Олег Басилашвили — биография
Имя этого актера вписано золотыми буквами в историю отечественного кинематографа. И это не является преувеличением, ведь Олег Басилашвили создал целый ряд удивительных образов, и стал настоящим мастером перевоплощения. На кого же из своих персонажей он больше всего похож – подступного Юрия Самохвалова, жалкого Платона Рябинина, мрачного Воланда? Пожалуй, ни на кого, ведь в жизни он совершенно другой, а реалистичность этих персонажей достигалась исключительно благодаря актёрскому мастерству великого Басилашвили.
Всесоюзная слава пришла к Олегу Басилашвили вместе с его отрицательным героем Юрием Самохваловым из «Служебного романа». Несмотря на то, что персонаж был отрицательным, у актёра появились многочисленные поклонники.
Детство и юность
Родился Олег Басилашвили 26 сентября 1934 года в Москве. Отца звали Валериан Басилашвили, он занимал должность директора Московского техникума связи, мама Ирина Ильинская прославилась в области филологии, выпустила учебник русского языка для педагогов, была автором нескольких книг. Не менее известными были и их предки. Дед по материнской линии – Сергей Ильинский, был архитектором, автором проектов нескольких храмов. Дед по отцовской линии – Ношреван Басилов, служил полицейским надзирателем в Тифлисе. Прадед Кайхосро Басилов владел землями в селе Карби. Только отец носил фамилию Басилашвили, все остальные родственники были Басиловыми, но в переводе с грузинского звучание у них было одинаковым – потомок Басила.
Семья Басилашвили была большая и дружная. Кроме родителей, у Олега был сводный брат Жора, бабушка и дедушка, все вместе они жили в одном из старых домов Покровки. Главенство в семье принадлежало бабушке. Именно Ольга Николаевна следила за поддержанием порядка и чистоты в доме, создавала уют и комфорт. Женщина много времени проводила с внуками, вплотную занималась их воспитанием, даже иногда наказывала их, но не слишком сурово.
В годы войны семья Басилашвили эвакуировалась в Тбилиси. Самым сильным воспоминанием тех лет оказалось чувство голода, которое преследовало мальчика всегда. К тому же ослабленный организм Олега плохо сопротивлялся разным заболеваниям, и он подхватил туберкулез, который едва удалось преодолеть. Очень многие в те годы умирали именно по этой причине. В войну пропал и старший брат Олега – Георгий. Он получил звание капитан, был ранен, лечился в госпитале, и после ранения направлялся в тыл, но до места назначения так и не доехал. С тех пор его никто не видел.
Вернуться в столицу получилось в 1943-м. Олег продолжил учебу в третьем классе школы №324. Учиться он не любил, и вся школьная обстановка навевала на него грусть-тоску. Басилашвили совершенно не дружил с точными науками, чтобы подтянуть свои знания по алгебре, он просиживал над ней по несколько часов, и в итоге запустил все остальные предметы. Так он и перекатывался с тройки на двойку, до самого окончания школы.
В выпускном классе Олега обвинили в неблагонадежности, потому что он осмелился похвалить одно из запрещенных произведений – «Золотой телёнок». За такие вещи можно было запросто загреметь со школы, но историю благополучно замяли. А вот художественную академию Олегу закончить не дали, его обвинили в постимпрессионизме и поперли из учебного заведения.
Но такие удары судьбы никак не уменьшили тягу паренька к прекрасному. Ещё подростком он увлекся МХАТом, старался не пропускать ни одной премьеры, и очень быстро понял, что тоже хочет стоять на этой сцене. Он уговорил друга записаться в художественную самодеятельность. Они попали в любительскую труппу, которую сколотило Министерство внешней торговли. Участие в постановках стало хорошим стартом, Олег приобрел некоторые навыки, но чтобы реализовать свою мечту, необходимо было учиться. Басилашвили решил поступать в театральный вуз, и остановил свой выбор на Школе-студии МХАТ. Ему повезло стать студентом с первой попытки, к тому же его наставником стал известный Павел Массальский. Преподаватели не давали спуску будущим актёрам, требовали от них дисциплины и порядка, поэтому студенческие годы не оставили после себя ощущения вечного праздника.
