией стала переводчица из Венгрии Каталина Конц. В 1975-м Людмила и Юрий расстались, причем абсолютно нормально, без публичных скандалов и битья посуды. Несмотря на это Любимов даже не пришел проводить свою жену в последний путь в 1992-м.
Смерть
Болезнь настигла Людмилу Целиковскую в 1989-м. Доктора диагностировали у нее рак, который и привел к летальному исходу. Однако сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе.
Великой актрисы не стало 4 июля 1992 года. Местом ее упокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась с мужчиной, который был любовью всей ее жизни – Алабяном.
Избранная фильмография
- 1939 Молодые капитаны
- 1941 Антон Иванович сердится
- 1941 Сердца четырёх
- 1943 Воздушный извозчик
- 1945 Близнецы
- 1946 Беспокойное хозяйство
- 1954 Мы с вами где-то встречались
- 1955 Попрыгунья
- 1970 Семья, как семья
- 1980 Лес
- 1987 Репетитор