Пласидо Доминго — биография
Пласидо Доминго (полное имя Хосе Пласидо Доминго Эмбиль) – испанский оперный певец, тенор и баритон, дирижер и пианист, генеральный директор Лос-Анджелесской оперы.
Один из величайших теноров нашего времени Пласидо Доминго является рекордсменом по длительности певческой карьеры. Он стал легендой оперной сцены ещё при жизни благодаря невероятному трудолюбию, мощнейшему голосу и потрясающей харизме.
Детство
Пласидо Доминго родился 21 января 1941 года в Мадриде. Его отец Пласидо Доминго и мать Пепита Эмбиль были артистами сарсуэлы. У отца был прекрасный баритон и феноменальная память, которой обладает и его сын. От матери, басконки по национальности, обладавшей прекрасным сопрано, Пласидо-младший унаследовал удивительное обаяние. В 1942 году у него появилась сестра Мария Хосе.
Переехав вместе с детьми в столицу Мексики Мехико, родители будущей звезды основали собственную труппу. В 16 лет Пласидо уже выступал в труппе родителей как вокалист и дирижёр. Но в целом он рос обычным испанским мальчуганом, которому хотелось быть то тореадором, то вратарём футбольной команды. И дня не проходило, чтобы он не гонял мяч во дворе. Свою привязанность к футболу он сохраняет по сей день, чему свидетельством его неоднократные выступления на футбольных мероприятиях.
Первые выступления
В 14 лет Пласидо Доминго поступил в Мексиканскую национальную консерваторию, где осваивал вокал, игру на фортепиано и дирижирование. Освоив основы исполнительского искусства, он дебютировал в труппе своих родителей с партией Борса в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Чуть позднее ему доверили более солидную партию – капеллана в премьерной постановке оперы Ф.Пуленка «Диалоги кармелиток» на мексиканской сцене. Доминго, когда он поступал в консерваторию, и в постановках родительской труппы выступал как баритон. Но как-то его пригласили в спектакль другой труппы подменить заболевшего тенора, с этого времени он стал исполнителем в двух диапазонах.
Поскольку Доминго очень рано женился и стал отцом, ему пришлось браться за любую работу, чтобы прокормить семью. Тогда-то он и стал проявлять свою феноменальную работоспособность. Он пел в мюзиклах (чаще всего – «Моя прекрасная леди» и «Весёлая вдова»), исполнял небольшие роли в телевизионных постановках, сочинял фоновую музыку для новых театральных постановок, подыгрывал на фортепиано артистам гастролирующих балетных трупп и даже подрабатывал в барах тапёром. В погоне за заработком он освоил профессии: продюсера, создав авторскую музыкальную программу на новой радиостанции Мехико; педагога, обучая хор для исполнения сарсуэлы; аранжировщика, обрабатывая музыку популярных американских поп групп для мексиканских звукозаписывающих компаний.
Большая сцена
Дебют Пласидо Доминго на сцене «Palacio de Bellas Artes» в Мехико состоялся в сентябре 1959 года. Он исполнил партию Борсы в опере «Риголетто». Тогда же распался его первый наивный брак. Какое-то время ему приходилось исполнять партии компримарио в операх «Диалоги кармелиток», «Турандот», «Тоска».
Свою главную роль на большой сцене Доминго исполнил, когда ему было всего 20 лет. В мае 1961 года он дебютировал в роли Альфредо в «Травиате» Д.Верди на сцене театра в Мотеррее. В ноябре того же года он выступил в Далласе (США) с партией Артуро в опере «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Вскоре он снова женился и уехал в Тель-Авив. Там он благополучно проработал три сезона в Израильской национальной опере.
В 1965 году Доминго с супругой вернулся в Мексику, а через полгода его пригласили в Нью-Йорк сити оперу, где он проработал несколько сезонов. После открытия нового Линкольн-центра, на котором певец исполнил партию Альберто на премьере «Дона Родриго» Альберта Хинастеры, на Доминго обрушилась масса приглашений в лучшие оперные театры мира. Он выбрал Европу и выступил сначала в «Тоске» Д.Пуччини на сцене Гамбургской оперы, затем на подмостках Венской оперы в постановке «Дон Карло».
Триумф
В 1968 году Пласидо Доминго дебютировал на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Это произошло по воле случая. Певца за два часа до начала спектакля попросили подменить самого Франко Корелли в партии Маурицио в опере Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр». Исполнительницей партии французской актрисы была Рената Тебальди. И хотя публика пришла слушать Корелли, спектакль произвёл мощное впечатление на зрителей. Оказалось, что малоизвестный тенор не только обладает восхитительным тембром, но и владеет драматическим талантом, мастерством перевоплощения. Так Метрополитен-опера заполучил новую звезду, а Доминго обеспечил себя работой на ближайшие сорок лет. Без него не обходится ни один сезон театра.
Став знаменитостью, последующие четыре года Доминго выступал в театрах Гамбурга, Вены, Эдинбурга, Милана, Вероны, Мадрида, Сан-Франциско и Лондона. В 1969 году он был удостоен чести открывать сезон в Ла Скала, театра, который приглашает на свою сцену только артистов первой величины. Перед выступлением Доминго испытывал внутренний трепет, ведь эта сцена видела самых великих оперных исполнителей мира. Его ждал заслуженный успех.
С 1970-ых годов стало популярным устраивать совместные выступления звёзд оперной сцены. В «Бале-маскараде» Д.Верди Доминго первым спел дуэтом со знаменитой Монсеррат Кабалье.
В 1973 году он дебютировал как дирижёр в опере «Травиата» в оперном театре Нью-Йорка.
