Марчелло Мастроянни – итальянский киноактер, прославившийся яркими ролями в фильмах «Сладкая жизнь» (1960), «Восемь с половиной» (1963), «Джинджер и Фред» (1986). Лауреат мировых премий: трижды выдвигался на «Оскар». Снялся в более чем 120 фильмах за время активной актерской деятельности.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (полное имя великого актёра) родился 28 сентября 1924 года в маленьком провинциальном городке Фонтана-Лири. Семья имела более чем скромный достаток. Отец, работавший столяром, едва мог обеспечить семейство. Заработка хватало только на хлеб, да и то не всегда. Атмосфера бедноты навсегда врезалась в память детей, которых в семье было трое. Марчелло был младшим.
Царившая в Фонтана-Лири нищета вынудила семью переехать в Турин, чтобы хоть как-то улучшить положение. Именно там прошли детские годы мальчика, познавшего с малого возраста, что значит зарабатывать деньги собственным трудом. Уже в десять лет ребенок овладел рабочей специальностью: прошел обучение в ремесленном училище и, не теряя времени, отправился на заработки. Хватался за любой посильный труд, лишь бы помочь семье, ведь важна была каждая лира. Приходилось работать помощником на стройке, грузчиком в лавках, чертежником и даже бухгалтером. А сердцем видел себя исключительно архитектором. Марчелло не брезговал ничем, быстро обучался новому. Часто, возвратившись поздно домой, у него не было сил ни на что, кроме крепкого сна. Но он засыпал счастливым, потому что чувствовал себя нужным.
Знакомство с киноиндустрией состоялось еще в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда Марчелло поучаствовал в съемке массовки. Случилось это на студии «Чинечитта», где проходили съемки отдельных дублей для фильма «Марионетки». Эта разовая съемка не зародила у мальчика желания стать актером, но все-таки заинтересовала его. Возможно, он куда раньше связал бы свою жизнь с кинематографом, но в планы судьбы вмешалась Вторая мировая война. С ребенком случилось страшное – он оказался в трудовом немецком лагере. Чудом ему удалось сбежать, и некоторое время он вынужден был скрываться в Венеции. После окончания войны он вернулся в Рим и там устроился клерком. Но случай вновь меняет его жизнь.
Волей судьбы юноша встретился с режиссером театра Лукино Висконти. Почему мастер обратил внимание на бедняка, никто не знает. А позже и сам Висконти резюмировал, что юный Марчелло не умел ничего, но чем-то зацепил. И режиссерская интуиция подсказывала, что всему свое время, и нужно просто подождать.
Тем временем Мастроянни усердно учил тексты, но произнести даже одну фразу удавалось с большим трудом. Решив направить все силы на обучение актерскому мастерству, Марчелло бросил учёбу и начал пробовать себя в новом амплуа. Стоит отметить, что из артиста мог бы выйти и замечательный архитектор. Учеба давалась легко, и преподаватели пророчили ему серьезное будущее.
Потихоньку вникая в тонкости актерской работы, Марчелло начал получать все больше предложений. К 1950 году его карьера начала набирать обороты. Конечно, актер еще не был узнаваем на улицах и главных ролей в великих фильмах не получал. Но у него был постоянный заработок и развитие. Ежегодно его можно было видеть в 3-4 фильмах, и с каждой картиной его актерское мастерство становилось все более отточенным.
Конец 50-х годов ознаменован игрой в двух ярких фильмах: «Белые ночи» и «Злоумышленники неизвестны». Если до этого момента актер играл скромные роли (крестьянин, таксист, разнорабочий), то в этот раз ему достались более интересные и сложные образы.
Два этих фильма сам актер считал судьбоносными. Ведь именно благодаря ролям в них, его заметил великий уже в то время Федерико Феллини, которому очень была нужна кандидатура, которая подошла бы под новый проект. Так Марчелло оказался в фильме «Сладкая жизнь», где играл ищущего смысл жизни человека, пребывающего в бесконечной суете и соблазнах. Работа была оценена зрителями по достоинству. И сам актер был доволен своим трудом.
Практически сражу после первых крупных съемок подвернулась еще одна возможность неплохо заработать и проявить себя. Теперь Марчелло работает с Микеланджело Антониони и играет в фильме «Ночь». Благодаря этой ленте актер заработал репутацию настоящего лицедея, которому ничего не стоит полностью раствориться в стилистике и задумке режиссёра. На этот раз Марчелло демонстрирует искусство перевоплощения и тонкий психологизм.
