Майя Кристалинская — биография
Майя Кристалинская – знаменитая советская певица, творчеством которой восхищалась вся огромная страна. Ее голос был уникальным, а манера исполнения невероятно притягательной. Эта женщина умела создавать особую энергетику в зале. Каждому слушателю казалось, что Кристалинская поет именно для него, для всей аудитории певица сразу становилась близкой и родной. Несколько песен Кристалинской стали настоящими хитами, в своем творчестве она любила затрагивать вечные темы, пела о любви и верности.
Детство
Майя Кристалинская – коренная москвичка. Она родилась 24 февраля 1932 года в семье столичных интеллигентов. За несколько лет до ее рождения родители девочки пережили страшное горе. Их маленькая дочка Маечка умерла от тяжелой врожденной болезни, столичные доктора ничем не смогли ей помочь. Через несколько лет после этой трагедии в семье Кристалинских родилась вторая дочка, которую родители тоже назвали Майей.
Отец девочки был евреем, мама – русской. Валентина и Владимир Кристалинские очень радовались появлению ребенка, делали все возможное, чтобы девочка росла всесторонне развитой личностью. Отец Майи работал редактором печатных изданий, а ее дядя, Павел Златогоров, занимал должность режиссера музыкального театра. Дядя сыграл большую роль в судьбе маленькой Маечки.
Однажды на день рождения он подарил племяннице губную гармошку. Девочка была совсем маленькой, но это не помешало ей самостоятельно обучиться игре на гармонике. У Майи обнаружился замечательный голос, она стала петь военные песни «Синий платочек», «Друзья-однополчане», аккомпанируя себе на губной гармошке.
Отец девочки, Владимир Кристалинский, и сам был неординарным человеком. Кроме основной работы он всегда старался отыскать подработку, чтобы его семья ни в чем не нуждалась.Одно время он выполнял обязанности руководителя кружка в Доме пионеров. Десятилетная Валя Котелкина стала посещать этот кружок, впоследствии она подружилась с Майей, теплые чувства друг к другу девочки пронесли через всю жизнь.
Майя и Валя не представляли свою жизнь без песни, в основе их дружбы лежала любовь к музыке. Школьница Майя часто выступала на сцене без всякой предварительной подготовки, под аккомпанемент рояля. Ее певческий талант очень скоро заметили, пригласили девочку в хор Центрального Дворца детей железнодорожников. Руководил детским коллективом сам Исаак Дунаевский.
При этом у Майи не было никакого стремления стать профессиональной певицей. У нее и без того было много способностей, она с интересом осваивала школьные предметы, точные и гуманитарные науки. Когда настало время для получения паспорта, девушка совершила роковую ошибку, которая дорого обошлась ей во взрослой жизни.
Для записи в паспорте нужно было выбрать национальность. Майя, по совету Валентины Котелкиной, решила сделать приятное своему папе, записалась еврейкой. В 60-х годах ее национальность станет камнем преткновения, помешает певческой карьере.
Образование
В 1950 году, получив аттестат зрелости, Майя и Валя поступили в МАИ. Они окончили факультет экономики самолетостроения, должны были три года отработать на Новосибирском авиационном заводе. Неразлучные подружки отправились в далекую Сибирь. Но здесь они натолкнулись на очень холодный прием со стороны заместителя директора завода. Для юных москвичек не нашлось даже места в общежитии.
Обстановка на заводе тоже не понравилась девчатам. В грязном цехе, где работали женщины, им было некомфортно из-за густой ненормативной лексики. Издевательское отношение начальство переполнило чашу терпения девчат. Они подхватили свои чемоданы, отправились обратно в Москву. Это был рискованный поступок, девушек вполне могли привлечь к ответственности за бегство с рабочего места. Вслед за беглянками с завода поступила жалоба.
