Ляля Черная — биография
Ляля Черная – самая знаменитая цыганка России, актриса театра и кино, танцовщица. Широкую известность черноокая брюнетка обрела благодаря ролям в фильмах «Последний табор», «Табор уходит в небо», «Живой труп». Имя Ляли Черной ассоциируется с музыкальным театром «Ромэн», в котором актриса работала в течение многих лет.
Детство и юность
Родилась Ляля в Кабардино-Балкарии в 1909-м году. Родители решили назвать дочь Надеждой. Жизнь родителей девочки была связана с искусством. Мать будущей артистки, Мария Полякова работала в цыганском хоре имени Ивана Ром-Лебедева. Отец Надежды был потомственным дворянином. Знакомство пары состоялось на курорте, куда Мария приехала лечиться. Женщина тяжело переживала измены первого супруга и даже не думала, что на курорте встретит новую любовь.
Между недавними знакомцами тут же вспыхнул роман, но свадьба состоялась еще не скоро. Изменивший первый супруг всеми силами пытался вернуть Марию, писал ей. Однако женщина не стала прощать первого мужа, а потом и вовсе уехала с новым избранником в Нальчик.
Вскоре в молодой семье родилась Надежда. Девочка обладала очень смуглой кожей, большими черными глазами и пушистыми ресницами. Именно за темный цвет кожи девочка получила первую часть своего псевдонима – Черная. За красоту и нежность лица Надежду звали Лялька, так появилась еще одна часть псевдонима будущей артистки. Интересно, что именно так называли Надежду знатные гости, которые часто посещали дом ее родителей. Именно это имя девушка в дальнейшем выбрала для кинематографа.
Детские годы Ляли прошли в имении Бабкино, где частенько оставались Исаак Левитан и Антон Чехов. Вскоре у девочки появились брат Володя и сестра Наташа. Потом семья решает переехать в Москву. Вскоре отец семейства умер, а Надежда стала после школы работать с мамой в цыганском хоре. Поначалу девушка лишь присутствовала на концертах, лишь значительно позже она стала выходить на сцену с собственными номерами.
Творчество
Звезда Ляли Черной зажглась рано. Когда она стала выступать молва о черноокой красавице разлетелась по всей Москве. В 30-е годы прошлого века зародился музыкальный театр, в дальнейшем получивший название «Ромэн». Ляля, конечно же, вскоре стал звездой нового театра, ведь к тому моменту она уже успела превратиться в известную танцовщицу. Хотя поначалу девушке платили мало, это обстоятельство ее не сильно смущало. Главным для артистки всегда было служение искусству.
Дебютной постановкой для Черной стал спектакль под названием «Жизнь на колесах», где ей досталась главная роль. В дальнейшем зрители имели счастье наблюдать свою любимицу в постановках «Цыгане», «Грушенька», «Все о тебе», а также «Кармен из Триады». Это далеко не все спектакли, в которых блистала Ляля. Всего постановок с участием артистки насчитывается 35, все они имели огромный успех.
Хотя Ляля слыла настоящей звездой, у нее был «антидот» против звездной болезни. Коллеги вспоминали, что актриса была в обычной жизни простым и скромным человеком. Когда ее имя выделялось на афишах красной строкой, женщина очень сердилась. Она сетовала, что на гастроли приехал театр, а не исключительно ее скромная персона.
В кинематографе артистка дебютировала в 1928-м году. Ей досталась роль танцовщицы в картине под названием «Живой труп». Спустя несколько лет она вновь приняла участие в съемках картины «Последний табор». Интересно, что после выхода последней картины актрису начали называть настоящей звездой. Впрочем, представители цыганской народности называли Черную своей Королевой, а кинокритики прозвали актрису цыганской Любовью Орловой.
А потом началась война, которая кардинально поменяла жизнь всего народа. Черная вместе с музыкальным театром регулярно ездила с гастролями по военным госпиталям и частям. Благодаря зажигательным выступлениям цыганской Королевы у военнослужащих поднималось настроение, и они забывали о суровых испытаниях полевой жизни.
Интересно, что между второй лентой с участием Черной и третьей картиной прошло примерно сорок лет. После триумфального возвращения в кинематограф артистка снялась в таких картинах, как «Вкус халвы», «Огонь», «Табор уходит в небо». Одной из последних картин с участием Ляли стала лента под названием «Краткое наставление в любви».
