Марлен Дитрих — биография
Марлен Дитрих – известная актриса, певица, секс-символ. В 1999 году занесена в список величайших актрис Голливуда. В этом престижном перечне ей отвели девятую строчку. Мировую славу получила после выхода на экраны мюзикла «Голубой ангел».
Она была не просто актрисой и не просто певицей с легендарным голосом и прекрасными ножками. Она была и остается женщиной-легендой, обаятельной и непревзойденной. В ней как-то сочетались порок и невинность, сексуальность и неприступность, она пользовалась невероятной популярностью при жизни, и остается такой же любимой зрителем и спустя много лет после смерти. Она – Марлен Дитрих, стальная орхидея, женщина-вамп, от любви к которой сходили с ума миллионы мужчин, включая писателей и режиссеров, актеров, политиков и миллионеров.
Детство
Родилась Марлен Дитрих в Шёнеберге, предместье Берлина 27 декабря 1901 года. Отца звали Луи Эрих Отто Дитрих, он имел звание лейтенанта полиции. Мама – Вильгельмин Йозефин Фельзинг, родилась в зажиточной семье торговцев-часовщиков, работала экономкой в богатом доме. На момент рождения Марлен, родители уже воспитывали годовалую дочь Элизабет. Когда Мари было всего шесть лет, отец бросил семью, а потом погиб буквально через год. Поэтому девочка его почти не помнила, но это не помешало ей придумать своеобразную игру «в папу». Причем она сама играла и отца и дочку. Мама не запрещала дочери лицедействовать на эту тему, несмотря на жесткость ее характера.
Музыка вошла в жизнь девочки с ранних лет, она увлеклась ею еще в начальных классах. Сразу Марлен осилила лютню, потом переключилась на скрипку. Ее первое выступление перед публикой датируется 1917 годом. После окончания Первой мировой войны в Германии царили разруха и опустошение. Мама подумала, что дочери не следует находиться рядом со столицей в это смутное время, поэтому продолжать обучение Марлен пришлось в закрытом пансионе Веймара. Там она жила на протяжении четырех лет, совершенствуя мастерство игры на скрипке. Творческая биография девушки началась в 1922 году, ее взяли в состав оркестра в кинотеатре. Дитрих и другие музыканты озвучивали немое кино. Но спустя месяц Мари ушла, так как вместо того, чтобы смотреть в ноты, музыканты не сводили с нее глаз, постоянно сбивались и путались. Но именно тогда, после просмотра множества фильмов, у Марлен появилось настойчивое желание сделать актерскую карьеру.
Дитрих находит новую работу в кабаре, куда ее взяли в качестве певицы и актрисы. Параллельно с этим девушка посещает занятия в актерской школе. Сначала ее не хотели принимать, но она заручилась рекомендацией популярной актрисы и добилась зачисления. После окончания обучения Марлен начала свою театральную карьеру, ставшую более, чем успешной. Таким же успехом увенчалось и ее сотрудничество с кинематографом. Когда ее имя уже было достаточно известным, Дитрих эмигрирует в США и даже получает гражданство этой страны.
В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, правительство страны предложило Марлен вернуться на родину. Ее пытались заинтересовать материально, обещая просто заоблачные суммы гонораров за каждую ленту, снятую в Германии. Но Дитрих ответила отказом, мало того, в годы Второй мировой войны она активно поддерживала борьбу против нацистов. На протяжении нескольких лет актриса не снималась, дала множество концертов в госпиталях и гарнизонах. Марлен старалась ничем не выделяться среди простых солдат, вместе с ними ночевала в окопах, водой для умывания ей служил растопленный снег. Дитрих перенесла тяжелую пневмонию и никак не могла вывести надоевших вшей. Ее считали героиней, и перед самым концом войны актриса получила орден Почетного легиона и Медаль Свободы США.
