Нина Корниенко – советская и российская актриса театра и кино. Известна по ролям в спектакле «Женитьба Фигаро», кинофильме «Место встречи изменить нельзя» и ряду других работ.
Далеко не каждый артист может похвастаться стремительными достижениями и в одночасье обрушившейся на него славой. Есть таланты, которые ждут своего часа десятилетиями. Ждут режиссера, способного увидеть в них харизму, ждут признания капризной публики.
Такой актрисой стала Нина Корниленко, чей творческий багаж содержит относительно небольшое количество работ в кино и театре. Однако каждый созданный ею образ надолго запомнился зрителям, которые сходились во мнении – на месте Корниенко невозможно представить какую-либо другую исполнительницу.
Нина Григорьевна родилась в Соликамске 11 января 1943 года. Как и все семьи тех страшных лет, Корниенко переживали тяжелые времена. Помимо невзгод, связанных с военным временем, на пятилетнюю Нину обрушилось личное горе – умерла мама, заболевшая менингитом. Отец с тремя дочерями остался один.
Вскоре отец женился вновь, и во втором браке появилось еще трое детей. Как сейчас рассказывает актриса, у мачехи был непростой характер. Женщина позволяла себе поднимать руку на падчериц, если те не выполняли ее требования.
Несмотря на тяжелое детство, Нина с ранних лет грезила мечтами о артистической карьере. Среди родственников не было людей, близких к искусству. Поэтому стремлений девочки никто из них не поддерживал. Окружающие относились к грезам будущей артистки с изрядной долей скепсиса.
Творческий потенциал юная Нина реализовывала в местном клубе, которому впоследствии дала определение «глухомань». Окончив в 1960-м среднюю школу, Корниенко присоединилась к труппе Пермского драматического театра.
Тогда еще в театрах особо не требовали от актеров наличия профильного образования. Но соликамская артистка и сама чувствовала, что для полного достижения профессионализма ей не хватает специальных знаний. Она прекрасно осознавала, что без обучения под руководством опытных наставников ее талант попросту угаснет.
Девушка решила отправиться в столицу, поступать в мхатовскую Школу-студию. На одном курсе с Ниной учились Екатерина Градова, Анатолий Васильев, Татьяна Ипыкович. Заветный диплом о высшем актерском образовании студентка получила в 1969 году.
Еще в студенческие годы Корниенко обратила на себя внимание постановщика Валентина Плучека. Режиссер предложил молодой артистке попробовать свои силы на сцене Театра сатиры. Именно на подмостках этого храма Мельпомены и началась творческая биография Нины Корниенко. Дебютной работой провинциалки стала роль Сюзанны в постановке «Женитьба Фигаро».
Со времени первого выхода на сцену прошло всего несколько дней, а о юном даровании уже заговорила вся театральная общественность. Билеты на спектакль с ее участием продавались мгновенно. Став новой примой, артистка не загордилась, сохранив хорошие отношения с коллегами и руководством.
Далее актрису можно было увидеть в спектаклях «Трехгрошовая опера», «Тартюф», «Бег», «Проснись и пой!». Зритель ждал ее появления на сцене, но несмотря на это, режиссеры не спешили приглашать ее на главные роли. Так получилось, что Нина Георгиевна стала заложницей всего нескольких образов. Не нашлось того режиссера, который смог бы в полной мере понять ее творческий потенциал и пригласить в новые, более современные проекты. Справедливости ради стоит отметить, что в своих нескольких ролях Корниенко неизменно появлялась в течение многих лет.
За кулисами шептались, что сделать блестящую карьеру актриса не смогла из-за своего честного и прямого характера. Она нередко вступалась за коллег, пренебрегая своими собственными интересами. Бывали случаи, когда она помогала другим актерам получить заветную роль, хотя могла и сама претендовать на нее. Считается, что Нина Григорьевна упустила свое «золотое время», стараясь помочь другим. С годами предложения ролей становились все более редкими.
Громкой славы Корниенко могла добиться в кинематографе, но и этого не случилось. Кинокарьера актрисы началась в начале 1970-х, когда она с завидной регулярностью снималась в самых популярных проектах. Но не в главных ролях.
В этот период Нина появилась в картинах «Городской романс», «Впереди тень», «Чудак из 5 «Б»». Все это были второстепенные либо эпизодические персонажи.
В 1979-м Станислав Говорухин снял свой легендарный сериал «Место встречи изменить нельзя», который мог восполнить недостаток славы талантливой актрисы. Говорят, что в этой картине у Нины Григорьевны было право выбора роли. Корниенко остановилась на соседке Володи Шарапова по коммуналке, предпочтя этот образ другим. В итоге фильм завоевал всесоюзную любовь, а актриса вновь осталась незамеченной. Прогремела премьера, но Корниенко так и не начала получать интересные предложения от режиссеров.
