Николай Двигубский — биография
Николай Двигубский – известный во Франции и СССР художник, художник-постановщик.
Его считали загадочной личностью отечественного кинематографа. Николай Двигубский был хорошим художником, он сотрудничал с Кончаловским, Тарковским, Михалковым. Однако его имя стало широко известным не столько после выхода картин, сколько после четырех браков, три из которых он заключил с известнейшими актрисами нашего кинематографа. Его жены – Жанна Болотова, Ирина Купченко, Наталья Аринбасарова, все они до этого были возлюбленными Андрона Кончаловского. В 1980-м он эмигрировал во Францию, и о его судьбе за границей известно немного. Однако самая большая загадка Двигубского – его решение добровольно свести счеты с жизнью.
Детство и юность
Родился Николай Двигубский в Париже 18 ноября 1936 года. Его родители – русские эмигранты, бежали за границу после Октябрьской революции 1917 года. Подобно другим дворянкам, переехавшим во Францию, мама мальчика шила одежду на заказ. Одной из клиенток матери была известная актриса Марлен Дитрих. Родной отец Николая не Двигубский, а совершенно другой человек – Лев Бирюков. Двигубского женщина бросила, ей надоели его постоянные измены. Однако до официального развода дело не дошло, поэтому и сына записали под его фамилией. Многие источники утверждают, что Николай Двигубский – двоюродный брат Марины Влади. Однако сама Марина этот факт не подтверждала, она говорила, что они оба имеют российские корни, только предки Николая жили в Краснодарской губернии, а ее в Курской. В Париже они действительно жили, чуть ли не по соседству, в одном квартале, возможно, поэтому и решили, что они родня.
В Париже Николай учился в Национальной высшей школе изящных искусств. В 1956 году, через три года после того, как умер Сталин, родители приняли решение вернуться домой. Николай переехал вместе с родителями, поступил во ВГИК, получил диплом художника-постановщика. Семья получила настоящий шок от жизни в Советском Союзе. Вначале им предоставили комнату в коммунальной квартире, где проживали простые люди, не привыкшие церемониться ни с кем, а в особенности, с эмигрантами. Мамино ремесло и тут выручило их из бедственного положения. Женщина продолжала шить, и вскоре у нее появилась номенклатурная клиентура – супруги государственных и партийных деятелей, актрисы театра и кино. И только после этого семья получила ордер от отдельной двухкомнатной квартиры.
Работа и личная жизнь
Огромную роль в биографии Николая Двигубского сыграл Андрон Кончаловский, встреча с которым состоялась еще в годы студенчества во ВГИКе. Молодые люди подружились, а спустя некоторое время Андрон пригласил Николая поработать художником-постановщиком в его картинах. Кроме Кончаловского, Николай сотрудничал с Глебом Панфиловым и Андреем Тарковским. Так получилось, что женами Двигубского становились те женщины, с которыми ранее был роман у Кончаловского. Единственная дочь Николая – Катя, предположила, что ее отец очень сильно любил Андрона, они имели одинаковый вкус, им нравились одни и те же женщины.
Первый раз Николай женился на актрисе Жанне Болотовой, еще когда учился во ВГИКе. В веселые годы студенчества Жанна дебютировала в великолепной картине «Дом, в котором я живу». В нее влюбились не только все мужчины страны, но и однокурсники, среди которых оказался и Николай Губенко. Он очень страстно ухаживал за красавицей, но она предпочла ему Двигубского, несколько застенчивого, красивого молодого человека. Их знакомство состоялось во время вечеринки, организованной Кончаловским. Прошло немного времени, и Двигубский предложил девушке руку и сердце. К тому времени Болотова уже рассталась с Кончаловским, и вышла замуж за Николая. Правда, у этого брака оказалась слишком короткая история, супруги развелись, не прожив вместе и года. После этого упертый Губенко праздновал победу, он женился на своей возлюбленной Жанне.
На съемках картины «Дворянское гнездо», куда Андрон пригласил и Двигубского, у режиссера начались романтические отношения с Ириной Купченко, исполнительницей роли главной героини. И снова такое же развитие событий, когда Коналовский расстался с Ириной, Николай предложил красавице актрисе выйти за него замуж. Купченко согласилась, но и их семья долго не просуществовала. Ирина бросила Двигубского и стала женой актера Василия Ланового.
Третья попытка устроить личную жизнь случилась в 1970 году. Художник женился на Наталье Аринбасаровой, бывшей супруге Кончаловского. Они прожили вместе десять лет, стали родителями дочери Екатерины. Девушка выучилась на кинорежиссера. Она запомнила отца, как настоящего интеллектуала, очень замкнутого, немногословного, самодостаточного человека, который даже близким людям не доверял свои переживания и тревоги. Может быть, поэтому в его биографии так много загадок и тайн, которые художник унес с собой в могилу.
