Родион Константинович Щедрин

Родион Щедрин — биография


Родион Щедрин – знаменитый композитор, педагог, пианист, общественный деятель. Имеет звание Народного артиста СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР И РФ.

Творческий путь Родиона Щедрина начался в середине 20-го века и продолжается до сих пор. Он бесконечно востребован – его произведения звучат в исполнении самых прославленных дирижеров и оркестров. Он стал классиком при жизни, его хиты поражают максимальной выразительностью, на его концерты собираются полные залы.

Детство

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве — в один день с Людвигом ван Бетховеном, чье имя предвещало значимость будущего композитора. Музыка окружала его с раннего детства, хотя сам он не сразу проявил к ней интерес. Его мать, Конкордия Ивановна, по профессии экономист, с любовью относилась к искусству, особенно к музыке. Отец, Константин Михайлович, обладал абсолютным слухом и сам был сыном священника. Он окончил духовную семинарию, но, благодаря покровительству знаменитой актрисы Веры Пашенной, поступил в Московскую консерваторию и стал преподавателем. Семейная атмосфера способствовала тому, чтобы и Родион с ранних лет начал приобщаться к музыке, хотя особой тяги он сначала не испытывал.

Отец прибегал к хитрости, чтобы увлечь сына занятиями: обещал после занятий поехать на рыбалку — любимое развлечение мальчика. Так Щедрин начал осваивать азы фортепиано. Его обучение в музыкальной школе при консерватории прервалось из-за начала Великой Отечественной войны. Семью эвакуировали в Куйбышев, где родители столкнулись с тяжелыми условиями. Константин Михайлович трудился ответственным секретарем, Конкордию Ивановну направили работать на оборонные нужды. Родион же, оставшись без присмотра, целыми днями гулял с другими мальчишками — они искали еду, шалили и вдохновлялись патриотическими фильмами.

Под влиянием военной романтики дети решили уйти на фронт. Первая попытка окончилась неудачей, но во второй раз, в 1942 году, Щедрин, выдумав ложные сведения о возрасте и семье, сумел попасть в прифронтовую зону. Однако долго его там не продержали — дядя, занимавший высокий пост, организовал возвращение беглеца домой.

Родион Щедрин в детстве
Родион Щедрин в детстве

После возвращения отца семья вновь сосредоточилась на воспитании мальчика. Константин Михайлович намеревался отправить сына в Нахимовское училище, но судьба распорядилась иначе. Его пригласили преподавать в хоровое училище имени Александра Свешникова, куда он устроил и Родиона. Именно там началось серьезное музыкальное становление будущего композитора.

Окончив училище, Родион поступил в Московскую консерваторию сразу на два факультета: фортепианный и композиторский. Его наставниками стали выдающиеся профессора — пианист Яков Флиер и композитор Юрий Шапорин. Щедрин виртуозно играл на фортепиано, и в определённый момент он всерьез подумывал посвятить себя исключительно исполнительству. Однако педагоги и близкие сумели переубедить его, направив к композиторской деятельности, которая в будущем принесёт ему славу.

На четвёртом курсе Щедрин был принят в Союз композиторов СССР, что стало важной вехой в его биографии. Позднее он возглавил эту организацию, стремясь следовать примеру Дмитрия Шостаковича — помогать коллегам и защищать интересы музыкантов. На этом посту Родион Константинович оставался до 1990 года, снискав уважение музыкального сообщества и заслужив репутацию честного и принципиального деятеля культуры.

Творческий расцвет и международное признание

Судьба Родиона Щедрина складывалась благополучно. В интервью он не раз подчеркивал, что в советское время большинство композиторов не имели оснований жаловаться: государство поддерживало музыкальное искусство. Его смелость в творчестве объясняется принадлежностью к поколению «шестидесятников» — эпохе, когда художественная индивидуальность вышла на первый план, а прежние догмы начали терять силу. Это время стало особенно благоприятным для творческого раскрытия Щедрина.

Интерес к народным традициям проявился у будущего композитора еще в детские годы. Посещения деревни Алексино, где жила бабушка, оставили яркий след: именно там он впервые услышал профессиональных плакальщиц — их протяжные, завораживающие голоса глубоко запали в душу мальчику и стали своеобразным символом связи с русским фольклором.