Известности актрисе добавили киноверсии, снятые по спектаклям Театра сатиры. В них Нина Григорьевна обычно появлялась в бытовых образах: знахарки, бабушки, секретарши, уборщицы, дальние родственницы. Умопомрачительных красавиц и покорительниц мужских сердец ей сыграть почти не довелось.
На государственном уровне талант знаменитости оценили в 1982 году, когда ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. После распада СССР советская звезда стала появляться в картинах, таких как «Королев», «Самозванцы», «Закрой глаза».
Всего Нина Корниенко снялась в более чем двух десятках картин. Особенно зрителям запомнился исполненный ею персонаж в комедии «Рая знает все!».
Близко знакомые с Ниной Григорьевной люди отмечают ее удивительную скромность. Она не любит распространяться о сокровенном, поэтому подробности ее личной жизни окутаны завесой тайны.
Известно, что Корниенко обрела семью в 1970-м, выйдя замуж за телеоператора Льва Стрельцина. Супруг оказался верным спутником жизни, с которым артистка прожила вплоть до его кончины в 2015 году.
В браке родилась дочь Саша, по примеру матери ставшая актрисой. Сейчас Александра Стрельцина входит в труппу театра имени Вахтангова.
Несмотря на скромный образ жизни, Нина Григорьевна не раз становилась объектом сплетен. Ей приписывали роман с Андреем Мироновым, и даже говорили о наличии тому доказательств. Долгие годы артистка никак не комментировала эти домыслы. Первый намек на романтические отношения с гением прозвучал из ее уст в 2018 году.
Тесное знакомство Корниенко и Миронова началось во время работы над спектаклем «Безумный день, или свадьба Фигаро». Любимец дам Андрей в тот момент имел романы с Екатериной Градовой и Татьяной Егоровой, но и Нину он не смог обойти стороной. Поговаривали даже, что актриса ждет от знаменитости ребенка. Эти слухи впоследствии никак не подтвердились.
В настоящее время пожилая артистка редко появляется на экране. Однако сцену старается не забывать, регулярно появляясь в театральных постановках. Все эти годы Нина Григорьевна хранит верность любимому Театру сатиры, хотя официально давно не является членом труппы.
Комментарии
Нина Корниенко - "...проснись и пой" ! Здоровья и долгих лет!
Видел наяву 2 спектакля "Проснись и пой" с Ниной Корниенко (с Г.Менглетом, Т.Пельтцер, Н.Архиповой, Б.Кумаритовым, Н.Конриенко и др.) и еще "Женитьба Фигаро" (с М.Ширвинтом, Т.Васильевой, А.Мироновым, опять же Т.Пельтцер и Н.Корниенко, З.Высоковским и др.) этого театра наяву еще будучи подростком, когда театр летом 1972-го года гастролировал в нашем провинциальном областном центре. Нужно отметить, что в советское время самые именитые театры давали спектакли с самыми именитыми актерами даже в провинциальных областных центрах и вообще больших промышленных центрах, т.с. "приобщая к культуре рабочий класс и трудовое крестьянство". P.S. 2 связанных с этими гастролями интересных на мой взгляд "истории": 1. Гастроли проходили у нас летом в расположенном в городском парке Летнем театре. Было очень жарко и, наверное в связи с этим, делали длительные антракты. Во время антракта я с родителями пошел в кафе на мороженое. И какое же было наше удивление, когда мы там за соседним столиком увидели Т.Пельтцер и Н.Корниенко, которые были там в сценических брючных костюмах. Тем более, что как раз перед этим весной у нас демонстрировался "романтический" советский кинофильм "Городской романс", где в "постельной сцене" с гл. героем, роль которого играл Е.Киндинов, демонстрируя обнаженную грудь (такое почти впервые было в советском кинопрокате, а для подростков это вообще было "событие") играла Н.Корниенко. Причем она там играла, извините, "чесную давалку". И как "удивительно" было мне месяца через 3 мне увидеть ее сидящей за соседним со мной старшеклассником столиком. 2. После этих гастролей у нас в городе ходил коротенький анекдот: Мальчик несколько раз переспрашивает у идущей по парку Т.Пельтцер: "Тетенька, вы Пельтцер?". На что та наконец то отвечает ему (из песни слов не выкинешь): "Мальчик, иди на )(уй". Я знаю, что такой анекдот существует с Ф.Раневской, но у нас на гастролях тогда была не менее эксцентричная (во всяком случае тогда) Т.Пельцер. Вот так.