Нодар Мгалоблишвили — биография
Нодар Мгалоблишвили — актер театра и кино, чье творчество оставило неизгладимый след в истории советского и грузинского кинематографа. Он был удостоен звания Народного артиста Грузинской ССР за свой выдающийся вклад в искусство. Наиболее широкую известность ему принесла роль графа Калиостро в киноленте режиссёра Марка Захарова под названием «Формула любви». Благодаря своему таланту и мастерству актёр смог воплотить образ этого загадочного и многогранным персонажа, завоевав признание зрителей и критиков. Нодар Мгалоблишвили остаётся навсегда в сердцах поклонников и любителей кинематографа благодаря своему великолепному актёрскому мастерству и неповторимой харизме на экране.
Детство
Нодар Александрович Мгалоблишвили родился 15 июля 1931 года в Тбилиси, в семье не обладающей материальным достатком. Его ранние годы были омрачены тяжелыми условиями жизни, а ситуация еще более усугубилась после кончины отца. Семейный столп, после долгого периода бессознательного состояния, скончался в апреле 1950 года.
Того же года, Нодар, завершивший школьное образование и стремившийся к актерскому мастерству, направил свои шаги к Грузинскому политехническому институту, однако не сумел преодолеть порог экзаменов по математике. По приглашению друга, он обратил взор на Тбилисский театральный институт, где его ждало обучение под руководством выдающихся грузинских мастеров педагогики – Акакия Хоравы и Акакия Васадзе.
Окончив обучение, в 1954 году Нодар Мгалоблишвили был приглашен в Тбилисский академический театр имени Котэ Марджанишвили, где первоначально ему доставались роли героев-любовников. Впоследствии режиссеры увидели в нем потенциал для исполнения более сложных, характерных ролей, среди которых преобладали антагонисты.
На сцене театра Мгалоблишвили воплотил в жизнь множество запоминающихся персонажей, среди которых Яго из «Отелло» Уильяма Шекспира, Актер из «На дне» Максима Горького, Освальд из «Привидений» Генрика Ибсена, Хаки Адзбу в спектакле, основанном на новелле Лео Киачели, и Теймураз Хевистави в «Обвале» Михаила Джавахишвили. Нодар Мгалоблишвили неоднократно выражал свою страсть к театральному искусству, подчеркивая, что именно на сцене он чувствует подлинную свободу.
Кино
Дебют Нодара Александровича Мгалоблишвили на кинематографическом поприще состоялся в 1957 году благодаря его участию в киноленте «Последний из Сабудара». Несмотря на то, что актер часто появлялся на экране, его репертуар в основном ограничивался ролями второго плана. Венцом его карьеры стал 1984 год, когда Мгалоблишвили был приглашен к участию в фильме Марка Захарова «Формула любви», где его исполнение роли графа Калиостро вызвало восторги у критиков и зрителей. Марк Анатольевич Захаров высоко оценил талант Мгалоблишвили, назвав его одним из наиболее одаренных артистов Грузии. Сам Нодар Александрович признавал, что образ графа Калиостро стал для него настолько знаковым, что привязался к нему на всю жизнь.
Съемочный процесс фильма «Формула любви» отличался непринужденной атмосферой, в ходе которой актерский состав почти не нуждался в долгих репетициях и многократных дублях. Вопреки ожиданиям, даже перелом ноги Мгалоблишвили не стал причиной замены актера на роль графа, поскольку Захаров убежденно видел в этой роли именно Нодара. Гримерам же приходилось проявлять изобретательность, чтобы скрыть травму в кадре.
После премьеры киноленты актер столкнулся с новым витком популярности и финансовым благополучием, открывшим перед ним новые перспективы в киноиндустрии. Несмотря на предложения перебраться в Москву, Мгалоблишвили решил остаться в Грузии, которую нежно любил.
Одной из запоминающихся ролей Нодара стала работа над образом Барона в российском телесериале «По имени Барон» режиссура Дмитрия Светозарова, где актер сыграл роль властного главаря московской мафии. Эта роль принесла ему сравнения с Алем Пачино и замечания о внешнем сходстве с легендарным актером.
Телесериал «По имени Барон» был удостоен двух премий «ТЭФИ», а сам Мгалоблишвили получил высокую государственную награду – Орден Чести, который, однако, актер решил не принимать.
