Ольга Остроумова — биография
У этой актрисы очень непростая судьба, поэтому она стала знаменитой только благодаря исключительной силе воли и мужественному характеру. Ольга Остроумова всегда воплощала на экране колоритных персонажей, несгибаемых и сильных духом. Именно за это она получила любовь миллионов зрителей, которые ждут от актрисы новых интересных работ.
Прославилась Ольга Остроумова после премьеры фильма «Доживем до понедельника», а потом закрепила свой успех в картине «А зори здесь тихие».
Детство
Родилась Ольга Остроумова 21.09.1947 года в маленьком городишке Бугуруслан недалеко от Оренбурга. Семья девочки была большая и очень дружная. У Ольги было две сестры – Рая и Люда и брат Георгий. Их дом располагался недалеко от церкви, в нем было тепло и по-домашнему уютно. Отца звали Михаил Алексеевич, он был учителем физики и занимал должность регента при церковном хоре. Несколько поколений мужчин этой семьи были священниками, дедушка Ольги тоже имел духовный сан. Мама была домохозяйкой. Ольга любила свой дом и семью, и вынесла из детства только самые светлые воспоминания о том времени.
Остроумова всю жизнь помнила совместные чаепития на небольшой, уютной веранде, игру духового оркестра по воскресеньям, семейные застолья – эти воспоминания поддерживали девушку в трудных жизненных ситуациях.
Ольга хорошо училась в школе, была прилежным и послушным ребенком. Первый контакт с миром искусства произошел в десятилетнем возрасте. Мама повела девочек в театр, на постановку с участием своей подруги. Девочка была по-настоящему счастлива, и это ощущение праздника в душе осталось у нее на долгие годы.
У Ольги появилась мечта – стать актрисой, которая очень удивила родителей, но они не стали отговаривать дочь. Окончив школу в 1966-м, девушка уехала в столицу, чтобы поступить театральный институт.
Она выбрала ГИТИС, и была твердо уверена, что у нее все получится. В дорогу мама дала дочери свежеиспеченные пирожки и свое благословение. Никто даже и не предполагал, настолько важным оно будет для девушки, ведь ей предстояло преодолеть очень трудный путь к своей мечте.
Ольга впервые оказалась в большом городе, чужом и незнакомом, где не было ни одного родного человека. Она еле нашла институт, в который попала лишь под вечер, и чуть не опоздала на прослушивание. Остроумова успешно сдала все экзамены, хоть это было очень не просто. Ее приняли с первой попытки и зачислили на курс к В.А.Вронской.
Театральная карьера
Первым театром в биографии начинающей актрисы стал московский ТЮЗ, куда ее приняли в 1970-м, после получения диплома ГИТИСа. Эта сцена стала началом успешной карьеры. Ольга отдала этому театру три года, в совершенстве освоив за это время актерское мастерство. Через 3 года из театра ушел режиссер П.Хомский, который был ее первым наставником. Ольга тоже сменила сцену, выбрав на этот раз театр на Малой Бронной. Она попала туда с легкой руки своего сокурсника Андрея Мартынова.
Обстановка в этом театре была очень теплая и дружеская. Режиссер Дунаев помог актрисе освоиться с репертуаром, и вскоре она была задействована во многих постановках. Затем руководителем театра стал А.Эфрос, с которым у актрисы сложились отличные отношения.
Кроме Остроумовой в основной труппе театра была целая плеяда известных артистов – Олег Даль, Алексей Петренко, О.Яковлева. В этот период Ольга много играет, она задействована в спектаклях «Враги», «Веранда в лесу», «Лето и дым». В 1984-м Эфрос ушел из театра, вслед за ним покинула эту сцену и Остроумова. Новым местом ее работы стал Театр миниатюр, под руководством М.Левитина.
Остроумовой достался репертуар ушедшей в декретный отпуск актрисы Любови Полищук. Первой работой Ольги в новом театре стала постановка «Здравствуйте, господин де Мопассан». Ей дали роль Маргариты в «Мастере и Маргарите», но спектакль так и не вышел по причине болезни режиссера.
И снова Ольга Остроумова меняет место работы. На этот раз выбор пал на Театр им.Моссовета. Первую роль она получила в спектакле «Вдовий пароход», режиссера Г.Янковской. Она сыграла Анфису. В этом театре актриса узнала, что такое скандалы и зависть коллег по сцене. Труппа была не в восторге от новой актрисы, и начала строить всевозможные козни. Но Остроумову не так легко выбить из седла – она была очень сильной и волевой, поэтому не стала опускаться до уровня выяснения отношений с коллегами и мстить им за нелюбовь к себе.