Герой фильма «Ночь», которого сыграл начинающий актер, довольно холоден и сдержан. Полную противоположность зрители увидели в фильме «Развод по-итальянски». Здесь герой Марчелло горяч и полон решительности. Именно этот фильм стал первым, за который в 1961 году актера номинировали на «Оскар». Он же принес премию Британской киноакадемии и заветный «Золотой глобус».
Спустя два года вышел в свет один из самых сильных и серьезных фильмов Феллини «Восемь с половиной» на послевоенную тематику. Работа в этой картине была по достоинству оценена во многих странах, в том числе и в России. Актер становится настоящей легендой. Предложения лучших режиссеров начинают сыпаться на него с умопомрачительной скоростью. Карло Понти не остается в стороне и снимает Мастроянни в кадре со своей женой, легендарной мечтой всех мужчин, Софи Лорен.
После 1980 года актер преимущественно появляется в возрастных ролях (фильмы «Город женщин», «Интервью» и др.). В 1986 итальянская звезда кинематографа получает предложение от Никиты Михалкова, советского режиссера, о работе в фильме «Очи чёрные». Мастроянни ответил согласием и не пожалел. Помимо того, что он получил большой опыт и обрел новую аудиторию, игра в этом фильме принесла серьезную награду — «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Последние работы Марчелло подвели итоги делу всей его жизни («Который час?», «Всё в порядке» и т.д.). В последнем фильме актер снялся в паре со своей дочерью от Катрин Денев – Кьярой.
В жизни такого яркого мужчины, красавца и замечательного актера, было много женщин, все они разные, но при этом такие влюбленные в него. Романы звезды активно обсуждали в узких кругах, публиковали провокационные заметки в газетах, из-за чего он готов был неоднократно уйти из семьи, но всякий раз любовь к своей жене останавливала его. Его брак длился многие годы вопреки сплетням и интригам. Первая любовь, женщина всей его жизни, Флора Карабелла подарила Марчелло замечательную дочь Барбару.
Страстным, но при этом тяжелым был роман с актрисой Фэй Данауэй, продолжавшийся в течение трех лет. Какими бы сильными ни были запретные чувства, Марчелло не смог уйти из семьи. А Фэй не устраивала роль любовницы, она хотела быть единственной женщиной артиста. Обиженная тем, что Марчелло выбрал семью, а не ее, актриса в сердцах назвала Марчелло «маменькиным сынком», не способным на мужские поступки. Актёр долго не мог забыть эту историю. Его мучили обида и унижение, но сердце подсказывало, что он сделал правильный выбор.
Работая во Франции, Мастроянни познакомился с Катрин Денёв и сыграл с ней в одном фильме. Незаметно для обоих роман, за которым зрители наблюдали в кино, перешел в реальную жизнь. Через некоторое время Катрин родила дочку Кьяру. Актер был на седьмом небе от счастья: закатил настоящий пир, угощал прохожих шампанским и кричал на весь Париж, что он стал отцом. В этот момент было принято решение о разводе с супругой. Несмотря на серьезные намерения Марчелло и предложение руки и сердца, Катрин ответила отказом. Для нее отношения себя уже исчерпали. И связывать жизнь семейными узами она считала бессмысленной тратой времени.
Биография артиста полна романами на стороне. Их было много. Женщины были известными и обычными земными, но ни одна не смогла затмить Флору Марчелло — женщину, навсегда покорившую сердце Мастроянни. Именно ее до последнего вздоха он боготворил.
Актер ушел из жизни в 19 декабря 1996 года. Последние несколько лет жизни он вел неустанную борьбу с онкологией поджелудочной железы. Вопреки слабости и болезненным состояниям, снимался в фильмах и выходил на сцену театров. Заключительная работа – спектакль «Последние луны». Мало кому известно, что ради искусства игры Марчелло ночью проходил химиотерапию, а вечером выходил на сцену и не просто играл, а жил.
В дождливое декабрьское утро его не стало. Актер считал Францию второй родиной, поэтому умирать остался в ее столице, в Париже. Уход актера стал большой потерей для всего мира. Властями Рима было принято решение задрапировать черной тканью Римский фонтан Треви, возле которого снимали несколько сцен фильма «Сладкая жизнь». Так город прощался с великим человеком и скорбил о его утрате. В итальянской газете «Республика» вышла яркая статья. На передней полосе был изображен Федерико Феллини, ушедший чуть ранее. Он стоит на облаке и протягивает руку своему любимому актеру со словами: «Иди сюда, Марчелло, здесь прекрасно».