Лукино Висконти

Лукино Висконти — биография


Лукино Висконти – итальянский театральный режиссер и кинематографист, режиссер фильмов «Гибель богов».

Детство

Дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Корджено, консиньор ди Сомма, Кренна, Аньяделло, миланский патриций родился 2 ноября 1906 года в Милане. Уже исходя из его полного имени и титула ясно, что он родился в не простой семье.

Его отец был не только аристократом, миланским герцогом Висконти ди Модроне, потомком правителей Милана, но и большим ценителем искусства, покровителем театра Ла Скала. Мать же происходила из не знатной, но состоятельной семьи промышленников.

Лукино Висконти
Лукино Висконти в юности

В семье Висконти родилось семь детей. Все они с ранних лет приобщались к искусству: занимались музыкой, изучали поэзию.

С детства Лукино обожал оперу, музыку. Несколько лет мальчик учился игре на виолончели.

Несмотря на то, что Лукино рос в состоятельном семействе, с детства ему внушали мысль, что всего в жизни ему придется добиваться только своим трудом и умом.

Лукино особенно был близок с матерью, а с отцом поддерживал формальные отношения. Когда Лукино было 17 лет его родители развелись.

Начало карьеры

Юность Лукино Висконти провел так, как и надлежало отпрыску из богатой семьи. Он посещал оперу, серьезно увлекался лошадьми (строил конюшни и разводил скаковых лошадей), проводил время с друзьями, увлекался писательством.

В конце 20-х годов в Париже Лукино знакомится с Коко Шанель. Она произвела на Лукино огромное впечатление своим умом и энергией. Они стали друзьями.

Лукино Висконти

Затем Висконти возвращается в Италию. В конце 30-х обстановка в стране продолжает усугубляться. К власти приходит Бенито Муссолини. Не смотря на свои фашистские убеждения, он много сил тратит на развитие итальянской киноиндустрии. Открывается киностудия «Чинечитта», начинается выходить специальный журнал о кино. Именно Муссолини пригласил в Италию режиссера Жака Ренуара. Ренуар берет ассистентом Висконти на съемки фильма «Загородная прогулка». Затем Висконти, очаровавшись миром кинематографа работает ассистентом в картинах «На дне» и «Тоска». Почему выбор пал на Висконти? В Париже их познакомила Коко Шанель, которой Висконти был совершенно очарован. Изначально Лукано просто помог Ренуару с подбором костюмов, а уже затем становиться ассистентом.

В сентябре 1939 года начинается война и Ренуар возвращается во Францию, работа над «Тоской» прекращается.

В 1942 году начинающий режиссер Лукино Висконти снимает свой первый фильм «Одержимость». В его основе лежит произведение романа Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды».

Лукино Висконти

В начале 40-х в мировом кинематографе царила «парадность»: шикарные костюмы, съемки в павильонах, «правильные» концовки. Работа Висконти отличалась от этого кардинальным образом. Любовь, измена, убийство в итальянской глубинке – все это не понравилось фашистскому правительству. Фильм снимался на личные деньги Висконти, в полусекретной обстановке. По требованию цензоров кино несколько раз перемонтировали, негатив был уничтожен. Зрители восприняли кино не однозначно: слишком неприглядно режиссер изобразил итальянскую провинцию.

Узнав об антифашистских и коммунистических взглядах Висконти, итальянское правительство сразу посадило Лукино в тюрьму, приговорив к расстрелу. В тюрьме он провел 15 дней, а затем был помилован.

В 1945 году выходит документальный фильм «Дни славы». Его сняли Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис, Марчелло Пальеро, Марио Серандреи, посвященную победе над нацизмом.

Лукино Висконти
Лукино Висконти на съемках

В 1949 году Висконти представляет фильм «Земля дрожит».  Его он посвящает рыбакам Сицилии, которые решают бороться с перекупщиками морепродуктов и продавать их напрямую. Съемки шли в городе Ачи-Трецца, не в павильонах, а реальных домах бедных рыбаков. Героев играли не профессиональные актеры, а документальные вставки о жизни привнесли в картину дополнительной оригинальности.

Эта картина в биографии Висконти стала считаться радикальным проявлением стиля «неореализм», возникшего тремя годами ранее.

Фильмы 50-х годов

В 1951 году выходит фильм «Самая красивая». Он примечателен тем, что является единственным фильмом Висконти, где нашлось место юмору. В нем рассказывается о попытках звезды кинематографа раскрутить свою маленькую дочь и реализовать свои амбиции.

Лукино Висконти

В 1954 году выходит фильм «Чувство». Его действие происходит в 1866 году на фоне конца австро-венгерской оккупации. Роман между австрийским офицером и знатной венецианской графиней – это то не обычный адюльтер, а нечто большее в условиях того исторического момента.

В 1957 году Висконти снимает фильм «Белые ночи». В картине снялись Марчелло Мастрояни, Жан Маре, Мария Шелл. Эта картина – экранизация повести Ф.М. Достоевского, перенесенная современную Италию. Молодой итальянец встречает прекрасную девушку Наталью и влюбляется в нее. Но та уже помолвлена с другим. Однажды ее жених уезжает, пообещав вернуться через год. Наталья сближается с молодым поклонником, понимая, что через год ей придется сделать не легкий выбор.

Фильмография 60-х

Творчество Лукино Висконти открывается в 60-е годы фильмом «Рокко и его братья». Эта картина стала одной из самых известных работ режиссера. В ней снялся молодой Ален Делон, ставший после съемок звездой кинематографа. Бедное семейство из самого захолустного района Италии перебирается в Милан. Братья пытаются устроить свою жизнь в новом городе. Когда кажется, что пятерым братьям удалось освоиться в большом городе, любовь к девушке Наде рушит мир между молодыми людьми.