Личная жизнь
Смуглая красавица никогда не страдала от недостатка мужского внимания. Когда Черная стала популярной, общественность резко заинтересовалась ее личной жизнью. Вне сцены Ляля была скромной, доброй и спокойной, хотя на сцене без труда играла роковых сердцеедок. У нее всегда было огромное количество поклонников – перед ее обаянием не смогли устоять и политики, и артисты, и руководители театров. Интересно, что однажды Ляля очаровала сотрудника Военного трибунала, которого любовь к красавице довела до суда. Мужчина был осужден за крупную взятку – часть суммы он потратил на свою возлюбленную.
В 1934-м году в биографии актрисы произошла особая ситуация – между ней и директором театра «Ромэн» Михаилом Яншиным завязался роман. Отношения развивались бурно и вскоре завершились свадьбой. В те годы Ляля была счастлива как никогда – вместе с любимым она гуляла по вечерней Москве. При этом влюбленные не сводили друг с друга глаз. Пара считалась одной из самых знаменитых в российской столице.
В 42-м году во время гастролей в Нальчике Ляля встретила свою новую любовь. Она присутствовала на предновогодней вечеринке, на которой веселились актеры из «Ромэна» и из МХАТа. Актер Николай Хмелев, человек очень спокойный и тихий, вдруг осмелел. Он буквально схватил на руки девушку и уволок ее в свой номер. Оказывается, мужчина в течение целого года убивался по черноокой красавице.
Вскоре цыганская Королева выходит замуж во второй раз, при этом ей удалось остаться друзьями с первым супругом. Интересно, что бывший муж актрисы стал крестным сына нового избранника Черной. В старости Яншин шутил, что жены от него постоянно уходили, однако женщины всегда выбирали себе выдающихся супругов.
Мальчика было решено назвать Алексеем, как персонажа из постановки «Дни Турбиных». Интересно, что отец Алексея в свое время сыграл роль этого персонажа в спектакле.
Однако вскоре в личной жизни Ляли наступили горькие перемены. Во время финальной репетиции спектакля «Трудные годы» ее возлюбленный скончался прямо на сцене. После смерти любимого мужчины женщина очень переживала. Ее поддерживал Яншин, с которым Ляля даже пыталась вновь сойтись. Впрочем, из их затеи так ничего и не вышло.
Сердце Черной недолго оставалось свободным. Вскоре она начала жить в гражданском браке с актером по имени Евгений Весник. О великой артистке и ее мужьях был снят фильм под названием «Больше, чем любовь». Документальная картина повествовала о взлетах и падениях, триумфах и неудачах, которые так часто случались в жизни Ляли Черной.
Смерть
Ляля прожила долгую и плодотворную жизнь, но в старости ее репертуар значительно «поредел». Ей стали предлагать все меньше ролей, а в 72-м году она решила уйти из театра «Ромэн». Впрочем, она не рассталась с музыкой, продолжала выступать, даже выпускала пластинки. Черная снялась в нескольких картинах.
Осенью 82-го года стало известно о смерти великой актрисы. Ей стало плохо во время одной из постановок, которая проводилась в «Эрмитаже». Внезапно женщине стало плохо, и она начала задыхаться. Друг семьи Черной и очевидец этих страшных событий, актер Петр Деметер вызвал скорую. Когда медики приехали, они госпитализировали актрису и поместили женщину в больницу. В медицинском учреждении Ляля встретила свои последние дни.
Похоронена великая актриса под именем Надежды Киселевой-Хмелевой. Ее могила находится на Новодевичьем кладбище. Покоится актриса рядом с могилами ее второго супруга и любимого сына.
Несмотря на уход цыганской Королевы, музыкальный театр «Ромэн» чтит память о своей примадонне. Зимой 2019-го года на официальном сайте музыкального театра появилась фотография Черной. Под снимком артистки значилась надпись, согласно которой ее имя было названо «синонимом самобытного цыганского искусства». Столь трогательный пост был приурочен к 110-летию великой Ляли Черной.
Избранная фильмография
- 1928 — Живой труп
- 1935 — Последний табор
- 1973 — Огонь
- 1975 — Вкус халвы
- 1976 — Табор уходит в небо
- 1979 — Расколотое небо
- 1982 — Краткое наставление в любви