Милий Балакирев

Милий Балакирев — биография


Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог и один из основателей «Могучей кучки», группы композиторов, оказавших значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века.

Детство и образование

Милий Алексеевич Балакирев родился в знатной русской семье, его отец Алексей Константинович Балакирев (1809—1869) занимал пост титулярного советника. Его детство прошло под знаком благородства и культуры.

С самого раннего возраста обучение музыке началось дома под чутким руководством матери. В десятилетнем возрасте Милий провел летние каникулы в Москве, где всего за десять уроков у пианиста Александра Дюбюка он овладел основными техниками игры на фортепиано. Дальнейшее музыкальное развитие продолжилось в Нижнем Новгороде, где он занимался у Карла Эйзериха, дирижера и пианиста, родом из музыкальной немецкой семьи Эйзерихов. Влияние на молодого Балакирева также оказал А. Д. Улыбышев, знаток музыки, меценат и автор первой русской монографии о Моцарте.

Не получив систематического музыкального образования, Милий вдохновлялся работами таких композиторов, как Шопен и Глинка. Он неизменно восхищался их музыкой, что нашло отражение в его собственных композициях.

Милий Балакирев

После окончания Нижегородского дворянского института в 1853 году Балакирев поступил на математический факультет Казанского университета, где учился в течение почти двух лет. В это время он зарабатывал на жизнь, давая музыкальные уроки. В Казани он создал ряд музыкальных произведений, среди которых фортепианная фантазия на мотивы оперы Глинки «Жизнь за Царя», первый романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro, все это было написано в период с 1853 по 1855 год.

Музыкальное творчество

В 1855 году Милий Балакирев, сопровождаемый А. Д. Улыбышевым, отправился в Санкт-Петербург, где он встретился с Михаилом Глинкой. Знаменитый композитор убедил молодого Балакирева посвятить свои творения разработке музыки в духе русской национальной школы. Балакирев, самоучка в музыке, в 1855 году дебютировал как пианист перед петербургской аудиторией, демонстрируя своё искусство виртуозной игры.

18 марта 1862 года вместе с Григорием Ломакиным он основал «Бесплатную музыкальную школу», которая находилась под патронажем императора. Школа быстро набрала популярность, активно устраивая концерты. В этих мероприятиях Ломакин дирижировал хоровыми и вокальными произведениями, а Балакирев — оркестровыми. Летом 1862 года Милий провёл в Пятигорске, где выступал с концертами в парке «Цветник».

В 1866 году Балакирев был приглашён в Прагу для руководства постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила». Благодаря его упорству и таланту обе оперы имели значительный успех, особенно «Руслан и Людмила».

С осени 1867 по весну 1869 года Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества. В программе преимущественно звучали произведения Гектора Берлиоза и Франца Листа, а также сочинения русских композиторов, таких как Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин и Модест Мусоргский. Несмотря на предложение Николая Рубинштейна занять пост профессора в Московской консерватории, Балакирев отказался, считая, что не обладает достаточными систематизированными знаниями для такой должности.

28 января 1868 года, после ухода Ломакина, Балакирев возглавил «Бесплатную музыкальную школу», и успешно руководил ею до осени 1874 года. Однако в 1870-х годах он был вынужден отойти от музыкальной деятельности и устроился на работу в магазинной конторе Варшавской железной дороги. Собираясь уйти в монастырь, он остался в светской жизни благодаря усилиям священника Ивана Верховского. Возврат к музыкальной карьере произошёл только в конце 1870-х.

В 1881 году он вновь стал директором музыкальной школы и принял вегетарианство. В 1883 году Балакирев был назначен заведующим придворной певческой капеллой, где сосредоточил всё музыкальное руководство в своих руках и активно развивал оркестровый класс, что положительно сказалось на развитии вокальных способностей учеников.

