Николай Симонов — советский актёр театра и кино, а также театральный режиссёр, известный своим выдающимся талантом и вкладом в советскую культуру. Он был удостоен звания Народного артиста СССР и награждён тремя орденами Ленина.
Николай Константинович Симонов родился на берегах Волги, в Самаре, 4 декабря 1901 года. Его отец, уроженец Рыбинска, занимался управлением мукомольной компанией, а мать, приехавшая из Саратова, вела домашнее хозяйство.
С самых ранних лет, жизнь будущего актера была тесно связана с культурой и литературой. Родители стремились воспитать Сережу, Колю и Олю в духе высокой интеллигентности и образованности. В их доме всегда находилось множество книг, и дети регулярно занимались музыкой. Творческие вечера стали традицией в семье Симоновых, где гости могли наслаждаться музыкальными выступлениями или участвовать в сценках из сказок, организованных родителями. Каждые выходные семейство посещало местный театр в Самаре.
Обучение в гимназии позволило Николаю реализовать свои актерские амбиции. В стенах школы он дебютировал в спектакле по произведению Александра Островского «Бедность не порок». Параллельно с актерством, у юноши проявился талант к живописи, который отразился в его первых работах, отличавшихся смелостью и выразительностью.
Его страсть к искусству привела его в 1918 году в художественно-промышленную школу. Через три года Николай переехал в Петроград, чтобы продолжить образование в мастерской при Академии художеств под руководством известных художников Аркадия Рылова и Кузьмы Петрова-Водкина.
Однако, несмотря на успехи в живописи, Симонов решил попробовать себя в актерском искусстве, и в 1921 году он поступил на второй курс Петроградского института сценических искусств. Через год он окончательно отдал предпочтение сцене, отказавшись от обучения в академии художеств. В будущем Симонов стал звездой и режиссером Ленинградского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского театра) и руководил Самарским краевым драматическим театром имени М. Горького.
С первых шагов на сцене о Николае Симонове заговорили как о гениальном и весьма выразительном артисте, воплощении нового века и новой жизни послереволюционной России. До вступления в театр он служил год в РККА, где сыграл как партизанских лидеров, так и председателей исполкома.
Кинематографическая карьера Николая Константиновича Симонова началась в 1924 году, когда немое кино достигло своего апогея. В то время советские кинозалы в основном демонстрировали зарубежные фильмы, но среди отечественных произведений также находились выдающиеся работы. В 1927 году Симонов дебютировал в главной роли в фильме Чеслава Сабинского «Катерина Измайлова», снятом по мотивам повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Хотя некоторые части этого немого черно-белого фильма не сохранились до наших дней, лента продолжает привлекать внимание и была показана на фестивале «Кинотавр» в 2011 году. Критики высоко оценивают этот фильм, ставя его выше позднейшей костюмной драмы Романа Балаяна.
В 1928 году Симонов сыграл еще одну важную роль в исторической драме «Кастусь Калиновский», где ему досталась роль вожака восставших крестьян. Режиссером проекта выступил Владимир Гардин. В фильме также приняли участие известные актеры того времени, такие как Борис Ливанов и Николай Комиссаров, а в образе женского персонажа блеснула Софья Магарилл. Фильм стал частью празднования десятилетия Октябрьской революции.
В 1934 году на экраны вышел звуковой биографический фильм «Чапаев», который сыграл значительную роль в продвижении Симонова на международной арене, собрав более 30 млн зрителей. Фильм стал культовым, его показывали во многих кинотеатрах и даже в кинотеатре «Сатурн» в Ленинграде на протяжении двух лет каждый день. «Чапаев» открыл первый Московский международный кинофестиваль и завоевал Гран-при. Картина заслужила высокую оценку Иосифа Сталина и стала любимым фильмом президента РФ Владимира Путина.
«Петр Первый», двухсерийная эпопея по роману Алексея Толстого, вышедшая в 1938 году, собрала 24 млн зрителей и стала одной из вершин карьеры Симонова, который воплотил на экране образ Петра Великого. В фильме снялись такие знаменитости, как Михаил Жаров и Алла Тарасова. Картина была удостоена наград на Всемирной выставке в Париже и продолжает показываться на международных фестивалях.
В 1954 году в советско-болгарском проекте «Герои Шипки» Симонов исполнил роль немецкого политика Отто фон Бисмарка. Фильм, рассказывающий о русско-турецкой войне, был отмечен на Каннском кинофестивале.
«Человек-амфибия», фантастическая драма 1962 года, основанная на романе Александра Беляева, также заслужила высокую популярность, привлекая в кинотеатры 65 млн зрителей и получив призы на международных фестивалях.
Николай Константинович Симонов, выдающийся артист театра и кино, оставался верен традициям домашнего уюта и семейного тепла. За пределами сцены и экрана он был настоящим домоседом, образцом трогательности и нежности для своих близких.
Его жена, Анна Григорьевна Белоусова, в прошлом актриса известного Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина, с любовью и заботой хранила домашний очаг, создавая атмосферу тепла и комфорта.
В их семье было двое детей. Дочь Екатерина и сын Николай, который продолжил семейные традиции служения обществу, став известным врачом-онкологом. Николай Константинович всегда старался уделять своим наследникам максимум времени и внимания, передавая им свои жизненные устои и любовь к профессии.
В начале 70-х годов Николай Константинович Симонов последний раз появился на экране. Роль в детективном телефильме «Последнее дело комиссара Берлаха» рассказывает о швейцарском полицейском, который искал нацистских преступников. Главный герой фильма страдал от рака и скончался в конце истории. Саркастично, но и самому актеру был предрешен подобный конец — у него диагностировали рак, о котором ни он, ни его близкие не подозревали на тот момент.
Во время съемок Симонов начал страдать от кашля, который в жаркое лето не вызывал подозрений у окружающих. Однако, когда актеру стало сложно глотать, его супруга настояла на медицинском обследовании. Зимой был сделан рентген, который обнаружил опухоль пищевода. К сожалению, возможность проведения операции была упущена, и началось длительное лечение, в ходе которого Николай Константинович так и не узнал свой точный диагноз.
Артист скончался в апреле 1973 года. Последний покой великого актера нашел на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Через семь лет после его кончины на могиле был установлен бронзовый бюст, созданный скульптором Карэном Саркисовым. Бюст отлично передает характерную гордую осанку Симонова, ставшую при жизни его фирменным знаком.