Марлен Хуциев — биография
Марлен Хуциев – кинорежиссер, сценарист, зенит славы которого пришелся на советский период. Всесоюзную популярность мастер обрел после выхода на экраны картины «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым и Ниной Ивановой.
После выходы на экраны киношедевра «Весна на Заречной улице» его создатель прославился на всю страну. Романтический фильм об искренних и умеющих горячо любить молодых советских людях покорил миллионы телезрителей и стал классикой отечественного кинематографа. Картину и сейчас с удовольствием пересматривают и продолжают восхищаться талантливой работой знаменитого режиссера Марлена Хуциева.
Детство и юность
Именитый режиссер родился 4 октября 1925 года в Тифлисе, позже переименованном в Тбилиси. Родители мальчика, грузины по национальности, старались идти в ногу со временем и назвали сына Марленом. Это имя является производным от фамилий Карла Маркса и Владимира Ленина, которых в те годы считали великими вождями коммунизма.
Мартын Леванович, отец Марлена, был убежденным коммунистом, безоговорочно преданным идеям социализма. Еще до революции он вступил в ряды большевиков, после участвовал в Гражданской войне. В мирное время Хуциев-старший устроился работать в наркомат по делам торговли.
Мама будущего режиссера, Нина Утенелишвили, была актрисой и происходила из дворянского сословия. Когда мальчику исполнилось три года, родители расстались и мать вместе с сыном переехала в Москву. В столице женщина решила возобновить сценическую карьеру: выступала в театрах, встречалась с коллегами по ремеслу. Маленький Марлен часто оставался один, предоставленный сам себе. Узнав об этом, отец забрал сына обратно в родную Грузию.
К тому времени Мартын Леванович повторно женился, и до семи лет мальчик жил в его новой семье. Так было до 1937 года, пока честного коммуниста, попавшего под каток репрессий, не расстреляли. Хуциев-младший вновь воссоединился с матерью, вернувшейся из столицы в Тбилиси. Когда мальчик пошел в первый класс, учителя отметили его поразительную тягу к прекрасному. Любовь к рисованию и другим видам искусств передалась ему от матери, потомственной аристократки.
В юные годы Марлен всерьез задумывался о профессии художника. В свободное от уроков время много рисовал, а по возможности посещал выставки картин, где мог проводить по несколько часов. Будучи старшеклассником, молодой человек начал готовиться к поступлению в художественную академию, записавшись на специальные подготовительные курсы.
В академию Хуциева не взяли. Расстроившись до глубины души, он решил, как ему тогда казалось временно, поработать на киностудии помощником декоратора. Творческий процесс на съемочной площадке так увлек несостоявшегося художника, что он быстро забыл о своей тоске по кистям и мольберту.
Серьезные изменения в биографии Марлена произошли после окончания Второй мировой войны. Талантливый юноша отправился в столицу, чтобы попытать счастья на вступительных экзаменах во ВГИК. Поступив без особого труда, Хуциев был зачислен на курс Игоря Савченко, автора знаменитых шедевров о Тарасе Шевченко и Богдане Хмельницком. Именитому мастеру удалось раскрыть в юном грузине уникальный режиссерский талант. Как позже вспоминал Игорь Андреевич, Хуциева можно было назвать редким образцом преданного служения искусству.
Режиссерская карьера Марлена Мартыновича началась с малоизвестной картины «Градостроители», снятой им в 1950 году совместно с режиссером Феликсом Миронером.
Кинематограф
Свой самый известный фильм Хуциев снял в 1956 году на Одесской киностудии. Картина «Весна на Заречной улице» сделала его знаменитым на весь СССР, а также добавила популярности исполнителям главных ролей – Николаю Рыбникову и Нине Ивановой. Эта прекрасная работа стала визитной карточкой режиссера, которому удалось мастерски соединить любовную историю и актуальную производственную тему.
Когда на мастера обрушилась всесоюзная слава, ему было чуть больше тридцати лет. Молодой режиссер испытание популярностью выдержал с честью, звездной болезни не подвергся и нисколько не зазнался.
Интересно, что «Весна на Заречной улице» зажгла еще одну звезду советского кинематографа – на тот момент начинающего оператора Петра Тодоровского. В 1970 году Петр Ефимович вновь поучаствовал в проекте Хуциева, теперь уже в качестве актера в военной киноленте «Был месяц май».
Через два года после выхода первого шедевра Марлен Мартынович представил новую работу, которая так же покорила сердца зрителей. Фильм «Два Федора» дал старт актерской карьере Василия Шукшина, воплотившего образ главного персонажа. В роли его возлюбленной выступила актриса Тамара Семина.
В 1959-м режиссер сменил место работы, устроившись на Горьковскую киностудию. Именно здесь появилась его картина «Застава Ильича», судьба которой оказалась крайне непростой. Изначально фильм назывался «Мне двадцать лет», а соавтором гения выступил советский сценарист Геннадий Шпаликов.