Когда они вернулись в Москву, им пришлось давать объяснения в главке, начальником которого был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря вмешательству человека, который лично знал добросовестную студентку, беглянкам подыскали другое место работы. Они стали сотрудницами опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.
Начало карьеры
Майе, увлеченной интересной работой, хватало времени и для участия в самодеятельности. Она пела в труппе Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь открытия праздника композитор Юрий Саульский получил задание от комитета комсомола. Его назначили организатором джазового оркестра, и это было большим культурным прорывом, джаз в СССР находился под запретом. В свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую.
Зрители с восторгом встретили выступления начинающей певицы. Однако в последние дни всемирного праздника в «Советской культуре» джазовый оркестр назвали «музыкальными стилягами». Творчество Саульского раскритиковали в пух и прах, журналистам не понравилось «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных инструментов». Вся работа композитора получила резкую отрицательную оценку, коллектив оркестра был изгнан из Дома Работников искусств.
В течение трех лет Майя добросовестно работала в конструкторском бюро. Этого времени оказалось достаточно, чтобы девушка приняла правильное решение. Осознав, что полученная специальность ее мало интересует, она решила полностью посвятить свою жизнь музыке. Девушка стала ездить на гастроли вместе с оркестром Олега Лунгстрема, потом ее пригласили работать в оркестр Эдди Рознера. За несколько лет вместе с музыкантами девушка успела объездить весь Советский Союз.
В 1960 году советские зрители посмотрели новый фильм «Жажда». Песню «Мы с тобой два берега» для этой картины исполнила Майя Кристалинская. После премьеры фильма певица стала необыкновенно популярной.
За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Песню из кинофильма «Жажда» почти ежедневно можно было услышать по радио.
Голос молодой певицы нравился всем. Шлягеры в ее исполнении полюбились советским слушателям, в них чувствовалась светлая душа Кристалинской, ее теплое отношение к людям. Самыми популярными композициями этой певицы стали песни «А снег идет», «Наши мамы», «Внуки», «А за окном то дождь, то снег». Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени — Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном.
В 1966 году состоялся всесоюзный опрос, его победительницей стала Майя Кристалинская, заработав звание лучшей певицы года. Советским меломанам особенно нравилась песня «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе», которую исполняла артистка. Но Майя недолго купалась в лучах славы, скоро эту исполнительницу просто не будут выпускать на сцену, она без всякой вины станет нежелательной персоной на советской эстраде.
Болезнь певицы
Майя недолго радовалась своей популярности. Совсем скоро ее жизнь изменилась в худшую сторону. Все началось после исполнения романса «В нашем городе дождь» в новогодней программе. Песню признали несоответствующей веселому празднику, а саму певицу назвали пропагандисткой тоски и грусти, сократили время ее эфиров.
Вскоре после этого молодая женщина испытала еще один страшный удар судьбы. У нее обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Болезнь затронула лимфоузлы на шее, грозила потерей речевой функции. Потребовалось длительное лечение, Майя много времени проводила в стационаре.
На концертах Кристалинская появлялась в неизменных косынках вокруг шеи, скрывавших следы от облучения. Выезжать на гастроли ей приходилось с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. Когда главой Гостелерадио назначили Сергея Лапина, певицу стали очень редко показывать по телевидению.
Новый начальник не терпел евреев, его приводила в раздражение даже фамилия певицы. Кристалинская не отчаивалась. Она решила продолжить семейную династию, стала журналисткой, писала статьи для «Вечерней Москвы», переводила «Размышления» Марлен Дитрих с французского языка на русский.
Личная жизнь
Первым избранником певицы стал Аркадий Арканов. Это замужество оказалось неудачным, молодые люди оформили отношения после трех месяцев знакомства. Родители обоих молодоженов не испытывали восторга от брака своих детей.
Союз продлился меньше года. Второй брак певица заключила с Эдуардом Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который по-настоящему любил ее. В 1984 году супруг скончался от диабета, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Она умерла через год. Детей у супругов не было.