Люсьена Ивановна Овчинникова

Люсьена Овчинникова — биография


Люсьена Овчинникова — советская и российская актриса театра и кино. Награждена званием заслуженной артистки РСФСР. Наиболее известна зрителям по роли Кати в х/ф “Девчата”.

Люсьена Ивановна Овчинникова родилась 10 сентября 1931 г. в городе Олевске Украинской ССР в семье офицера-пограничника. Овчинникова мечтала стать актрисой с детства и добилась успеха благодаря своему таланту и обаянию. В ее творческой биографии насчитывается 57 ролей в кино и озвучание 8 мультфильмов.

Детство и юность

Когда Люсе было 6 лет, умерла ее мама. Отец женился во второй раз. Несмотря на легкий характер, Люся не нравилась мачехе, отношения у них не складывались. Любимицей в семье была Лера, сводная сестра Люси.

Люсьена Овчинникова в юности
Фото: Люсьена Овчинникова в юности

Отца будущей актрисы переводили по службе из одного города в другой, в связи с чем семье Овчинниковых постоянно приходилось переезжать. Они жили в Украине, Грузии, Туркмении, Карелии. Одноклассники не любили и дразнили вечно “новенькую” ученицу. Из-за насмешек Люся росла тихой и застенчивой. Девочка стеснялась даже пойти в школьный драмкружок, хотя мечтала стать актрисой, как Любовь Орлова.

Она много раз пересматривала фильмы с Орловой, а будучи старшеклассницей, даже написала письмо своему кумиру Евгению Самойлову. Несмотря на то, что Люся представилась блондинкой с голубыми глазами и прибавила себе возраст, популярный актер ей не ответил.

Тогда девочка не знала, что письма от поклонниц мешками выносились из квартиры актера на мусорку. Не предполагала она и того, что через много лет будет играть с Самойловым на одной сцене…

Отец и мачеха не поддерживали стремление Люси стать актрисой: они утверждали, что внешность девочки не подходит для этой профессии и что ей стоит пойти работать на завод. Но Люся не хотела отказываться от мечты и была твердо настроена поступать после школы в театральный вуз.

Люсьена Ивановна Овчинникова

Люсьена закончила школу в Ашхабаде. Из-за частых переездов у девушки не было возможности готовиться к поступлению, о престижных московских вузах Овчинникова даже не мечтала и выбрала Минский театральный институт. Тайком от родителей Люся собрала вещи и без копейки денег уехала в Минск, где жила ее тетка. Отцу девушка оставила записку. Люся просила не сердиться, ведь покойная мама поняла бы ее желание стать актрисой.

Будущая актриса так торопилась, что забыла дома паспорт. Отец, смирившись с выбором дочери, передал ей документы с поездом. В Минске Люся потерпела неудачу: вступительные экзамены в театральном институте уже прошли, все студенты были зачислены. Члены приемной комиссии, конечно, отказались прослушивать Люсю.

Студенческие годы

Возвращаться в Ашхабад Овчинникова не захотела. В Минске будущая актриса устроилась помощницей продавца в парфюмерный магазин. В течение года Люсьена откладывала деньги и тщательно готовилась к поступлению в театральный вуз. Когда приближались вступительные экзамены, девушка поняла, что не хочет оставаться в Минске, и отправилась покорять Москву. Овчинникова решила поступать в ГИТИС — один из самых престижных театральных вузов СССР.

Люсьена Ивановна Овчинникова

К выступлению перед экзаменационной комиссией Люся подготовила стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Девушка пришла на экзамен в скромном платье с ярко-красной лентой на голове и, прочитав половину стихотворения, забыла слова. Овчинникову подозвали к экзаменационному столу и спросили, из какой она семьи. Будущая актриса шепотом ответила: “Военные мы”. К удивлению Люси, в институт ее приняли. Девушка попала на курс Григория Конского — известного актера и режиссера МХАТа.

Педагоги ГИТИСа считали, что искренняя, по-детски непосредственная Овчинникова — прирожденная комедийная актриса. Во всех учебных спектаклях девушке доставались соответствующие роли. На защите дипломной работы Люся удивила педагогов, сыграв Таню в драматической пьесе Арбузова “Иркутская история”. Будущая актриса закончила ГИТИС с отличием и сразу после выпуска была приглашена в Театр имени В. Маяковского.

Творческий путь

Премьера “Иркутской истории” состоялась во время гастролей Театра имени Маяковского в Берлине. Спектакль имел ошеломительный успех. Режиссер театра Иван Охолопков стал давать молодой актрисе роли в новых спектаклях. Люсьена мечтала о кино, но Охолопков не приветствовал, когда актеры совмещали игру в театре со съемками.

