Архимандрит Павел — биография
Архимандрит Павел – настоятель Верхне-Никульского храма (Некоузский район, Ярославская область), один из последних старцев.
Детство
Павел Груздев родился в 1910 году 23 января (по паспорту 3 августа 1911 года). Место его рождения – деревня Большой Борок, которая тогда относилась к Мологскому уезду Ярославской губернии.
Отец Павла был крестьянином, но работал не на земле, а в мясной лавке в Мологе, куда был откомандирован еще мальчиком. Семья Груздевых была многодетная: Павел был старшим, также было еще три сестры. Груздевы были состоятельными людьми: у них были земли, скот, добротный дом.
С началом Первой Мировой войны в личной жизни Груздевых начались трудные времена. Отец Александр был призван на фронт, мать осталась одна с тремя малолетними детьми.
В 6 лет мальчик был отправлен в Афанасьевский женский монастырь. Там его приютили инокини Елена и Ольга, а также монахиня Евстолия. Они приходились мальчику родственниками – Ольга была родная сестра его отца, а две сестры бабушки отца Павла также были монахинями Афанасьевского монастыря. Два года мальчик работает пастухом, затем его переводят петь на клирос.
Во время пребывания в монастыре Патриарха Московского Тихона, он благословил восьмилетнего Павла на ношение подрясника.
Юность
До 20 лет Павел прожил в Афанасьевском монастыре и покинул его только после его закрытия в 1930 году. Но уже до этого, в 1917 году монастырь был преобразован в Афанасьевскую трудовую артель. Павел оставался жить в артели в качестве сельскохозяйственного работника.
В монастыре была организована зональная семеноводческая станция. Год 1929 был объявлен «Годом великого перелома», началась коллективизация, индустриализация, отказ от политика НЭПа. Кардинально изменилось отношение власти к церкви: от пропаганды власть перешла к прямому насилию.
Павел нашел себе новое пристанище – Хутынский монастырь в Нижегородской губернии. Здесь Алексий Симанский благословил юношу на ношение рясофора. В Нижегородский монастырь он попал не случайно – за молодого человека ходатайствовал бывший сослуживец отца Павла, принявший монашеский постриг именно в этом монастыре.
На два года Хутынский монастырь стал убежищем для Павла. Он служил на клиросе, следил за порядком у раки с мощами преподобного Варлаама и работал на Деревяницкой судостроительной верфи.
В 1932 году закрылся и Хутынский монастырь. Павел вернулся в родную деревню Большой Борок, устроился на Государственную селекционную станцию и работал на ней до 1938 года.
В 1935 году было принято решение о строительстве Рыбинского и Углического гидроузлов. Под затопление попало более 700 населенных пунктов, в том числе и деревня Большой Борок.
Вместе с родителями Павел переселяется в село Тутаево. Он нашел себя работу на базе «Заготскот». Не оставлял они и церковную жизнь: пел в церковном хоре, регулярно посещал Леонтьевскую церковь.
Годы гонений
Весной 1941 года Павла Груздева арестовали. Сотрудник НКВД втерся в доверие к простодушному и искреннему молодому человеку, выведал его религиозные взгляды. Уже на следующий день, 13 мая Груздева, иеромонаха Николая и еще более десятка человек арестовали.
Арест был связана с делом архиепископа Варлаама. В миру он носил имя Виктора Ряшенцева. Он окончил Казанскую духовную академию, преподавал богословие, был инспектором Уфимской духовной семинарии. Занимал должность ректора Полтавской духовной семинарии, автор ряда значительных богословских трудов. Был арестован в 1929 году по делу организации «Истинное православие» и освобожден в 1933 году.
Повторный арест случился осенью 1940 года. Под давлением следователей НКВД он оговорил более двадцати человек. Был приговорен к расстрелу, который затем был заменен на 10 лет лагерей.
Следствие установило, что Павел Груздев в течение нескольких лет являлся участником антисоветской группы в Тутаеве. Его уличили в размножении антисоветских стихотворений, хранил мощи и сотни изображений святых.
Несколько человек, арестованных вместе с Груздевым было расстреляно. Среди них иеромонах Николай Воропанов, игуменья Олимпиада Пальчикова.
Сам же Груздев долгое время находился в заключении в одиночной камере. Затем его перевели в крошечную камеру в которой содержалось несколько десятков человек. Они страдали от тесноты, нехватки пищи и свежего воздуха.
Сотрудники НКВД не церемонились с Павлом – он подвергался регулярным избиениям. В итоге его приговорили к шести годам лагерей с поражением прав на три года.
До 1947 года он находился в Вятлаге. Условия содержания в лагере были исключительно тяжелыми. Заключенные работали в холоде, без нормального питания и медицинского обслуживания. Кроме того, охранники и начальство лагеря относилось к осужденным крайне жестоко. Избиения и моральные издевательства были привычным делом.
Положение Павла Груздева усложнялось еще и тем, что он был политическим заключенным. В лагере же содержались уголовники, которые не уступали в жестокости охранникам лагеря.
Отец Павел часто вспоминал, какие мучения пришлось испытать ему в то время. Важно то, что вспоминал он это со светлой радостью, всегда находя в тех страшных событиях нечто важное, то что научило его думать, не сдаваться и не предавать свою веру.
Немного улучшилось положение заключенного после назначения его обходчиком узкоколейной железной дороги. Плюс этой должности был в том, что он получил статус бесконвойного. Он получил право не только самостоятельно выходить в тайгу, но и посещать находящиеся рядом поселки.