Фильмы
После получения дипломов, все студенты получили распределение по театрам страны. Не стал исключением и Басилашвили и его супруга Татьяна Доронина. Они получили направление в Сталинградский областной драмтеатр, и несмотря на мечты остаться в столице, были вынуждены отправиться по месту службы. Но вскоре их «ссылка» закончилась, в труппе театра было предостаточно своих артистов, ролей им почти не давали, так что их деятельность в этом городе закончилась спустя три месяца.
Олег Басилашвили впервые засветился в кино в 1956-м, в картине «Невеста». Но роль была совсем незначительной, и зрители даже не запомнили молодого актёра.
Басилашвили с женой оказались в Ленинграде, и поселились у родителей Татьяны. Их приняли в труппу Ленкома, который в то время славился своим репертуаром. Олегу в этом театре понравилось всё – режиссер, дружелюбный коллектив, радушно принявший новичков, возможность реализовать себя в профессии.
Но прошла всего пара месяцев, и молодые люди решили уйти в БДТ, по приглашению режиссера Георгия Товстоногова. Вернее, он приглашал Доронину, а она дала согласие с одним условием – с ней должен перейти и Басилашвили, причём он должен был сразу получить серьёзную роль. Олег вскоре был задействован в постановках, но это было совершенно не то, о чём ему мечталось. Он был обычным артистом, со стандартной внешностью, единственным его преимуществом был рост. Режиссёр не видел его в ключевых образах, поэтому достаточно долго артисту приходилось довольствоваться эпизодами. А вот Доронина стала настоящей звездой БДТ, она задействована почти во всех постановках, причем ей доверяли образы главных героинь. Уже в те годы она считалась ведущей артисткой.
Кинематографическая биография Басилашвили в то время тоже не была успешной. После дебюта в 1956-м, наступило затишье, которое прерывалось редкими ролями в эпизодах. Только в 1966-м артист стал получать предложения от режиссёров. Прорывом стал его герой Лахновский из «Вечного зова», после которого Олега заметили, и засыпали предложениями. В 1967-м он снялся в картине «День приема по личным вопросам», где ему достался центральный персонаж.
После успеха в кино начала развиваться и театральная карьера Басилашвили. Товстоногов наконец-то рассмотрел в нем характерного артиста и стал задействовать в заметных образах. Это были в основном комедийные персонажи – Хлестаков, Джингль, Мамаев. Пик театральной карьеры Олега Басилашвили пришёлся на 70-е годы.
Сотрудничество с БДТ оказалось очень длительным и плодотворным. Артист до сих пор выходит на его сцену, несмотря на то, что он уже давно не молод и не так хорош собой. В настоящее время с его участием выходят четыре спектакля – «Квартет», Дядюшкин сон», Копенгаген», «Лето одного года».
Громкая всесоюзная слава пришла к артисту в 1977-м, как только первые зрители смогли посмотреть картину «Служебный роман», в котором Олег предстал в роли Самохвалова. Актёрский состав картины был звёздным, и это тоже сыграло свою роль в её популярности. Олега стали узнавать на улице, и называли не иначе, как по имени его персонажа. Его герой очень отрицательный, обычно зрители зацикливаются на положительных образах, но Самохвалов стал исключением из правил.
В 1979-м Басилашвили сыграл в картине Георгия Данелия «Осенний марафон». Этот фильм помог артисту не стать заложником образа антигероя, потому что его нынешний персонаж был абсолютно бесхарактерным и мягкотелым. В этой ленте Басилашвили встретился на съёмочной площадке с Натальей Гундаревой, Евгением Леоновым, Мариной Нееловой, Норбертом Кухинке.
В 1982-м вышла ещё одна звездная картина с участием Басилашвили. Эльдар Рязанов снял фильм «Вокзал для двоих», где актёру пришлось перевоплотиться в Платона Рябинина, положительного героя, судьба которого преподнесла ему такой серьёзный урок. Картина пришлась по душе, а персонаж Басилашвили принёс ему новую волну славы и народной любви.