В 90-х годах, на фоне сложной социополитической обстановки на родине, Мгалоблишвили и его семье пришлось столкнуться с трудностями, вынуждая актера заниматься торговлей автомобильными запчастями на рынке для выживания. Спасением для него стал российский кинематограф, который открыл новые горизонты после успеха многосерийного фильма «По имени Барон». В этот период Мгалоблишвили получает приглашения на исполнение ведущих ролей, в том числе на роль Бородатого в сериалах «Спецназ» и «Спецназ-2», где его персонаж стал прототипом знаменитого Бен Ладена. Также актер принял участие в сериалах «Диверсант» и «Фаворский», демонстрируя свое мастерство в искусстве кинематографа.
Несмотря на яркий акцент, Мгалоблишвили дублировали другие актеры в кино. Так, в фильме «Формула любви» его голосом говорил Армен Джигарханян, а в сериале «По имени Барон» его голосом стал Борис Смолкин.
В 2007 году, после участия в мистическом сериале «Секунда до…», Мгалоблишвили принял решение завершить свою актерскую карьеру. Однако, в том же году, он получает предложение о главной роли в фильме «Исповедь Дон Жуана» режиссера Андрея Бенкендорфа, роль, которая была предназначена изначально Армену Джигарханяну. Из-за внезапной болезни Джигарханян не смог принять участие в съемках, и Мгалоблишвили, несмотря на предварительное решение о завершении карьеры, согласился на участие. Роль Дон Жуана стала одной из значимых в его фильмографии, подчеркивая неиссякаемый талант актера и его вклад в культурное наследие кинематографа.
Личная жизнь
Это было время, когда искусство и талант находили отклик в сердцах зрителей, живущих далеко от шумных городов. В одном из таких мест, среди простых и непритязательных декораций деревенского клуба, произошла встреча, предопределившая всю его дальнейшую жизнь. Среди зрителей были две девушки, одна из которых, живая и бойкая, стремилась познакомиться с молодым и перспективным актером. Но Нодара пленила не она, а ее подруга — тихая и скромная красавица, которая словно олицетворяла собой все те черты, что он искал в спутнице жизни.
Их летняя романтика, полная встреч и прощаний, была похожа на сказку, разыгрывающуюся на фоне знойного кавказского лета. Но, как в любой сказке, было испытание — Нодар так и не узнал адрес своей избранницы в Тбилиси. Тогда он, вооружившись стойкостью и надеждой, каждый день отправлялся на проспект Руставели, вдыхая аромат города и ожидая встречи с любимой. И вот, в сентябре, судьба наконец улыбнулась ему — встреча, которая перевернула все его представления о счастье.
С тех пор их пути не разделялись. Июль 1956 года ознаменовался их бракосочетанием, а через год в их семье раздался детский смех — родился сын. Этот ребенок стал символом их любви, укрепляя и без того крепкие узы между супругами.
Жена Нодара, работавшая экономистом, стала его опорой и смыслом жизни, а их семейное счастье расцвело еще ярче с появлением внучек. Мгалоблишвили, несмотря на свои достижения в профессиональной сфере, всегда считал своей главной ролью быть заботливым отцом и дедушкой. Любовь и нежность, с которой он вспоминал о своей жене, превратили его в символ верности и однолюба, воплощение идеала, который в современном мире кажется всё более редким.
Причина смерти
Закат жизненного пути Нодара Александровича Мгалоблишвили наступил в его родном городе Тбилиси, где он и провел свои последние годы. 26 марта 2019 года этот выдающийся актер ушел из жизни, оставив после себя значительное наследие в мире кинематографа и театра. Согласно сообщениям грузинских масс-медиа, к сожалению, долгое и тяжкое заболевание стало причиной его кончины.
Несмотря на утрату, имя Нодара Александровича Мгалоблишвили остается неотъемлемой частью культурного пространства Грузии и весьма уважаемо в кругах кинематографистов и театралов. Его вклад в искусство, мастерство перевоплощения и неповторимый талант продолжат вдохновлять будущие поколения актеров и режиссеров, а его роли останутся в памяти благодарных зрителей.
Избранная фильмография
- 1958 — Последний из Сабудара
- 1964 — Дети моря
- 1977 — Берега
- 1978 — Кентавры
- 1984 — Формула любви
- 1984 — Иванко и царь Поганин
- 1986 — Капитан «Пилигрима»
- 1986 — Труженики моря
- 1989 — Катала
- 1991 — Любовь на острове смерти
- 1991 — Московские красавицы
- 1994 — Серп и молот
- 2003 — Спецназ
- 2004 — Диверсант
- 2004 — Чудеса в Решетове
- 2011 — Возмездие