В этом же театре Ольга была задействована в постановке «Мадам Бовари», сыграв главную роль. Эта работа принесла заслуженную награду – премию им.Станиславского. У актрисы было много ролей, но самыми любимыми в этом театре она считает постановки «Белая гвардия», «Учитель танцев», «Вишневый сад», «Серебряный век».
Фильмы
Биография в кино актрисы Остроумовой началась с картины «Доживем до понедельника», которая стала настоящей классикой отечественного кинематографа. Ей досталась роль первой красавицы класса – Черкасовой. Этот образ пришелся по душе многочисленным поклонникам актрисы, особенно мужчинам. А вот настоящую всесоюзную любовь Ольга познала после выхода фильма «А зори здесь тихие», в котором сыграла Женю Камелькову.
Эту ленту смотрели не только в Союзе, но и далеко за его пределами. После этой картины Остроумова получила массу предложений от разных режиссеров, но всем отказала. Дело в том, что все персонажи были похожи на ее Камелькову, а актрисе не хотелось зацикливаться в одном амплуа.
Сама Остроумова любит картину «Василий и Василиса», и свою героиню Василису считает лучшей своей работой в кино. В 1975-м вышла картина «Любовь земная», где Ольга сыграла Маню Поливанову, ставшую впоследствии одной из самых любимых ролей. Вскоре после этой работы, Остроумовой предложили сняться в фильме «Судьба», режиссера Евгения Матвеева. Эти две картины были награждены Золотыми медалями им.Довженко и Государственной премией Советского Союза.
Сотрудничала Остроумова и с режиссером Эльдаром Рязановым. Он пригласил ее на съемки картины «Гараж», где ей предстояло стать профессорской дочерью. Актрисе не очень нравился ее персонаж, потому что она никогда не относила себя к золотой молодежи. Ей хотелось стать незаметной, потому что на фоне тех звезд кинематографа, которые снимались в этом фильме, она чувствовала себя малоопытой и неуверенной начинающей актрисой. В картине можно было увидеть В.Гафта, Ию Савину, Вячеслава Невинного, Лию Ахеджакову.
После выхода картины «Гараж», Ольга два года не снимается, отдавая все время и силы театру. Затем зрители снова увидели любимую актрису в лентах «Не было печали» и «Безумный день инженера Баркасова». В 90-х фильмографию актрисы пополнили семь замечательных работ, среди которых выделяется картина «Змеиный источник». Примечательна она тем, что в этой ленте у Остроумовой отрицательный персонаж – директор школы.
Очень удачными получились последние работы актрисы. Это роль в триллере с элементами мистики «По ту сторону волков», где Ольга стала супругой главного героя, сыгранного блестящим Валентином Гафтом. И еще одной работой гордится актриса Ольга Остроумова – ролью княгини Марии Долгоруковой в сериале «Бедная Настя». Актриса долго думала, браться ей за эту роль или нет, но вскоре ее любовь ко всему новому победила, и эксперимент оказался очень удачным.
Личная жизнь
Первый раз Ольга Остроумова вышла замуж за однокурсника из ГИТИСа Бориса Аннабердыева. Но они были слишком молоды и легкомысленны и вскоре разошлись. Впоследствии Борис сделал себе карьеру на киностудии «Туркменфильм», где работал в качестве режиссера-кинодокументалиста.
В 1973-м Ольга вышла замуж во второй раз. Она влюбилась в Михаила Левитина, писателя и режиссера. В 1975-м у них родилась дочка Ольга, в 1983-м сын Михаил. Супруги назвали детей своими именами. Дочка пошла по маминым стопам и стала актрисой, сын – режиссером, как папа. Их брак длился 20 лет, но все равно дал трещину и в 1993-м супруги развелись. Дети были не в восторге от решения мамы, особенно когда в их жизни появился третий супруг Остроумовой – Гафт.
В 1996-м Остроумова стала официальной женой Валентина Гафта, с которым счастлива по сегодняшний день. Дети подросли и приняли мамин выбор. С Гафтом их связывает уважение и взаимопонимание.
Ольга Остроумова считает свою личную жизнь трудной, но счастливой, ведь у нее есть все, что нужно женщине – любимый муж, дети и внуки.
Избранная фильмография
- 1968 Доживём до понедельника
- 1972 А зори здесь тихие…
- 1977 Судьба
- 1979 Гараж
- 1982 Не было печали
- 1989 Женщины, которым повезло
- 1990 Очарованный странник
- 1994 Уснувший пассажир2002 По ту сторону волков
- 2003 Бедная Настя
- 2008 Адмиралъ
- 2019 Ван Гоги