Это дало ему возможность собирать в лесу грибы и ягоды, что поддерживало его силы – питание в лагере было крайне скудное. Как настоящий христианин он делился запасами со всеми нуждающимися, менял его на хлеб.
В 1947 году Груздев был освобожден. Павел вновь возвращается в Тутаев, живет с родителями и работает в Горкомстройконторе.
В 1949 году над Павлом Груздевым вновь сгущаются тучи. Его вновь арестовывают по делу архиепископа Варлаама. На этот раз его отправляют в ссылку: на вольное поселение в Казахскую СССР. Время поселения определено не было.
Условия проживания в поселении были более мягкими. Павел проживал у пожилой супружеской пары, помогал ему по хозяйству. Также он работал в облстройконторе. Одновременно Груздев был уставщиком и чтецом в соборе святых апостолов Петра и Павла.
Доброжелательный, трудолюбивый, исполнительный, благочестивый, мудрый – таким его запомнили жители Петропавловска. В 1954 году Груздева освободили как невинно осужденного. Многие просили Петра остаться в Петропавловске, завести семью и продолжить работу, но он отказался и вернулся в Тутаев к родителям.
Дорога к пастырству
После возвращения в Тутаев, Груздев поступил на работу в Горкомстройконтору. В его обязанности входили уход за зелеными насаждениями и дорогами. Одновременно он продолжает служить чтецом и петь на клиросе в Воскресенском соборе. С 1954 по 1956 год политика государства по отношению к церкви приобретает более мягкие формы. Груздев дважды подает прошение о рукоположении в священный сан, но получает отказ.
В 1957 году приходит время очередного витка в антирелигиозной борьбе. В это трудное время Павел Груздев принимает на себя священный сан. В марте 1958 года в Феодоровском соборе Ярославля епископом Исаия он был положен сначала во диакона, а затем в пресвитера.
Зная, что страну опять накрывает волна антирелигиозных выступлений, он не только не порывает с церковью, но и становиться священнослужителем. И это после стольких лет лагерей, горького опыта, полученного за 15 лет гонений!
В 1961 году архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим постриг Павла в монахи. Судьба привела Павла в церковь села Борзово Рыбинского района. Служил он там недолго, хотя искренне хотел связать свою жизнь с этим местом. Но храм закрыли. Затем стал настоятелем Троицкой церкви в селе Верхне-Никульском Некоузского района. Ему было представлено три прихода на выбор. Но в один не понравился ему, в другом он пришелся не по нраву старосте. Так он остался в Троицкой церкви.
Служение в селе Верхне-Никульское
Ему была выделена холодная маленькая сторожка для проживания. Храм был бедный, все требовало ремонта, было сыро – сказалась близость вод Рыбинского водохранилища. Отец начал приводить церковь в порядок. С начала прихожан было мало, но затем своей искренней и долгой службой стал привлекать все больше и больше людей. Уже в 70-е годы остановка у храма называлась «Отец Павел», а не Верхне-Никульское.
В 1963 году Павел получает наперсный крест, еще через три года становится игуменом, в 1971 году награждается палицей, еще через пять лет – крестом с украшениями.
В 1983 году получает сан архимандрита.
Служению этой церкви он отдал 32 года своей жизни.
В 1992 году, будучи 82 –х летним старцем, Павел Груздев оставляет село Верхне-Никульское и возвращается в Тутаев. За свою длинную жизнь от не нажил никаких сбережений. Поэтому, не имея даже собственного жилья, он ютится в сторожке при Воскресенском соборе.
В конце жизни он ослеп, но несмотря на это продолжал вести проповедническую деятельность, принимал людей, что шли к нему со всех концов страны.
Отец Павел скончался в 13 января 1996 года и покоиться на Леонтьевском кладбище Тутаева.
Могила отца Павла пользуется почетом у прихожан. Поклониться ему едут паломники из разных уголков России, а на могиле регулярно служатся панихиды.
Великий старец
Жизненный путь отца Павла был прост и сложен одновременно. Он прошел все трудности, с которыми сталкивался верующий человек в нашей стране в XX веке. Закрытие монастырей, клевета, лагеря, избиения. Но эти мытарства не озлобили его. Наоборот, именно в них он духовно окреп, получил бесценный жизненный опыт.
Павел Груздев стал известен за пределами своего района. Что вело к нему людей?
Все страждущие получали от отца Груздева утешение и полезные советы при разрешении жизненных вопросов. Доброе участие, понимание, любовь встречали люди у старца.
Он не просто учил христианской любви, а всей своей жизнью был примером для прихожан. Не нотации, а притчи и истории из собственного богатого жизненного опыта лежали в основе его поучений.
Отец Павел – провинциальный священник, который не имел богословского образования, значительную часть жизнь он провел в лагерях, лишениях и тяготах. В его биографии много страшных моментов, о которых он помнил до конца своих дней.
Но он всегда выделялся своим духовным своеобразием. Среди его прихожан можно было найти людей разного уровня достатка, положения в обществе, образования. И каждый стремился поговорить с отцом Павлом, потому что он умел найти подход ко всем приходящим, каждый становился его духовным воспитанником.
Особое внимание нужно уделить его проповедям. Они всегда были просты и наглядны. Отец Павел вспоминал случаи из жизни, говорил языком красочным, был эмоционален и в то же время – близок каждому.
«Чистый, открытый сердцем» – так говорили о нем прихожане. «Поразительно свободный человек» – еще одно мнение о старце тех, кто видел и беседовал с ним.
На основании рассказов и встреч с отцом Павлом было издано много книг. Например, «Родные мои», «Самый счастливый день», «Последний старец: жизнеописания архимандрита Павла (Груздева).