Спустя много лет Екатерина Двигубская расскажет о своем счастливом детстве, которое длилось, правда, недолго, до развода родителей. Девочке исполнилось всего шесть лет, когда брак распался. Она осталась с мамой и братом Егором, сыном Натальи Аринбасаровой от первого брака. Наталья много работала, все-таки ей нужно поднимать двоих детей. За Катей некому было присматривать, поэтому матери ничего не оставалось делать, как сдать дочь в интернат, где она пробыла два года. Катя долго обижалась на маму, считала, что та украла у нее детство. Но повзрослев, поняла, что другого выхода из сложившейся ситуации просто не было.
Третий брак Двигубского распался в 1980 году, и он принял решение о переезде во Францию, где спустя некоторое время снова женился. Его избранницей стала француженка по имени Женевьева. Достаточно долго отец и дочь общались исключительно по телефону. Первая встреча родных людей стала возможна только спустя семь лет, с началом горбачевской перестройки. При помощи отца девушка занялась изучением французского языка, который сейчас знает, не хуже родного русского. Николай водил ее по всем парижским музеям, Екатерина научилась разбираться в живописи.
Наталья Аринбасарова тоже поделилась подробностями семейной жизни с Двигубским. Она сказала, что они жили вместе на протяжении десяти лет, Егор считал художника папой, потому что практически не видел родного отца. А в это время родной папа мальчика строил карьеру, снимал новые картины в Голливуде. Когда Николай заговорил о возвращении во Францию, Наталья понимала, что нужно на что-то решиться. Он предлагал уехать вместе, но она боялась рисковать, и не только из-за себя, но и из-за родственников, занимающих высокие посты в партии. Если бы она уехала, то на их карьере можно было бы поставить крест. Поэтому Двигубский отправился сам, и вскоре женился на женщине из Нормандии. Наталья отпустила его без всяких претензий. Она говорила, что в плане быта с ним было совсем непросто, его мысли витали где-то высоко, и заботиться о хлебе насущном для всей семьи приходилось ей самой. После развода с Николаем, и в личной, и в творческой жизни Аринбасаровой произошли перемены в лучшую сторону.
Смерть
Октябрь 2008 года принес печальное известие о художнике. Все родные и близкие узнали о том, что он покончил жизнь самоубийством. 25 октября 2008 года его супруга ушла по своим делам, а Николай поставил пластинку своего любимого композитора Рахманинова, и выстрелил себе прямо в сердце. Незадолго до смерти художник написал свое последнее полотно, довольно необычный, можно даже сказать, странный автопортрет. При первом взгляде на картину в глаза бросался темный фон и светлое, расплывающееся пятно на нем. Но если хорошо присмотреться, то проступают черты лица самого художника, они как будто растворялись и исчезали в темноте.
Свое мнение по поводу самоубийства ее бывшего мужа выразила Наталья Аринбасарова, которая сказала, что все испытали огромный шок от этого известия, что художник вел трезвый образ жизни, не принимал спиртного, его услугами пользовались французские театры, он трудился художником-постановщиком спектаклей. Невозможно понять, что именно заставило Двигубского взять в руки пистолет и поставить точку в своей жизни. Дочь присутствовала на похоронах отца, а вот Наталья не смогла себя заставить, в ее памяти он навсегда остался таким, как был во время их последней встречи перед отъездом во Францию.
Причины, которые заставили Николая Двигубского покончить жизнь самоубийством, так и остались неизвестными. Несколько последних лет он боролся с онкологическим заболеванием, но вышел победителем в этом сражении. Николай проживал в одном из старинных замков Нормандии, никогда не жаловался ни на духовное одиночество, ни на то, что не обрел счастье. Наоборот, во Франции его ценили как высокопрофессионального художника, автора многочисленных эскизов к театральным спектаклям.
Объяснение случившемуся попыталась дать дочь художника, Екатерина Двигубская. Она считала отца превосходным художником, но видела, что в определенный период своей творческой жизни он буквально погрузился в натюрморты. Они были выполнены безупречно, если рассматривать их с точки зрения техники, но для такого художника, как ее отец, были немного «тесноваты» в плане содержания. Она говорит, что в последние годы своей жизни Николай создавал такие картины, при взгляде на которые выступали слезы – мать с ребенком, покаяние, крик боли. Катя твердо уверена, что отец сам придумал для себя этот ад. Если самому себя постоянно сжирать изнутри, то можно добиться создания именно таких вещей. А еще дочь отлично помнит отношение отца к процессу старения. Он панически боялся старости и собственной немощности, хотел оставаться таким же молодым и красивым. Возможно, именно по этой причине он и решил, что 70 лет – это хорошее время, чтобы уйти.
Екатерина много раз возвращалась в тот день, все не могла понять, почему, что все-таки заставило его нажать на курок, и не находила ответа. Она думает, что причина еще и в том, что он нигде не чувствовал себя своим. В окружении русских он выглядел слишком по-французски, а переселившись во Францию, понял, что его все равно воспринимают, как русского сына русских эмигрантов. И это несмотря на то, что он воспитывался, рос и учился в основном не в СССР, а во Франции.