Фильмы
Актриса уже успела сняться примерно в двадцати картинах, когда ее позвали на съемки ленты «Два галстука». Этот фильм не был шедевром киноискусства, но зато сумел сыграть в биографии актрисы решающую роль. Дело в том, что его увидел Джозеф фон Штернберг, известный немецкий режиссер, которому очень понравилась Марлен и ее игра. Он пригласил ее на съемки мюзикла «Голубой ангел», причем в главной роли. Именно после премьеры этой ленты Дитрих проснулась мировой звездой. В этой ленте Марлен предстала именно в том образе, который стал ассоциацией ее имени. Успех фильма был феноменальный, после него голливудская компания «Парамаунт» предложила актрисе долгосрочный контракт. Дитрих согласилась, и уехала в Америку навсегда.
Марлен продолжала сниматься у Штернберга, их сотрудничество вылилось в рождение еще шести картин. Среди них успешнее всего получились «Песнь песней» и «Белокурая Венера». Некоторые ленты критики разбили в пух и прах. Режиссера обвинили в использовании дешевых декораций для фильма «Шанхайский экспресс», в том, что шпионская картина «Обесчещенная» содержит какие-то нелепые идеи. Критики выказали уверенность в том, что аншлаги в кинотеатрах во время трансляции этих картин, были исключительно заслугой Марлен. После того, как завершились съемки трагикомической ленты «Дьявол – это женщина», актриса разорвала контракт с Штернбергом, несмотря на то, что именно он сделал из нее звезду мирового масштаба.
Однако карьера актрисы продолжает активно развиваться. Она снимается в первой цветной ленте под названием «Сады Аллаха», потом в вестерне «Дестри снова в седле», триллере «Рыцарь без лат», комедии «Так хочет леди» и других. Актриса много раз пыталась сменить созданный для нее образ, в котором ее привыкли видеть. Зачастую ее старания не приветствуются, зрителю полюбилось ее определенное амплуа, и новая икона стиля ему не по душе.
Большим успехом пользовалась лента «Свидетель обвинения» по роману Агаты Кристи. Ее выдвинули на «Оскар», причем в нескольких номинациях. В этом фильме Дитрих сыграла свою последнюю главную роль. После этого фильмография актрисы пополнилась еще несколькими картинами, но эпизодическая роль в фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо», стала завершающей в ее карьере. В этой ленте актриса исполнила вокальную партию.
Песни
Петь Марлен начала еще в годы обучения в актерской школе Берлина, под руководством одного из лучших преподавателей города. Потом продолжила петь в кабаре, где каждая ее песня становилась шлягером. Первую запись в студии актриса сделала только в 1928-м. Выступления Дитрих пользовались несомненным успехом, хотя она и не обладала сильным голосом. Врожденная музыкальность в сочетании с жестковатым контральто буквально притягивала слушателей. Многие отмечали, что певица поет очень искренне, от души.
Самые лучшие композиции Дитрих составлялись в альбомы и выходили в виде полноформатных пластинок. Ее песни часто становились лучшими хитами года, к примеру, такие, как «Falling in love again», «Lili Marleen», «Laziest Gal in Town», «Song of Song».
Личная жизнь
Своего мужа – администратора картины «Трагедия любви» Рудольфа Зибера, Марлен встретила на съемочной площадке этой ленты. Актриса играла там роль в эпизоде – любовницу председателя суда. На тот момент он был помолвлен с другой девушкой, но это не помешало Дитрих закрутить с ним романтические отношения. Период ухаживаний длился недолго, влюбленные быстро поженились. А уже в 1924-м стали родителями дочери Марии, единственного ребенка актрисы. Девушка пошла по маминому пути и тоже прославилась как актриса. Ее имя – Мария Рива.
Позже Марлен вспоминала, что ее замужество с Рудольфом больше смахивало на анекдот, чем на супружество. После того, как родилась дочь, между супругами прекратилась интимная близость. Через два года они тихо разъехались, и каждый устраивал свою личную жизнь по собственному усмотрению. Но официально они не разводились, так и считались мужем и женой до тех пор, пока в 1976 году не умер Рудольф. Несмотря на наличие штампа в паспорте, Марлен вела бурный образ жизни, у нее была масса романов и поклонников.
