Николай Гурьянов — биография
Николай Гурьянов – православный религиозный деятель, протоиерей, поэт. Один из наиболее почитаемых старцев РПЦ конца 20 – начала 21 века.
В Псковской области есть Талабские острова, на одном из которых расположилась деревня Остров Залит. В прежние времена здесь был колхоз имени революционера Ивана Залита, отсюда и название поселения. Около полувека в местном храме служил Богу и людям один из самых уважаемых в христианском мире старцев – протоиерей Николай Гурьянов.
Детство
Родился священник 24 мая 1909 года в Чудских Заходах Гдовского уезда. Родители, православные люди, при крещении дали младенцу имя Николай, в честь святого Николая Угодника. Отец семейства, Алексей Степанович, служивший регентом при церковном хоре, скончался в довольно молодом возрасте. Екатерине Степановне, матери четырех сыновей, пришлось в одиночку поднимать детей. Все сыновья унаследовали от родителя музыкальные способности, а первенец Михаил даже работал преподавателем в консерватории Северной столицы. Все три брата погибли на войне, и Николай остался у матери один. До конца жизни она поддерживала его, помогала в трудах, служении Богу. Скончалась в мае 1969 года.
Юный Николай обладал горячим характером, мог завестись из-за сущей ерунды. Преодолеть себя помогло самовоспитание, и несомненно, истинная вера в Бога. С детства он соблюдал православные традиции, помогал на алтаре в местной церкви, порой совершал паломничества по святым для христиан местам. Еще в ранней молодости он посетил остров Талабск, где впоследствии жил и нес службу многие годы.
Окончив Гатчинский педагогический техникум, Гурьянов решил продолжить обучение и поступил в педагогический ВУЗ Ленинграда. Здесь юноше пришлось выбирать между своими убеждениями и возможностью спокойно жить в государстве, где вера в Бога подвергалась гонениям. Его выступление против закрытия одного из храмов стало причиной отчисления с первого же курса института. Церковь все-же была закрыта, как закрыта и дорога к высшему образованию Николая. К тому же, молодой поборник веры стал объектом наблюдения сотрудников НКВД.
Он вернулся в родную деревню, где пел на клиросе и читал псалмы в местном храме. Кроме того, работал в школе – преподавал детям физику, биологию и математику.
Жизнь старца
Устраивая гонения на верующих, коммунистическая власть не только закрывала церкви, но и преследовала священнослужителей. Многие были сосланы в лагеря, в том числе и Гурьянов. Его обвинили в религиозной пропаганде и до суда держали в одном из самых жестких заведений – ленинградской тюрьме «Кресты». После вынесения судебного решения был сослан в Сыктывкар, в один из лагерей печального известного архипелага ГУЛАГ. Здесь осужденные каторжным трудом искупали свою «вину перед родиной» – строили железную дорогу. Условия содержания заключенных были нечеловеческими, и многие просто не выживали. Тяжелый труд сделал Гурьянова инвалидом – он покалечил обе ноги.
Сведения о дате его освобождения разнятся – по одним данным, это произошло в 1937-м, по другим – в 1942 году. Ленинградскую прописку Николай получить не смог – статус репрессированного не позволял этого. Тогда он поселился в одном из сел под г. Тосно, и стал работать учителем. Здесь Гурьянову, можно сказать, повезло – в деревенских школах была острая нехватка преподавателей, и его приняли даже при наличии в биографии судимости.
Грянула Великая Отечественная война. Учитель-инвалид не был мобилизован по причине негодности. В начале блокады Ленинграда Николай находился на захваченной фашистами территории, и был отправлен в Прибалтику в принудительном порядке.
В этом период Гурьянов принял окончательное решение полностью посвятить себя служению Богу. В начале 1942 года митрополитом Сергием был проведен обряд его рукоположения в сан диакона. Тогда же старец принял обет пожизненного безбрачия – целибат. Окончив курсы богословия, отправился служить священником в женский Свято-Троицкий монастырь г. Риги. После некоторое время наблюдал за соблюдением устава богослужений в Свято-Духовском монастыре Вильнюса.
Большой отрезок жизни Гурьянова связан со службой настоятеля церкви Святого Николая в литовском селе Гегобросты. В 1956 году был посвящен в протоиерейский сан. Как вспоминает Римма Орлова, одна из прихожанок храма, отец Николай был очень светлым человеком. С верующими общался приветливо, службу вел с вдохновением, ненавязчиво приобщая прихожан к богослужению.