Фильм подвергся жесточайшей цензуре, его долго не выпускали в прокат. В центре сюжета были молодые люди-«шестидесятники», чей облик показался критикам не соответствующим представлениям советского человека о современной молодежи. Одним из первых работу разнес Никита Хрущев, заявив, что даже среди положительных персонажей картины нет никого, кто бы «олицетворял нашу замечательную молодежь». Генсек прямо сказал, что в период «развернутого строительства коммунизма» изображение духовных метаний среди молодого поколения в кино недопустимо.
Свидетельство «тлетворного» влияния картины Хрущев усмотрел и в прозвучавших стихах Рождественского, Окуджавы, Ахмадулиной, Вознесенского и Евтушенко, вкрапленных в виде документальных кадров. Оригинальную «Заставу Ильича», которой не коснулись беспощадные ножницы цензуры, показали только перед самым распадом Советского Союза.
В 1965 году Марлен Мартынович перешел на «Мосфильм». В 1966-м вместе с 25 деятелями искусств и науки режиссер подписал открытое письмо генсеку Брежневу против реабилитации И. В. Сталина. Этот шаг Хуциев сделал в том числе по личным мотивам – память о безвинно расстрелянном отце жила в нем до конца жизни.
В том же 1966-м мастер порадовал зрителей очередной работой под названием «Июльский дождь», зарисовки к которой держал в голове еще во время съемок «Заставы». На создателя тут же набросились критики, обвинив его в претенциозности, чрезмерном эстетизме и слабой драматургии. Лента долго пылилась на полке наряду с прекрасными работами гениальных режиссеров Кончаловского, Тарковского и Муратовой. В первый год «Июльский дождь» посмотрело всего три миллиона зрителей, что для советского кинопроката было несущественной цифрой.
Марлен Мартынович внес свой вклад в коллекцию кинокартин о Великой Отечественной войне, сняв пронзительную военную драму «Был месяц май». В 1971 году шедевр получил награду международного фестиваля телевизионных фильмов в Праге.
В начале 1990-х российский кинематограф переживал не лучшие времена – средств на создание качественных картин хватало далеко не у всех, экраны заполонила откровенная «чернуха». Среди всего этого ярко выделялась удивительно чистая философская лента-притча «Бесконечность», созданная талантливым Марленом Хуциевым.
В фильмографии мастера картин не так много – чуть больше десятка, зато каждая из них запомнилась миллионам любителей кино. Небольшое количество выпущенных работ самого режиссера ничуть не смущало: он считал, что все сделал правильно. Каждый свой проект он вынашивал годами, мысленно доводя до совершенства, и только потом воплощал на экране.
«Бесконечность» стала последним художественным фильмом автора – далее последовало еще несколько документальных проектов. Перестав снимать, Марлен Мартынович продолжил преподавательскую деятельность, которой занимался и ранее.
Последний проект Хуциева – документальная лента «Невечерняя», работа над которой продлилась около восьми лет. Денег на съемки не хватало, режиссер тщетно обивал пороги чиновничьих кабинетов, пытаясь выбить хоть какое-то финансирование. Эту проблему мэтр осветил в интервью, после чего к нему обратился некий спонсор с предложением помочь довести дело до конца. Когда в 2018-м фильм был готов к выпуску, режиссер сказал, что объявит имя мецената на премьерном показе. К сожалению, великий мастер сделать этого не успел.
Личная жизнь
Скромный человек и интеллигент до мозга костей, Хуциев предпочитал не обсуждать свою личную жизнь на публике. Единственной спутницей жизни режиссера стала выпускница ВГИКа Ирина Соловьева, ставшая матерью его единственного сына Игоря.
Познакомившись в студенческие годы, молодые люди не расставались всю оставшуюся жизнь. Местом работы Ирины Семеновны была сценарная коллегия на киностудии имени М. Горького, но главным ее призванием стала забота о любимом супруге и сыне.
Игорь Хуциев продолжил дело своего легендарного отца – окончив ВГИК, стал режиссером и сценаристом. Последний фильм режиссера «Невечерняя» создавался с участием Хуциева-младшего.
Своим родителям Игорь Марленович подарил внучку Нину, которая отучилась в МГУ на отделении китайской филологии. В настоящее время девушка живет и трудится в Шанхае.
Смерть
В начале весны 2019 года Марлена Мартыновича госпитализировали в Боткинскую больницу с подозрением на желудочно-кишечное кровотечение.
Диагноз подтвердился, и гениальный творец скончался 19 марта того же года в больничной палате. На момент смерти мастеру было 93 года, он пережил свою любимую супругу всего на два месяца.
Режиссерская фильмография
- 1950 Градостроители
- 1956 Весна на Заречной улице
- 1958 Два Фёдора
- 1964 Застава Ильича
- 1966 Июльский дождь
- 1970 Был месяц май
- 1971 Алый парус Парижа
- 1974 И всё-таки я верю…
- 1983 Послесловие
- 1991 Бесконечность
- 2001 Люди 1941 года