Лукино Висконти

Следующей известной картиной стала драма «Леопард» 1964 года. Действие разворачивается в 1880-х годах позапрошлого века. Конфликт сосредоточен между последователями республиканца Гарибальди и сторонниками правящей династии Бурбонов. Фильм получил положительные отзывы и главный приз Каннского фестиваля.

В 1965 году выходит картина «Туманный звезды Большой Медведицы», отмеченная на фестивале в Венеции главным призом. В фильме снялась одна из любимых актрис Висконти – Клаудиа Кардинале. В центре внимания – молодая итальянка Сандра, приехавшая с мужем в свой родной дом. Тягостные воспоминания не дают ей покоя, также, как и вновь проснувшееся нездоровое влечение к родному брату.

В 1969 году выходит культовая картина «Гибель богов». В конце 60-х в Европе вновь подняло голову фашистское движение, бунты молодежи, война во Вьетнаме – все это делало жизнь неспокойной. Висконти в своей картине показал моральное разложение богатейшей немецкой семьи в 30-е годы. В соответствии с сюжетом молодой наследник семейства становится марионеткой в руках расчетливого и беспринципного нациста.

Закрывает творчество режиссера в 60-е сборник из 5 новелл, посвященный женщинам и снятый знаменитыми итальянскими и французскими режиссерами.

Деятельность в 70-е годы

В 1971 году режиссер снял фильм «Смерть в Венеции». Он был создан по роману Томаса Манна. В фильме поднимались вопросы однополой любви, красоты, завершения человеческой жизни, тягости воспоминаний о прошедших годах. Картина получила несколько престижных премий и номинаций.

Лукино Висконти

В 1972 году вышел фильм «Людвиг», посвященный жизни короля Баварии Людвига II – мечтателю и романтику, окончившего жизнь безумцем.

В 1974 году выходит последний фильм Висконти «Семейный портрет в интерьере». Работу под названием «Невинный» следует считать не завершенной – фильм смонтировали уже после смерти Лукино.

Театральные постановки

С середины 40-х до конца 50-х Лукино Висконти занимался не только кинематографом, но и ставил театральные постановки.

В 1945 году он поставил свою первую работу «Трудные родители». Как театральный режиссер он ставил пьесы по произведениям У. Шекспира («Троил и Крессида»), А.П. Чехова («Три сестры», «Дядя Ваня»), Бомарше («Женитьба Фигаро»).

Лукино Висконти

Всего на его счету более шести десятков поставленных спектаклей, а также оперы.

Многие из них вошли в золотой фонд итальянского театра. Он стал первым итальянским театральным постановщиком, введшим в практику понятия режиссерского замысла, актерского ансамбля, сценографии, эстетического единства всех компонентов спектакля.

В 1946 Висконти сформировал труппу, базировавшуюся в римском театре «Элизео». Здесь впервые в стране был введен запрет на вхождение в зал после третьего звонка и выход на поклоны в середине действия. Он также отменил «работу под суфлера», считая, что это негативно влияет на атмосферу спектакля.

Лукино Висконти

Основу труппы составили талантливые актеры с большим опытом, сформировавшиеся в период так называемого «актерского театра» – П.Стоппа, Р.Морелли, В.Гасман и молодежь, будущие звезды итальянского театра и кинематографа – Ф.Дзефирелли, М.Мастроянни, Дж. Де Лулло, В.Де Сика.

В конце 50-х активная работа группы прекращается.

Личная жизнь

Лукино Висконти придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации и не считал нужным этого скрывать. В числе его любовников отметился не один публичный человек. При этом в его личной жизни находилось место и для женщин – они играли роль его подруг.

В 1946 году Висконти знакомится с Франком Дзефирелли, отношения с которым продолжались несколько лет. Висконти доверил Франко небольшую роль в постановке «Преступление и наказание». Франко не проявил в дальнейшем интереса к актерской профессии и увлекся режиссерской работой. На этом поприще помощь и поддержку ему оказывал Висконти. Со временем Дзефирелли отдалился от Лукино Висконти.

Лукино Висконти

В 1960 году режиссер снимала фильм «Рокко и его братья». На главную роль ему посоветовали пригласить на пробы начинающего актера Алена Делона. Висконти был поражен его красотой. Многие считают, что отношения между мужчинами носили исключительно платонический характер.

В 1964 году на съемочной площадке Висконти замечает наблюдающего за ходом работ молодого человека. Это был Хельмут Штайнбергер, затем взявший псевдоним Бергер. Они не расставались до самой смерти режиссера в 1976 году. Висконти прославил Хельмута сняв его в культовых фильмах «Гибель богов», «Портрет Дориана Грея», «Людвиг». Хотя Хельмут параллельно состоял в отношениях с другими мужчинами, он всегда считал Висконти главным в своей жизни. Именно Хельмуту Висконти завещал все свое состояние, что вызвало недовольство многочисленных родственников Висконти.

Болезнь и смерть

27 июля 1972 года Лукино Висконти пережил инсульт. Он провел в больнице два месяца. Перед этим снимал фильм «Людвиг», который отнял у него много сил. Но через два месяца после болезни он снова принялся за работу – за монтаж.

Лукино Висконти

В марте 1976 года Лукино Висконти сильно простудился, заболел и умер.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Лукино Висконти?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя