Николай Карамзин — биография
Николай Карамзин – историк, представитель эпохи сентиментализма, получивший прозвище «Русский Стерн». Автор «Истории государства Российского», занимал должность редактора «Вестника Европы» и «Московского журнала».
То, что сделал для русской культуры Николай Карамзин, не удавалось до него никому. Он стал реформатором русского языка, создателем «нового слога», который ориентировался не на книжный стиль, а базировался на разговорной речи. Он внедрял европейскую культуру, глубоко чтил российские «древности», его творчество ознаменовало собой целую эпоху, которую Белинский назвал «карамзинским периодом». По мнению того же Виссариона Белинского, Карамзин положил начало многим направлениям в литературе. Его интересовала журналистика, критика, исторические повести, проза и поэзия, и конечно же, изучение истории. И если Пушкина называют «наше всё», то Карамзина по праву можно считать «нашим Всем».
Детство
Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловка недалеко от Симбирска. Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в 16-м веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком, отставным армейским офицером. Детские годы Николая прошли в имении отца.
Вначале мальчика сдали на учебу в частный пансион. В 1778-м он продолжил обучение в пансионе профессора И.Шадена, который преподавал в Московском университете. Этого одаренному мальчику показалось мало, и он два года ходил на лекции, которые вел И.Г.Шварц в том же университете. Отцу очень хотелось, чтобы сын продолжил его дело. Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку.
Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 1784 году. Этот период не прошел для него даром. Молодой человек начал писать, у него появились первые труды. Уволившись из армии, Николай поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи», носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет ее ряды. Писатель прожил в этом городе недолго, переехал в Москву, где вступил в «Дружеское ученое общество». Членом этого общества он оставался четыре года.
Литература
В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции. Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принес ему первую известность. Карамзин стал первым, кто начал писать в таком жанре, поэтому его не зря возвели в родоначальники современной литературы России.
После возвращения в Москву, Николай развивает бурную деятельность. Из-под его пера выходят рассказы и истории, кроме этого он возглавил «Московский журнал». Здесь печатались не только известные авторы, но и талантливая молодежь. Произведения Карамзина – «Аглая», «Мои безделки», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», тоже выходят на его страницах.
Николай писал не только стихи и прозу, ему принадлежало авторство многих рецензий и комментариев к театральным постановкам. Печатал «Московский журнал» и критические статьи. Свою первую рецензию Николай напечатал в журнале в 1792-м, она касалась впечатлений о поэме Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку». Сам Карамзин в это время написал повесть, получившую название «Наталья, боярская дочь».
Николай Карамзин сказал свое весомое слово и в поэзии. Он писал в жанре европейского сентиментализма, который сильно отличался от общепринятой поэзии той поры. Его сочинения не были похожи на оды Державина и Ломоносова, Карамзин стал основоположником нового этапа в развитии российской поэзии.
Стих Николая Карамзина — Прости Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя! Мучительно плениться, Быть страстным одному! Насильно полюбиться Не можно никому. Не знатен я, не славен,- Могу ль кого прельстить? Не весел, не забавен,- За что меня любить? Простое сердце, чувство Для света ничего. Там надобно искусство — А я не знал его! (Искусство величаться, Искусство ловким быть, Умнее всех казаться, Приятно говорить.) Не знал — и, ослепленный Любовию своей, Желал я, дерзновенный, И сам любви твоей! Я плакал, ты смеялась, Шутила надо мной,- Моею забавлялась Сердечною тоской! Надежды луч бледнеет Теперь в душе моей… Уже другой владеет Навек рукой твоей!.. Будь счастлива — покойна, Сердечно весела, Судьбой всегда довольна, Супругу — ввек мила! Во тьме лесов дремучих Я буду жизнь вести, Лить токи слез горючих, Желать конца — прости!
Карамзин восхищался духовным миром человека, в то время как физическая оболочка его мало интересовала. Поэт пользовался так называемым «языком сердца». Его произведения состояли из простых и логичных форм, в них практически полностью отсутствовали тропы.
В 1803-м, по приказу императора Александра I, Николай Карамзин официально получил должность историка. Ни до него, ни после, Россия больше не имела собственного историографа.
Вторая половина жизни писателя была посвящена изучению исторического наследия страны, при этом он был абсолютно равнодушен к государственным должностям.
Свое первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях». В этом труде писатель стал представителем консервативных слоев общества, он пытался рассказать о том, как они относятся к либеральным реформам императора. Он пытался внушить всем, что в России не нужны преобразования. Это сочинение стало преддверием более масштабного труда.
В1818-м Николай Карамзин представил труд всей своей жизни, который озаглавил «История государства российского». Сразу вышло восемь томов, спустя несколько лет в печать попали еще три тома этого творения. Благодаря этой работе, Карамзин стал своим при императорском дворе, у него сложились нормальные отношения и с царем.
