Михаил Ромм — биография
Михаил Ромм – советский кинорежиссер, сценарист, педагог, один из ведущих мастеров советского кино.
Детство и юность
Будущий режиссер Михаил Ильич Ромм родился в семье врачей в Иркутске, куда его родители были сосланы за революционную деятельность отца, бактериолога Ильи Монесовича Ромма. Мать, Трайна Айзиковна, работала стоматологом и воспитывала детей в атмосфере любви к искусству, в частности к театру. Семья имела еврейские корни, а дед Михаила владел типографией в Вильно.
Дата рождения режиссера долгое время вызывала споры. Первоначально указывали 24 января 1901 года (по новому стилю), но в 2007 году были обнаружены документы, согласно которым Михаил родился 21 февраля того же года.
Когда Михаилу было около года, семья переехала в поселок на территории современной Бурятии, где у него появилась младшая сестра Ида. Позже Роммы перебрались в Литву, а затем – в Москву.
О детских годах Ромм вспоминать не любил, особенно уклонялся от разговоров о своем участии в продовольственном отряде в 1918 году. Однако известно, что он учился в гимназии Кирпичниковой, затем поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Позднее он собрал воспоминания о своем детстве в книге «О себе, о людях, о фильмах».
В этой книге он рассказывает, как его отец спасал пинцетом мух, попавших в липкую ленту, и как без ведома сына отнес его скульптурную работу к художнику Петру Кончаловскому (деду Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского). Мастер высоко оценил произведение юного Ромма.
После службы в Красной армии Михаил продолжил обучение – он поступил в мастерскую при ВГИКе, а также во ВХУТЕМАС. В этот период он пробовал себя в литературе: работал в редакции газеты, писал сценарии, переводил зарубежную классику, создавал собственные произведения – от новелл до романов. Впоследствии именно литература и сценарное мастерство привели его в кинематограф, где он достиг признания и стал одной из ключевых фигур советского кино.
Карьера в кино
Путь Михаила Ромма в кинематографе начался с фильма «Пышка» (1934), экранизации новеллы Ги де Мопассана. Картина стала дебютной не только для него, но и для Фаины Раневской, с которой режиссер сохранил теплые дружеские отношения на всю жизнь. Несмотря на это, их совместная работа ограничилась лишь двумя фильмами — «Пышкой» и «Мечтой» (1941), после чего их творческие пути разошлись.
Раневская вспоминала, что во время работы над «Пышкой» влюбилась в режиссера, восхищаясь его талантом, утонченным вкусом и глубоким пониманием атмосферы произведения. Перед Роммом стояла непростая задача — снять фильм всего за 14 дней с минимальным количеством декораций и ограниченным актерским составом. Однако он справился, продемонстрировав выдающееся мастерство режиссуры.
Успех закрепил следующий проект — приключенческая драма «Тринадцать» (1936), после которой последовал «Ленин в октябре» (1937). Этот фильм создавался в сжатые сроки, чтобы опередить конкурирующую постановку Ленфильма. Итог оказался успешным: картину одобрил сам Иосиф Сталин, а затем вышло ее продолжение — «Ленин в 1918 году» (1939). Последнюю даже планировали отправить на Каннский кинофестиваль, но начавшаяся война сорвала эти планы.
По воспоминаниям ученика Ромма, режиссера Григория Чухрая, в своих работах он смело противопоставлял Сталину образ революционного Ленина, жившего в сознании народа. В те времена это считалось опасным вызовом системе, но Ромм не побоялся следовать своим идеям.
В военные и послевоенные годы режиссер сосредоточился на антифашистских фильмах. В 1945 году он создал дилогию о выдающемся русском адмирале Федоре Ушакове, посвященную морским сражениям России конца XVIII века.