Люсьена Ивановна Овчинникова

В 1957 г. актриса дебютировала в кино в эпизодической роли горничной Луши в картине “Хождение по мукам”. Следующей роли она ждала два года, и в 1959 г. Овчинниковой прислали сценарий фильма “Отчий дом” режиссера Льва Кулиджанова. Актриса его прочитала и не сомневалась, что ей предстоит сыграть главную женскую роль — девушку Таню, влюбленную в председателя колхоза Сергея Ивановича. Когда Люсьена пришла на съемки, выяснилось, что ей досталась роль деревенской девчонки Нюрки, на которую актриса даже не обратила внимание. Образ получился невероятно убедительным: кинокритики были уверены, что молодая актриса приехала из деревни. А ведь Овчинникова с рождения жила в городе и впервые увидела сельскую жизнь на съемках…

“Отчий дом” был удостоен множества наград и премий. Съемочная группа и весь актерский состав поехали на Международный кинофестиваль в швейцарский Локарно. Нарядов, подходящих для фестиваля, у Люсьены не было, поэтому актрису одевали всем театром. В Локарно Овчинникова получила премию в персональной номинации — “за искренность”.

Люсьена Ивановна Овчинникова

Актрисе одно за другим стали поступать приглашения на съемки, но это были исключительно роли второго плана. В 1961 г. актриса сыграла Катю в знаменитом фильме “Девчата”. После выхода фильма на экраны Овчинникова проснулась не менее знаменитой, чем сыгравшие главные роли Надежда Румянцева и Николай Рыбников.

Люсьена стала востребованной у режиссеров. Но если ее партнеры по “Девчатам” Румянцева и Рыбников блистали в главных ролях, Овчинниковой по-прежнему доставались только второстепенные роли.

Звездный час Люсьены настал в 1969 г., когда режиссер Виталий Мельников утвердил ее на главную роль в фильме “Мама вышла замуж”, отклонив кандидатуры Инны Макаровой и Нонны Мордюковой. Фильм имел большой успех благодаря яркому дуэту Люсьены Овчинниковой и Олега Ефремова.

Главных ролей у Овчинниковой больше не было, но каждый год выходило по нескольку фильмов с ее участием. В 1972 г., когда Люсьена ушла из театра имени Маяковского, ее пригласили в Литературно-драматический театр ВТО. В перерывах между съемками и репетициями Люсьена снималась в сатирическом киножурнале “Фитиль”. В 1973 г. актриса сыграла еще одну заметную роль — невесту бригадира Петрыкина в комедии “Большая перемена”. После выхода фильма Овчинникова удостоилась звания заслуженной артистки РСФСР и получила от государства однокомнатную квартиру. В 1983 г. она ушла из Литературно-драматического театра.

Люсьена Овчинникова

Съемки в эпизодических ролях не приносили Люсьене больших денег, и в 1985 г. из-за тяжелого материального положения она была вынуждена отработать сезон в Ашхабадском русском драматическом театре. Вернувшись в Москву, Овчинникова поступила в Государственный театр киноактера. После распада СССР амплуа Овчинниковой утратило актуальность, и актрису перестали приглашать в кино. Будучи оптимисткой, Люсьена до последнего верила, что выберется из нищеты, и твердила: “Не может быть всё время плохо. Обязательно будет всё хорошо”.

Личная жизнь

Острая на язык актриса с солнечной улыбкой и ямочками на щеках всегда была окружена толпой поклонников. Однако мужчин, не имевших отношения к миру искусства, Люсьена не воспринимала и с презрением называла “обывателями”.

Люсьена Овчинникова личная жизнь

Первой любовью актрисы стал режиссер Владимир Храмов. Они познакомились в институте: Храмов учился на режиссерском отделении и был на три года старше Люси. Они стали встречаться, а вскоре и жить вместе. Мать Владимира очень любила Люсьену и мечтала о внуках. Овчинникова была беременна, но у нее случился выкидыш. Это совсем не огорчило актрису. Люсьена ненавидела всё, что связано с бытом, и поэтому никогда не хотела детей. Официально замуж за Владимира она так и не вышла, но всегда говорила о нем с уважением: “Храмов — большой режиссер”.