В 1985-м Олег стал полковником Костенко в многосерийном проекте «Противостояние». Его герой упорно преследует нацистского прихвостня, который проявил особую жестокость в годы войны.
Кризис 90-х годов, который выбил из привычной колеи многих артистов, практически не коснулся Олега Басилашвили. Он по-прежнему снимается, и продолжает воплощать на экране образы главных героев, как в картине «Предсказание», снятой Эльдаром Рязановым. После этого была лента «Сны», в которой Олег стал большим политиком.
Карьера Олега Басилашвили продолжала успешно складываться. Его фильмография ежегодно пополнялась несколькими удачными проектами. В 2005-м артиста пригласили на съемки ленты «Мастер и Маргарита», по одноименному произведению Булгакова. Басилашвили очень органично вжился в образ мрачноватого Воланда. Образ Маргариты достался молодой талантливой актрисе Анне Ковальчук. В других ролях были задействованы звёзды отечественного кино.
В последнее время Олег Басилашвили редко радует поклонников новыми работами. С его участием вышло немного сериалов, самыми заметными среди которых стали «Хуторянин» и «Новая жизнь».
В 2015-м артиста пригласили на съемочную площадку киноальманаха «Без границ».
Личная жизнь
Первый раз Олег Басилашвили женился в 1955-м на своей однокурснице Татьяне Дорониной. Они были молодыми, влюблёнными, весёлыми студентами-третьекурсниками, которым казалось, что у них впереди долгая семейная жизнь. Но спустя всего восемь лет, они поняли, что чувства испарились, и решили подать на развод. Супруги сумели сохранить нормальные отношения, и не предъявлять другу другу претензии и обиды. Детей в этом браке не было.
Через некоторое время Олег Басилашвили встретил женщину, которая полностью изменила его личную жизнь. Это была журналистка Галина Мшанская. На протяжении двух лет они были гражданскими супругами, а потом официально оформили свои отношения. В этом браке у актёра родились две дочери – Ольга и Ксения. Супруги прожили вместе много лет, и в 2011-м отпраздновали золотой юбилей. Праздник был скромным, на нем присутствовали только самые родные – дочери и внучка Мариника, которая родилась в 2009-м. У девочки очень редкое имя, и в переводе означает госпожа Победа. В 2013-м семья пополнилась ещё одним членом – у Ксении родился мальчик, названный Тимофеем.
Общественная позиция
Олег Басилашвили не только известный актер, но гражданин, который не остается в стороне от жизни общества. У него есть своё мнение, касающееся Крыма, и действий, разворачивающихся на полуострове. Актёр высказывает открытое неодобрение действиям правительства России в отношении Украины. В 2015-м он поделился своим мнением по этому вопросу с изданием «Гордон», высказав всё, что думает о нынешнем президенте, о захваченном Крыме и накале напряжения между странами. Басилашвили не приемлет войну ни в каком её виде, он твёрдо убеждён, что её разжигают российские и украинские пропагандисты, а народ стал жертвой дезинформации. Он призвал россиян с уважением относится к тем деятелям культуры, которые не поддерживают президента Путина в вопросе Крыма и не боятся высказывать своё мнение по этому поводу.
Имя Олега Басилашвили отсутствует в так называемом украинском «черном списке», ему разрешен въезд в Украину. Но Басилашвили считает, что такие списки просто не нужны.
Олег Басилашвили сейчас
Много времени артист уделяет политике, при этом практически полностью ушел из профессии. В 2016-м он поддержал партию «Яблоко» на выборах в Госдуму.
В начале 2017-го актёра пригласили на программу «Мой герой», затем он принял участие в творческих вечерах под названием «Первые воспоминания».
Избранная фильмография
- 1939 — Подкидыш
- 1974 — Выбор цели
- 1977 — Служебный роман
- 1977 — Смешные люди!
- 1979 — Осенний марафон
- 1988 — Большая игра
- 1993 — Сны
- 2002 — Азазель
- 2005 — Мастер и Маргарита
- 2007 — Ликвидация
- 2008 — Марево
- 2009 — Вербное воскресенье
- 2015 — Без границ