По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию. Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершенном виде. Исследователи потом пришли к выводу, что именно Карамзин был первопроходцем в достоверном описании жизни страны.
Впоследствии Александр Пушкин заметил, что историей своего отечества заинтересовались все, включая светских женщин. Это было как новое открытие, казалось, что Карамзин открыл древнюю Россию, как в свое время Колумб Америку.
Книги стали популярными скорее потому, что не были написаны сухим историческим языком. Карамзин выражался красивым слогом, однако ни одно событие не освещал своим личным мнением. Существовали специальные рукописи к каждому тому, где писатель оставлял свои комментарии, давал пояснения к тому или иному событию.
В творческой биографии писателя, поэта и критика Николая Карамзина нашлось место и переводческой деятельности. Сведений об этом сохранилось мало, да и переводами он занимался недолго.
Одним из его трудов стал перевод шекспировского «Юлия Цезаря». Однако цензура книгу не пропустила, поэтому ее просто сожгли. К каждому своему труду писатель оставлял предисловия, где содержалась оценка произведения. Два года понадобилось писателю, чтобы перевести индийскую драму «Сакунтала», которую написал Калидас.
Постепенно творчество Карамзина оказывало влияние на изменение русского литературного языка. Карамзин отказался от церковнославянской грамматики и лексики, в его произведениях звучал разговорный язык. Основой для создания трудов писателя стала грамматика французского языка.
Николай сумел ввести в обиход новые слова, которых раньше не было в русском языке. Благодаря ему, мы сейчас знаем, что означают термины «благотворительность», «достопримечательность», «промышленность», «влюбленность».
Именно Карамзин ввел в язык варваризмы – появилась буква «ё».
О реформаторском творчестве Карамзина возникали споры и разногласия в среде литераторов. Шишков и Державин основали общество под названием «Беседа любителей русского слова», участники которого радели за сохранение «старого» языка. Члены этого общества не раз критиковали Карамзина и Жуковского. Карамзин и Шишков долго были соперниками, но потом стали настоящими друзьями. Благодаря протекции Шишкова Николай Михайлович был избран в Российскую и Императорскую Академию наук.
Личная жизнь
Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении тринадцати лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.
Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо – у нее было слабое здоровье. В марте 1802-го супруга подарила Карамзину дочь Софью. У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной ее смерти. Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой супруге. Дочь София стала фрейлиной, ее друзьями были Лермонтов и Пушкин.
Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его личной жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского. Екатерина родила Карамзину девять детей, из которых трое умерли еще младенцами. В16 лет умер еще один – сын Николай. В1806-м супруга порадовала писателя еще одной дочерью – Екатериной. Ее супругом стал подполковник в отставке Петр Мещерский, а их сын Владимир – известный публицист.
В 1814-м семья пополнилась сыном Андреем. Он окончил Дерптский университет, уехал из России по причине слабого здоровья. Спустя некоторое время вышел в отставку, сочетался браком с Авророй Демидовой. Этот брак был бездетным, хотя несколько внебрачных наследников Андрей Карамзин после себя оставил.
Спустя пять лет Карамзины снова радовались рождению ребенка. На этот раз сына назвали Владимиром, отец очень гордился своим отпрыском, хотя все считали его остроумным и находчивым карьеристом. Эти качества помогли ему поступить на службу в консультацию министра юстиции, получить должность сенатора. В его владении было имение Ивня. Владимир женился на генеральской дочери Александре Дука.
Елизавета тоже стала фрейлиной, ей даже назначили пенсию за то, что она была дочерью знаменитого историка. После смерти матери Елизавете пришлось уехать к Софии, своей старшей сестре. Обе девушки жили у княгини Мещерской.
Елизавета была отзывчивая, добродушная и очень умная девушка, несмотря на то, что фрейлинам приходилось не сладко. По мнению Льва Толстого, Елизавета воплощала в себе «пример самоотверженности». До нашего времени дошли портреты Елизаветы, написанные специальными художниками, потому что фотографии тогда еще только начинали появляться в обиходе.
Смерть
Николай Карамзин умер 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге. Официальной причиной смерти историка и писателя стала обычная простуда.
Он заболел после того, как 14 декабря 1825 года посетил Сенатскую площадь, и доктора оказались бессильны перед этим заболеванием. Местом упокоения Николая Карамзина стало Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Проза
- «Евгений и Юлия»
- «Письма русского путешественника»
- «Бедная Лиза»
- «Наталья, боярская дочь»
- «Прекрасная царевна и счастливый карла»
- «Сиерра-Морена»
- «Остров Борнгольм»
- «Юлия»
- «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
- «Моя исповедь»
- «Чувствительный и холодный»
- «Рыцарь нашего времени»
- «Осень»
- «О дружбе»