В Театре имени Маяковского Овчинникова познакомилась с актером Александром Холодковым. Он был старше Люси на 14 лет, прошел Великую Отечественную войну. Красивый, остроумный Холодков сразу обратил внимание на Овчинникову и начал галантно ухаживать за ней. Молодая актриса не смогла устоять. Эксцентричная пара не желала соблюдать правила, принятые в советском обществе. Холодков и Овчинникова жили гражданским браком, а когда они вместе выходили на сцену, зрители чувствовали настоящий накал между партнерами.

Чувства к Люсьене не помешали Александру завести роман с актрисой Верой Орловой. От гражданской жены он не ушел: Овчинникова приняла новую возлюбленную Холодкова. В 1965 г. врачи вынесли Александру страшный приговор. Тяжелая неизлечимая болезнь приковала его к постели, и Люсьена с Верой ухаживали за ним вдвоем. В 1966 г. Холодкова не стало.

Люсьена Ивановна Овчинникова

Овчинникова недолго оставалась в одиночестве. Вскоре в театр пришел новый актер — Валентин Козлов. Он сразу обратил внимание на актрису: она скрывала боль утраты за маской внешнего спокойствия, всегда находила слова утешения для коллег, умела сгладить любой конфликт. Валентин знал о том, что актриса недавно схоронила гражданского мужа, да и сам он был на тот момент женат. Козлов стал для Овчинниковой другом, обеспечил поддержку, которой ей так не хватало. Благодарность, которую испытывала Люсьена к молодому актеру — Валентин был младше ее на 6 лет — переросла в более серьезное чувство. Козлов, оставив жену и сына, сделал возлюбленной предложение, и в том же 1966 г. они расписались.

Овчинникова тогда уже была звездой Советского Союза, ее любили все телезрители. Непрофессиональный актер Козлов работал инженером-конструктором, занимался научной работой и педагогической деятельностью. В кино он попал случайно — режиссер Юрий Чулюкин заметил красавца спортивного телосложения и пригласил в комедию “Неподдающиеся” на роль Володи Яковлева. Затем Козлов попал в труппу Театра имени Маяковского, где изредка играл небольшие роли. Для Валентина, не обладающего актерским талантом, театр был всего лишь увлечением. В 1972 г. из-за пристрастия к алкоголю и постоянных конфликтов с режиссером и актерами Козлова уволили из театра. Люсьена ушла из театра следом за супругом — из принципа.

Личная жизнь Овчинниковой и Козлова не была счастливой. Супруг повышал на актрису голос и поднимал руку, Люсьена же, случалось, изменяла мужу с коллегами и партнерами по фильмам. Тем не менее, этот брак продлился 32 года.

Смерть

Проблемы с алкоголем были не только у Козлова, но и у Овчинниковой. Она злоупотребляла спиртными напитками с молодости, и только на время съемок брала себя в руки. Бывало, что актриса уходила в запой на несколько дней. Коллега и подруга Овчинниковой Надежда Румянцева знала о том, что Люсьена страдает алкогольной зависимостью, и предлагала ей лечь в клинику. Но Овчинникова отказалась, и дружба актрис сошла на нет.

Люсьена Ивановна Овчинникова

30 августа 1998 г. скоропостижно умер Козлов. Денег на похороны мужа у Овчинниковой не было, большую помощь ей оказал актер Станислав Садальский. После смерти Валентина Люсьена впала в затяжную депрессию. Актриса постоянно плакала и заливала горе алкоголем, у нее начались проблемы с сердцем. 8 января 1999 г. Люсьена отправилась в гости к подруге Тамаре Тур, где ей стало плохо. Тамара вызвала “скорую”, но бригада приехала, когда Овчинникова уже была мертва.

Союз кинематографистов выделил на похороны актрисы 60$, которых едва хватило на кремацию.

Проститься с Люсьеной пришли только Тамара Тур и сводная сестра Валерия с мужем. Прах Люсьены Овчинниковой покоится в неприметной ячейке колумбария на Введенском кладбище.

Люсьена Овчинникова снискала народную любовь, создав на экране образ простой советской женщины — крестьянки, работницы фабрики, колхозницы, продавщицы, жены, матери. Все ее героини были близки и понятны поколению “строителей социализма”, а для современного зрителя образ Овчинниковой стал памятником ушедшей эпохи.

Избранная фильмография

  • 1959 — Отчий дом
  • 1961 — Девчата
  • 1964 — Хоккеисты
  • 1967 — Журналист
  • 1971 — Телеграмма
  • 1974 — Большое космическое путешествие
  • 1975 — Это мы не проходили
  • 1978 — И снова Анискин
  • 1983 — Приступить к ликвидации
  • 1989 — Женщины, которым повезло
  • 1993 — Альфонс

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.