Одри Тоту — французская актриса театра и кино.
Одри Тоту появилась на свет 9 августа 1976 года в небольшом французском городке Бомон. Она родилась в семье стоматолога Бернара Тоту и учительницы Эвелин Тоту, которая также была активным членом Ассоциации по борьбе с неграмотностью. Одри была старшей из троих детей в семье — у нее есть младший брат и сестра.
Семейные отношения были теплыми и доверительными. Родители ласково называли детей, и Одри, благодаря своей миниатюрной фигуре и выразительным глазам, получила от отца прозвища «капелька» и «олененок». На момент взросления она была невысокой — всего 160 см при весе 47 кг. С ранних лет Одри интересовалась зоологией и мечтала посвятить свою жизнь приматологии. Однако, несмотря на увлечение изучением обезьян, она успешно окончила музыкальную школу, освоив игру на фортепиано и гобое. Помимо музыкальных занятий, она посещала театральную студию, что стало для нее важным увлечением в детстве.
Когда Одри исполнилось 17 лет, она переехала в Париж, где продолжила свое образование. Она поступила в известную школу актерского мастерства «КурФлоран» и одновременно училась на филологическом факультете Сорбонны. Именно в этот период она окончательно поняла, что хочет стать актрисой. Чтобы оплачивать свое проживание и продолжать участвовать в кастингах, Одри устроилась работать секретарем.
Актерский дебют Одри Тоту состоялся в середине 90х годов, когда она впервые появилась на экранах в телефильме «Сердце мишени». Впоследствии актриса снималась в ряде сериалов и короткометражных фильмов, исполняя преимущественно эпизодические роли. Однако в 1998 году она сыграла Трейси в популярном французском детективном сериале «Жюли Леско», что стало важным шагом на пути к её дальнейшему успеху.
В том же 1998 году Одри Тоту попала на кастинг полнометражного фильма «Салон красоты “Венера”», режиссёром которого выступала актриса Тони Маршалл. Одри опоздала на прослушивание, и её чуть было не отправили обратно. Но, проявив невероятную эмоциональность, девушка разрыдалась перед постановщицей, что позволило ей всё же получить шанс на участие. После первого дубля её утвердили на роль Мари. Эта романтическая комедия принесла создателям несколько престижных наград, а Одри получила свою первую премию «Сезар» в категории «Лучшая начинающая актриса».
Настоящим поворотным моментом в карьере Одри стала её главная роль в фильме «Амели», который навсегда изменил её творческую биографию. Режиссёр Жан-Пьер Жене изначально писал сценарий для английской актрисы Эмили Уотсон, известной по фильму Ларса фон Триера «Рассекая волны». Однако Уотсон отказалась от участия, и режиссёру пришлось искать новую исполнительницу. Просматривая фотографии молодых актрис, Жене без колебаний выбрал Одри Тоту.
Фильм «Амели» стал феноменом, породившим настоящую волну популярности. Поклонники мелодрамы называли своих дочерей в честь главной героини, а кафе «Две мельницы», где по сюжету работала официантка Амели, превратилось в культовое место на Монмартре. Картина номинировалась на девять премий «Оскар» и завоевала сердца зрителей по всему миру. В 2002 году Одри Тоту получила свою вторую премию «Сезар», а также награду «Люмьер» в категории «Лучшая актриса первого плана».
В 2002 году актрису пригласили на главную роль в мелодраме Летиции Коломбани «Любит — не любит», где её партнёрами по съёмочной площадке стали Самюэль Ле Бьян и Изабель Карре. Эта романтическая комедия окончательно закрепила за Тоту амплуа мечтательной и утончённой красавицы.
Следующим важным этапом в карьере Одри стала её работа с Жан-Пьером Жене в исторической драме «Долгая помолвка» (2004). Режиссёр, работавший над этой идеей более десяти лет, изначально видел в роли главной героини Жюльет Бинош. Однако роль Матильды досталась Тоту, которая за свою игру была номинирована на очередную премию «Сезар».
Вскоре Одри приняла участие в голливудской постановке — триллере Рона Ховарда «Код да Винчи» по одноимённому роману Дэна Брауна. В главных ролях также выступили Том Хэнкс и Жан Рено. Фильм собрал $147 миллионов за первые три дня международного проката, но столкнулся с критикой со стороны религиозных организаций и кинокритиков, которые назвали картину затянутой.
Одним из следующих успешных проектов Одри стала французская комедия «Роковая красотка» (2006), где её партнёром по съёмкам выступил Гад Эльмалех. В этой истории о случайной встрече охотницы за богатыми мужчинами и обычного бармена актриса вновь показала свою многогранность.
В 2007 году Одри Тоту снялась в драме «Просто вместе» режиссёра Клода Берри, где её партнёрами стали Гийом Кане и Лоран Стокер. В фильме актриса сыграла героиню со своими причудами, продолжая линию своих предыдущих ролей. В интервью Одри не раз упоминала, что всегда выбирает роли, руководствуясь интересом к персонажу, а не стремлением к материальной выгоде.