Родион Константинович Щедрин

К 1959 году Родион Константинович окончил аспирантуру при Московской консерватории. Уже тогда его имя стало известно благодаря балету «Конёк-Горбунок», написанному по мотивам сказки Петра Ершова. Постановка долгое время украшала афишу Музыкального театра имени Станиславского, а затем с успехом шла на сцене Большого театра. В этот же период Щедрин завершил свою Первую симфонию, ознаменовавшую начало зрелого композиторского пути.

Особенно плодотворными для автора стали 1960-е годы. За двадцать дней он создал знаменитую «Кармен-сюиту», переработав классическую оперу Бизе в духе новаторского минимализма: отказавшись от традиционного симфонического оркестра, композитор использовал лишь ударные и струнные инструменты, что придало произведению совершенно новое звучание. Постановка, задуманная специально для балерины Майи Плисецкой, стала шедевром на стыке музыки и танца.

В те же годы появились и другие яркие произведения: опера «Не только любовь», Вторая симфония — глубокое размышление о трагедии войны, а также концерт «Озорные частушки», в котором отразилась любовь автора к фольклору. Творческий союз с поэтом Андреем Вознесенским подарил миру «Поэторию» — необычное музыкально-поэтическое произведение, вобравшее в себя интонации эпохи.

Родион Щедрин у пианино
Родион Щедрин у пианино

В 1970-х годах Щедрин продолжил экспериментировать. Одним из ключевых произведений этого периода стала опера «Мёртвые души», созданная по мотивам бессмертного романа Николая Гоголя. Композитор вновь нарушил традиционные рамки: вместо скрипок в партитуру был включён второй камерный хор, что придало музыке особую глубину и многоголосие. Кроме того, он создал два крупных балета — «Анна Каренина» и «Чайка». Последний вызвал особый интерес у критиков, отметивших прозрачность, хрупкость и тонкость звучания.

В середине 1980-х годов Щедрин обратился к прозе Чехова, написав балет «Дама с собачкой». Балетмейстером постановки вновь выступила Майя Плисецкая, она же исполнила главную партию. В канун 1000-летия крещения Руси композитор представил духовное сочинение — литургию «Запечатлённый ангел», основанную на повести Николая Лескова.

Талант Щедрина получил широкое международное признание. В 1988 году он стал почётным гостем советско-американского фестиваля «Делаем музыку вместе». Вскоре, на фоне политических преобразований и распада СССР, он переехал в Мюнхен, где проживает по сей день, не раз подчёркивая при этом, что по духу и сердцем он остаётся россиянином и часто возвращается на родину.

Постсоветский период

1990-е годы открылись масштабной премьерой — оперой «Лолита» по одноимённому роману Владимира Набокова. Произведение, вдохновившее Щедрина ещё в юности, впервые было представлено в Стокгольме, а затем, почти через десятилетие, — в российском городе Перми. Вслед за этим появился «Очарованный странник» — сочинение, посвящённое маэстро Лорину Маазелю, дирижёру и обладателю трёх премий «Грэмми». Позднее вышли «Боярыня Морозова» и «Левша». Последняя была создана специально по заказу Валерия Гергиева и Мариинского театра.

Родион Константинович Щедрин

Каждый юбилей Родиона Константиновича превращался в событие национального масштаба. В 2002 году, к его 70-летию, прошёл фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет» с участием ведущих музыкантов страны. Партия Кармен досталась Анастасии Волочковой, готовившей выступление под наблюдением Майи Плисецкой. К 85-летнему юбилею композитора в 2017 году был снят документальный фильм «Страсти по Щедрину». Торжества прошли в Москве и других городах России: на сцену вышли Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, коллективы Мариинского театра, солисты и дирижёры мирового уровня. Подарком от самого композитора стало новое произведение — «Сочинение для хора. А капелла».

К 90-летию композитора в 2022 году канал «Россия-Культура» представил обширную программу, включающую передачу «Линия жизни», повтор документального фильма «Страсти по Щедрину» и трансляцию балета «Дама с собачкой». Также на Первом канале была показана картина «Щедрин-сюита», посвящённая жизни и творчеству мэтра.

В 2023 году Родион Константинович передал в фонд Музея музыки личные рукописи — важнейший дар для истории отечественного искусства. Среди материалов оказалось и его последнее на тот момент оркестровое произведение — «Приключения обезьяны», написанное в 2020 году. Этот шаг стал символом преемственности поколений и стремления великого композитора оставить будущим поколениям не только музыку, но и личный след в культуре.