Композитор

Композиторская деятельность Милия Балакирева, хотя и не была многочисленной, заслуживает глубокого уважения. Он автор нескольких значительных оркестровых, фортепианных и вокальных произведений, среди которых стоит выделить следующие. Оркестровые произведения включают музыку к драме «Король Лир» (1860), наполненную увертюрой и антрактами, увертюру на чешские темы (1856), две увертюры на русские темы: первая создана в 1857 году, а вторая — под названием «Русь» — в 1862 году к открытию памятника тысячелетия России в Новгороде. Также им написана увертюра на испанскую тему и симфоническая поэма «Тамара» (на текст М. Ю. Лермонтова), которая впервые была исполнена в 1882 году на концерте Бесплатной музыкальной школы.

Среди фортепианных произведений наибольшую известность получили две мазурки (в As-dur и h-moll), скерцо, а также фантазия «Исламей» на восточные темы (1869), которая является одной из технически наиболее сложных работ для фортепиано и послужила вдохновением для Мориса Равеля при создании его цикла «Гаспар ночи». Произведение «Скарбо» Равеля, по словам композитора, было создано с намерением превзойти сложность «Исламея».

Балакирев также адаптировал для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюру ко второй части «Бегство в Египет» Берлиоза, каватину из квартета Бетховена (оп. 130), «Арагонскую хоту» Глинки. Для исполнения в четыре руки переложил «Князя Холмского», «Камаринскую», «Арагонскую хоту», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Вокальные сочинения Балакирева, такие как романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня»), также пользуются большой популярностью и составляют важную часть его наследия, их число достигает 43 произведений.

Портрет Милия Балакирева

Среди других заметных работ Балакирева — две симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909, завершена С. Ляпуновым), два фортепианных концерта (1855; 1910, также завершён Ляпуновым), множество фортепианных произведений, включая сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы. Особо ценный вклад в русскую музыкальную этнографию составляет «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году.

Личная жизнь и убеждения

Милий Алексеевич Балакирев, значительная фигура в русской музыкальной истории, не был женат и не имел детей, как законных, так и внебрачных. Отношения с женщинами в его жизни остаются неизвестными.

В молодости Балакирев проявлял вольнодумные и атеистические взгляды, даже задумывая написать оперу по роману Чернышевского «Что делать?». Однако к концу 1860-х годов его мировоззрение изменилось: он стал суеверным и начал часто посещать гадалку, что, по словам Римского-Корсакова, привело к его убеждению в существовании сверхъестественных сил и последующему обращению к религии.

Став православным христианином после нервного срыва, вызванного смертью его матери в 1871 году, Балакирев претерпел значительные изменения в образе жизни. Он отказался от употребления мяса, стал исключительно рыбоедом, проявлял большое сострадание к животным, приютя множество бездомных кошек и собак. Балакирев также относился с особым уважением к живой природе, бережно освобождая насекомых на свободу с благословением.

В поздние годы жизни композитор вел уединённый образ жизни, проводя время в молитвах у старинных икон в своём доме, хотя и продолжал организовывать музыкальные вечера. Политические и общественные убеждения Балакирева также изменились; он стал славянофилом и написал несколько патриотических гимнов.

Могила Милия Балакирева

Антисемитизм Балакирева усилился после его религиозного обращения. Он был резко настроен против присутствия евреев в музыкальных учебных заведениях, которыми он руководил, и часто обвинял евреев в исторических и религиозных преступлениях. Эта мрачная сторона его личности стала предметом заметок его современников и друзей, в том числе Римского-Корсакова, который описывал его как человека, в котором смешались христианская кротость и злословие, любовь к животным и человеконенавистничество, что вызывало удивление и непонимание у окружающих.

Смерть

Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года в возрасте 73 лет. За свою долгую и насыщенную жизнь он оставил значительный след в музыкальной культуре России, став одним из основоположников национальной композиторской школы. Тело великого композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге, которое является местом упокоения многих выдающихся деятелей российской культуры. Хотя точная причина его смерти остаётся неизвестной, его жизнь и творчество продолжают вдохновлять и оставаться предметом изучения для многих поколений музыкантов и исследователей.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share