В 2009 году на экраны вышел биографический фильм «Коко до Шанель» режиссёра Анн Фонтен, в котором Одри исполнила роль знаменитой модельера Габриэль Шанель. Кинолента была посвящена жизненному периоду Коко, связанному с Артуром Кэйпелом, трагически погибшим в автокатастрофе. Этот фильм получил премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов, а Одри была номинирована на премии BAFTA и «Сезар».
В 2012 году состоялась премьера романтической комедии «Нежность», где Одри сыграла роль Натали, сотрудницы офиса, чьи отношения с коллегой по имени Маркус стали центральной темой фильма. Её партнёром на съёмочной площадке был Франсуа Дамьен.
Актриса продолжала удивлять своей способностью перевоплощаться в разных персонажей. Она исполнила роли Валентины, любящей жены и матери, в исторической драме «Вечность»; ассистентки постановщика Навель в комедии «Ночь в Париже»; и Симоны, жены знаменитого океанолога Жака-Ива Кусто, в драме «Одиссея».
Одри Тоту также удостоилась высокой награды — в апреле 2016 года она была награждена орденом Почётного легиона, высшей наградой Франции, и получила звание рыцаря. Помимо актёрской карьеры, Одри активно занимается музыкой, изобразительным искусством и фотографией. Она является участницей оркестра Оверни, где продолжает играть на гобое, а также представила свою серию автопортретов на выставке фоторабот в рамках французского фестиваля Rencontres d’Arles в Париже в 2017 году.
Одри Тоту по праву считается воплощением французского шарма и элегантности, хотя в повседневной жизни она предпочитает неприметный, скромный стиль одежды. Её появление на мировых экранах мгновенно привлекло внимание зрителей, вызвав волну моды на короткие стрижки и стройные, почти хрупкие фигуры.
Каждое её перевоплощение с тщательностью копировалось поклонницами, однако сама актриса, казалось, не обращала на это внимания. Вместо следования трендам, она предпочитала посвятить своё свободное время необычным увлечениям. Одним из таких стало осуществление давней детской мечты: Одри отправилась в Индонезию, чтобы изучать поведение обезьян в одном из крупных природных заповедников страны.
Её фарфоровая кожа, едва заметный макияж и простая укладка волос лишь усиливали образ «вечного подростка», который Тоту не спешила менять. Она не следовала строгим диетам, но её фигура при этом оставалась неизменно стройной.
В начале своей карьеры Одри часто сравнивали с великими итальянскими актрисами Анной Маньяни и Джульеттой Мазиной. А после выхода фильма «Роковая красотка» её стали называть французской версией кинодивы Одри Хепбёрн, в честь которой, кстати, она была названа при рождении. Однако сама Тоту всегда подчёркивала независимость своего образа и отмечала, что в создании своих героинь она руководствуется исключительно внутренними ощущениями, а не стремлением копировать кого-либо.
Особая глава в её карьере связана с работой над фильмом о Коко Шанель, которая открыла ей двери в мир высокой моды. После этой роли Тоту стала лицом бренда Chanel, сменив на этом посту Николь Кидман. Сегодня Одри заслуженно называют «музой Шанель», продолжая восхищать своими работами и оставаться эталоном стиля и элегантности.
Одри Тоту остаётся незамужней и бездетной, тщательно скрывая детали своей личной жизни. Французская актриса редко делится личной информацией, избегая публикаций, которые могли бы стать поводом для слухов. Даже её фан-страничка в «Инстаграме» не предоставляет поводов для сплетен, так как на ней практически отсутствуют снимки из личной жизни.
Тем не менее, в начале своей карьеры Одри попала под внимание папарацци, которые засняли её в компании молодого человека на морском побережье. На опубликованных в Сети фотографиях актриса была запечатлена в купальнике, что вызвало ажиотаж. Ходили слухи о том, что журналисты предлагали €100 тыс. за интервью с её спутником, однако никаких дальнейших подробностей так и не появилось.
Во время съемок фильма «Амели» партнёр Одри, актёр и режиссёр Матье Кассовиц проявлял к ней романтический интерес, однако их отношения не переросли в роман. На протяжении некоторого времени без доказательств в прессе ходили слухи о том, что Тоту состояла в гражданском браке с музыкантом Матье Шедидом, однако никаких официальных подтверждений этой информации не последовало.
В настоящее время Одри Тоту находится в творческом отпуске, однако её вклад в мировое кино остаётся значимым и востребованным. В 2021 году кинокомпания «Пионер» устроила показ культового фильма «Амели» в честь 20-летия его выхода в кинотеатрах Краснодарского края. Эта акция позволила вновь окунуться в атмосферу полюбившейся многим романтической истории.
Прокатчики напомнили зрителям о высоких оценках, которые получил этот фильм за годы с момента его премьеры. В частности, 11 лет назад, в 2010 году, картина «Амели» заняла второе место в рейтинге «100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке» по версии авторитетного издания Empire. Этот успех ещё раз подчеркнул важное место, которое занимает фильм в культурном наследии мирового кино, а также закрепил за Одри Тоту статус звезды международного масштаба.