В 1960-х Ромм снял два фильма, вошедших в золотой фонд советского кино. Научно-философская драма «Девять дней одного года» (1962), в которой блистали Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Лаврова, стала значимым явлением советского кинематографа. А документальная лента «Обыкновенный фашизм» (1965) привлекла внимание международной общественности. В ней режиссер виртуозно использовал приемы монтажа, сочетая кадры хроники с выразительным музыкальным оформлением и пропагандистской риторикой нацистов, создавая мощный публицистический эффект.
Последний проект Ромма «Мир сегодня» остался незавершенным после его смерти. Ученики режиссера — Марлен Хуциев, Элем Климов и Герман Лавров — доработали его, переименовав в «И все-таки я верю…».
Помимо режиссерской деятельности, Михаил Ильич был выдающимся педагогом. Среди его студентов были будущие легенды советского кино — Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Александр Митта, Сергей Соловьев и многие другие. Его лекции и наставничество оказали огромное влияние на развитие целого поколения советских кинематографистов.
Личная жизнь
Михаил Ромм встретил свою будущую супругу, актрису Елену Кузьмину, во время работы над фильмом «Тринадцать» (1936). К тому моменту она была замужем за режиссером Борисом Барнетом, но чувства, вспыхнувшие между ней и Роммом, оказались сильнее.
Ромм восхищался Кузьминой задолго до их знакомства, пересматривая все фильмы с ее участием. Его нежное отношение к актрисе не ускользнуло от внимания коллег по съемочной площадке, и слухи вскоре дошли до ее мужа. Ревнивый Барнет, известный своим увлечением боксом, явился на съемки, чтобы разобраться с ситуацией. Однако вместо конфликта он столкнулся с утонченным и дипломатичным Роммом, который сумел разрядить обстановку. В итоге Барнет лишь погрозил жене пальцем, посчитав, что угрозы семейному счастью нет.
Но вскоре и Кузьмина влюбилась в Ромма. Хотя режиссер не обладал яркой голливудской внешностью, его сильный внутренний мир и интеллигентность покорили актрису. В 1936 году, после завершения работы над «Тринадцать», они поженились. Несмотря на то, что у пары не было общих детей, их союз оказался прочным и длился почти 35 лет.
Их история любви, полная взаимной поддержки и преданности, была освещена в документальном фильме «Елена Кузьмина и Михаил Ромм. Больше, чем любовь», показанном на телеканале «Культура». Зрители увидели редкие архивные фотографии и услышали воспоминания современников о двух выдающихся деятелях советского кино.
Последние годы и смерть
Михаил Ромм оставался активным в кино до последних дней своей жизни. 1 ноября 1971 года смерть настигла его прямо за работой. Он только что проводил своих учеников — Александра Павловского и Владимира Меньшова — и на мгновение отвлекся от монтажа фильма «Мир сегодня», решив прилечь. Однако больше он уже не поднялся.
В последние минуты рядом с ним находилась его верная спутница жизни, Елена Кузьмина. Предположительно, причиной смерти стал перенесенный в 1967 году тяжелый инфаркт, после которого режиссер так и не смог полностью восстановиться.
Михаил Ильич Ромм был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с женой. Его творчество, педагогическая деятельность и вклад в развитие советского кино оставили неизгладимый след в истории отечественного и мирового кинематографа.
Избранная фильмография
- 1934 — Пышка
- 1936 — Тринадцать
- 1937 — Ленин в Октябре
- 1939 — Ленин в 1918 году
- 1941 — Мечта
- 1945 — Человек № 217
- 1953 — Адмирал Ушаков
- 1956 — Убийство на улице Данте
- 1961 — Девять дней одного года
- 1965 — Обыкновенный фашизм
- 1969 — Живой Ленин
- 1972 — И всё-таки я верю…
- 1972 — Первые страницы (документальный)
- 1980 — Секретная миссия
Сценарист:
- 1930 — Реванш
- 1931 — Рядом с нами
- 1933 — Конвейер смерти / Товар площадей
- 1947 — Русский вопрос
- 1956 — Долгий путь
- 1956 — Обыкновенный человек
- 1963 — Борис Щукин
- 1965 — Обыкновенный фашизм
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.