Он не был монахом, но житие вел намного более строгое, нежели монашеское. Отказ от телесных наслаждений соблюдал неукоснительно, посвятив себя нравственному и духовному комфорту. Своим беззаветным служением Господу он подавал пример всем людям. Его приход в народе называли «островком православия» внутри католической Прибалтики.
Параллельно со служением настоятель проходил обучение – в 1951 году окончил Виленскую духовную семинарию, а после поступил на заочное отделение духовной академии Ленинграда. В 1958 году отправился служить Господу в храм на острове Талабск. Здесь и оставался до конца своих дней. По свидетельствам близких Николая, место служения указал ему старец, с которым он много общался.
На начало 1960-х годов пришелся самый пик деятельности Хрущева по борьбе с «православным мракобесием». Именно поэтому прибывших на остров старца и его мать приняли настороженно. Со временем кроткий, доброжелательный нрав священника сумел расположить к себе людей, и добрые отношения с местными жителями установились до конца его дней.
Отцу Николаю достался полуразрушенный храм, который он принялся восстанавливать. Своими силами поменял кровлю, покрасил стены. Средства на материалы для ремонта у епархии не просил – все искал самостоятельно. Когда начались первые службы, своими руками пек круглые хлебцы – просвирки, необходимые для церковных таинств. Кроме того, всегда помогал людям, чем мог: присматривал за ребятишками, ухаживал за пожилыми, высаживал деревья.
Несмотря на то, что с жителями острова у отца Николая уже наладились добрые отношения, в первое время службы зачастую проходили без прихожан. Люди попросту боялись идти в храм из-за давления властей. Кто-то из местных составил на старца донос, и на Талабск прибыл человек из властных структур. Он крайне нелицеприятно выражался о религии, грубил и пригрозил, что на следующий же день увезет священника с острова.
Старец провел в мольбах всю ночь, а на утро произошло самое настоящее чудо. На Псковском озере начался шторм, и в течение трех дней с материковой части на остров попасть не было никакой возможности. А потом вдруг властям стало не до Гурьянова, вроде бы забыли о нем.
В 1970-х вести о благих делах отца Николая облетели весь Советский Союз. За пророчествами старца съезжались люди со всей страны. Прибывших незнакомцев отец Николай называл по имени, и никогда при этом не ошибался. Давал людям советы, предупреждал о возможных неприятностях, объяснял, как с ними не столкнуться.
К бесноватым священник относился с особой жалостью – проводил обряды изгнания нечистой силы. Ночи напролет проводил в молитвах об исцелении от смертельных болезней. Проповедуя и давая наставления, отец Николай всегда был предельно тактичен – человеческого достоинства не унижал, к каждому обратившемуся за помощью относился доброжелательно.
В 1988 году Николай Гурьянов был награжден головным убором высшего духовенства – митрой и правом служить литургию с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 году был удостоен высшего протоиерейского церковного отличия – права служения с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш».
Перед распадом СССР и в постсоветское время государство стало поддерживать православные храмы, и количество прихожан отца Николая увеличилось. Почитать его стали не только в России, но и за границей. Так, в одной из провинций Канады с его благословения был основан православный скит.
Многие творческие личности побывали у Талабского старца – Константин Кинчев, Алексей Белов, Ольга Кормухина и другие. Николай Гурьянов стал прототипом главного персонажа фильма Павла Лунгина «Остров». А на рубеже 20-21 веков святой отец сделал предсказание относительно будущего России, истинный смысл которого до сих пор является предметом споров.
Смерть
Старец скончался в августе 2002 года в месте своего служения Богу, на острове Талабск. Проводить священника в последний путь приехало более трех тысяч человек. По словам очевидцев, ракеты и пароходы не справлялись с количеством верующих, желающих добраться до острова и попрощаться с батюшкой. Их было тысячи и тысячи.
Сегодня могила старца – объект паломничества православных верующих со всего мира.
Память
В фильме «Слово истины» режиссера Виктора Рыжко рассказывается, что Талабский старец был приверженцем царебожия, сторонником причисления Иоанна Грозного и Григория Распутина к лику святых. Почитатели отца Николая опровергают подобные версии, ссылаясь на то, что в последние годы жизни батюшка был немощен, а его окружение могло выдавать слухи за его речи. На их стороне и богослов Юрий Максимов, опубликовавший по этому поводу статью в «Благодатном огне». А то, что протоиерей уважительно относился к семье последнего царя, больше похоже на правду.
Учреждено Общество ревнителей памяти праведника Николая Гурьянова. Издательство Сретенского монастыря в рамках проекта «Люди Божии» выпустило книгу «Протоиерей Николай Гурьянов».