В 1982 году Доминго впервые снялся в полнометражных фильмах Франко Дзифферелли «Травиата» и «Паяцы» в тандеме с великолепной Терезой Стратас, а в «Сельской чести» – с Еленой Образцовой. В 1984 году вышел драматический фильм режиссёра Франческо Рози «Кармен», в 1986 году – художественный кинофильм-опера «Отелло», поставленный Дзеффирелли. Последний номинировался на премию «Оскар». Даже Лоуренс Оливье сказал, что Доминго в роли Отелло также хорош, как он сам.
В 1990 году в Риме произошло беспрецедентное событие для любителей музыки. При закрытии чемпионата мира по футболу состоялось выступление Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Коррераса с арией Nessun Dorma. Вырученные средства по инициативе Хосе Коррераса были направлены в фонд борьбы с лейкемией. Проект «Три тенора» был настолько резонансным, что певцы повторили совместное выступление на трёх последующих чемпионатах мира и на протяжении нескольких лет устраивали концертные туры по всей Европе. Особенным успехом пользовались песни «Санта Лючия» и «О соле мио». Диск «Три тенора» стал самым продаваемым альбомом в истории продаж записей классической музыки.
Теноры стали хорошими друзьями и всегда с удовольствием работали вместе. Проект «Три тенора» закончил своё существование, когда в 2007 году не стало Лучано Паваротти.
До разразившегося в 2019 году скандала Доминго являлся директором сразу двух американских театров – Национальной оперы Вашингтона и Оперы Лос-Анджелеса. На правах директора в 1999 году он одним из первых пригласил на американскую сцену Анну Нетребко.
Одним из выступлений артиста на спортивном мероприятии было исполнение песни на китайском языке вместе с певицей Сун Цзуин на закрытии Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
Музыковеды отмечают, что у артиста нет любимых ролей. Он и сам говорил, что больше всего любит ту оперу, в которой поёт сегодня.
Выступления в России
С 1974 года Пласидо Доминго стал частым гостем Москвы и Санкт-Петербурга. Он приезжал с концертами или как участник торжественных мероприятий.
В декабре 2012 года гостям и жителям столицы посчастливилось слушать дуэт Доминго и Каррераса на благотворительном концерте в Храме Христа Спасителя.
В 2013 году на открытии новой сцены Мариинского театра Доминго выступил в роли дирижёра и исполнителя. Он спел партию Набукко в постановке по одноимённой опере Д.Верди.
В 2018 году в поддержку Чемпионата мира по футболу певец выступил на Красной Площади в Москве, исполнив две песни сольно и одну в дуэте с Ильдаром Абдразаковым.
В феврале 2020 года Доминго стал участником постановки «Симон Бокканегра» на музыку Д.Верди в Мариинском театре, исполнив ведущую партию. А в октябре он впервые дирижировал симфоническим оркестром Большого театра. В процессе его гастролей в Москве режиссёр Николай Сергеев снял документальный фильм «Пласидо Доминго. Возвращение в Большой».
Личная жизнь
В первый раз Пласидо Доминго женился, когда ему было всего 16 лет. Его избранницей была мексиканская пианистка Анна Мария Герра. В этом браке в 1958 году родился сын Хосе. Оба молодых супруга полагали, что это у них на всю жизнь, но ранний брак оказался вещью ненадёжной.
Со своей нынешней супругой, оперной певицей Мартой Орнелас, Доминго был знаком по консерватории. Поскольку певица была из богемной семьи, жила в фешенебельном районе Мехико и подавала большие надежды, прекрасно владея своим лирическим сопрано, Доминго пришлось её долго добиваться, даже петь серенады под окнами. Соседи, порой, вызывали полицию, а те, надо отдать им должное, всегда позволяли исполнить песню до конца. Пласидо и Марта поженились в 1962 году. У супругов родилось двое сыновей – в 1965 году Пласидо, а в 1968 году Альваро. После рождения первого ребёнка Марта решила завершить свою карьеру певицы, погрузиться в мир семьи и в дела мужа. Много позже она вернулась в оперу, но уже в качестве режиссёра. Старший сын Доминго также сделал музыкальную карьеру.
У Доминго есть жильё в Мадриде и Нью-Йорке, но местом, где он может позволить себе хорошенько отдохнуть считает поместье в Акапулько.
Из любимых увлечений певца по-прежнему остаётся футбол. Теперь он уже не играет, но является болельщиком команды «Реал Мадрид». После победы команды в борьбе за кубок Лиги чемпионов в 2017 году, Доминго приезжал лично поздравлять победителей, а фотографии с места события разместил на своём аккаунте в Instagram.
Ещё певец следит за соревнованиями «Формулы-1» и большого тенниса.
Скандал
Летом 2019 года в мире оперы разразился скандал. Против Пласидо Доминго было выдвинуто обвинение со стороны нескольких женщин в сексуальных домогательствах. В связи с этим контракт с театром Метрополитен-опера был расторгнут, опера Сан-Франциско и Симфонический оркестр Филадельфии отменили участие певца в запланированных концертах. Осенью артист расстался с оперным театром Лос-Анджелеса.
Юристы-следователи опросили 27 потерпевших. Те сделали признание, что подвергались домогательствам со стороны тенора. В качестве харассмента в прессе приводился пример, когда певец во время бизнес-ланча держал партнёршу по сцене за руку под столом, касался её колена и целовал. Все показания давались анонимно и только одна, Патриция Вульф, обнародовала своё имя.
Доминго принес свои извинения женщинам, которые пострадали от каких-либо его действий.
В интернет-сообществе артиста поддержали, напомнив о презумпции невиновности.