Она сводила с ума самых богатых и знаменитых. Среди ее воздыхателей были талантливые и известные люди – актеры Джон Уэйн, Жан Габен, Джон Гилберт, Джимми Стюарт, певец Морис Шевалье, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, бизнесмен Джозеф Кеннеди, отец президента США Джона Кеннеди, режиссер, прославивший Дитрих на весь мир – Джозеф фон Штернберг. Ее внимания добивались писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк, отобразивший ее образ в романе «Триумфальная арка». А вот роман с Хемингуэем так и остался платоническим, они писали друг другу письма, которые впоследствии вышли отдельной книгой.
Родители Марлен были очень религиозными, дочерей тоже воспитывали в атмосфере любви к Богу. Но вера актрисы пошатнулась в годы Второй мировой войны, когда она воочию столкнулась с болью и ужасом. Именно тогда она сказала слова, ставшее крылатой фразой о том, что если Бог есть, он обязан пересмотреть свои планы. Дитрих обожала кино и понимала, какой вклад она внесла в его развитие. Актриса никогда не расставалась со сценическими костюмами, бережно хранила все фото и картины с ее изображением. Чтобы все это уместить, Марлен снимала в банке специальную ячейку, в которую поместилось примерно 25 000 различных предметов и 20000 тысяч фотоснимков. В настоящее время это хранится в Берлинском музее кино.
Смерть
После несчастного случая, который произошел с Дитрих в 1975 году, она перестала показываться на экранах. Артистка вела уединенный образ жизни в своих апартаментах в Париже, ни с кем не общалась, только избранные могли переступить порог ее дома. В это время она писала автобиографическую книгу под названием «Азбука моей жизни», которую напечатали в 1979-м.
На протяжении последних тринадцати лет актриса не вставала с постели, у нее была сломана шейка бедра. Сама по себе травма не представляла большой опасности, но Марлен не захотела ложиться в больницу и отвергла помощь медиков. Постоянное лежачее положение и увлечение спиртными напитками привели к тому, что начались проблемы с почками. Именно по этой причине актриса и умерла 6 мая 1992 года, на 91-м году жизни. Проститься с великой актрисой пришли тысячи поклонников. На гроб Дитрих положили французский и американский флаг и отправили на родину, в Шёнеберг. Знаменитую актрису похоронили на кладбище III Штубенраухштрассе, рядом с матерью.
Память об одной из величайших киноактрис осталась в книгах и документальных проектах. Самой большой популярностью пользуется фильм «Марлен», который вышел еще в 1982-м, при жизни Дитрих. Он снят в жанре аудио-интервью, которое актриса давала режиссеру ленты. Марлен не хотела, чтобы поклонники видели ее в таком печальном виде, поэтому звук пришлось накладывать на кадры видеохроники ранних лет актрисы.
Избранная фильмография
- 1922 Таковы мужчины
- 1923 Трагедия любви
- 1929 Целую вашу руку, мадам
- 1929 Женщина, которая желанна
- 1930 Голубой ангел
- 1930 Марокко
- 1931 Обесчещенная
- 1932 Белокурая Венера
- 1932 Шанхайский экспресс
- 1933 Песнь песней
- 1934 Распутная императрица
- 1935 Дьявол — это женщина
- 1936 Желание
- 1937 Ангел
- 1939 Дестри снова в седле
- 1940 Семь грешников
- 1941 Энергия
- 1942 Так хочет леди
- 1942 Негодяи
- 1942 Нью-орлеанский огонёк
- 1944 Кисмет
- 1946 Мартен Руманьяк
- 1947 Золотые серьги
- 1950 Страх сцены
- 1951 Пресловутое ранчо
- 1957 Свидетель обвинения
- 1961 Нюрнбергский процесс
- 1964 Париж, когда там жара
- 1984 Марлен