Любовь длиною в жизнь: Родион Щедрин и Майя Плисецкая

На протяжении 57 лет спутницей жизни Родиона Константиновича Щедрина была великая балерина Майя Плисецкая — одна из самых ярких фигур в истории мирового балета. Их союз стал не только образцом личной преданности, но и настоящим творческим альянсом. Для любимой женщины композитор создавал музыкальные шедевры, которые становились ее сценическими триумфами. Вместо банальных подарков он дарил ей балеты и партитуры, хотя свежие цветы тоже ежедневно появлялись в их доме. Сама Плисецкая с нежностью отмечала, что именно любовь мужа продлила ее сценическую жизнь и вдохновляла вновь и вновь выходить к публике.

Родион Щедрин с Майей Плисецкой
Родион Щедрин с Майей Плисецкой

Их первая встреча произошла в доме Лили Брик, на вечере, организованном в честь французского актера Жерара Филипа. Но еще до этого Брик включала Щедрину запись, где Плисецкая напевала фрагменты из балета Прокофьева, с поразительной точностью попадая в ноты. Однако с момента знакомства до первой личной встречи прошло три года. Их по-настоящему сблизила работа над балетом «Конёк-Горбунок», где пересеклись их творческие интересы. После совместного отпуска они больше не расставались, а их отношения быстро переросли в крепкий и неразрывный союз.

Родион Константинович всегда оставался предан супруге, называя её своей музой, вдохновительницей и опорой. Майя Плисецкая, в свою очередь, относилась к мужу с почти религиозным трепетом, считая их встречу делом высшего провидения. Каждый из них рассказал о своей любви и совместной жизни в автобиографических книгах: Щедрин — в «Автобиографических записях», Плисецкая — в мемуарах «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя».

Несмотря на многолетнюю любовь и крепкий брак, у пары не было детей — о чем с сожалением упоминал сам композитор. В беседе с Владимиром Познером он деликатно признался, что решение этого вопроса полностью доверил супруге. Плисецкая опасалась, что материнство может негативно сказаться на её карьере, и в итоге не решилась на рождение ребёнка.

Вокруг знаменитой пары ходило немало слухов и домыслов. Один из них касался квартиры в Мюнхене, якобы подаренной Щедрину актрисой Марией Шелл. Немецкая звезда кино действительно была близко знакома с композитором, как и её брат Максимилиан Шелл — супруг Натальи Андрейченко. Однако Родион Константинович никогда не подтверждал романтической составляющей этих отношений, подчёркивая лишь крепкую дружбу и уважение к семье Шеллов.

Современность и культурное наследие

Сегодня Родион Константинович Щедрин ведёт уединённый образ жизни и крайне редко появляется в России. Постоянным местом его проживания стала Германия, а в редкие свободные дни он навещает дачу в Прибалтике — место, особенно дорогое ему как память о Майе Плисецкой. Несмотря на физическую отдалённость от родины, музыка маэстро продолжает звучать на лучших сценах страны, подтверждая неугасающий интерес к его творчеству.

Весной 2024 года в одном из московских театров с успехом прошла опера «Не только любовь» под управлением дирижёра Феликса Коробова. А накануне очередного дня рождения композитора в Мариинском театре прозвучала «Поэтория» — одно из самых необычных сочинений Щедрина, написанное на стихи Андрея Вознесенского. Исполнение сопровождалось хором и оркестром театра, что придало произведению особую глубину и эмоциональную насыщенность.

Родион Константинович Щедрин

Знаковым событием стало и то, что на 2025 год запланировано открытие первого в России музея Родиона Константиновича Щедрина. Место выбрано не случайно — город Алексин, где будущий композитор провёл годы юности и впервые почувствовал магнетизм народной культуры. Сам маэстро узнал о проекте уже после его анонса, но с воодушевлением поддержал инициативу. Музей предполагается сделать не только мемориальным, с постоянной экспозицией, но и живым культурным пространством. В его стенах планируются творческие вечера, музыкальные выступления, встречи с современными композиторами и исследователями, что подчеркнёт связь между поколениями и живую актуальность творчества Щедрина.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Родион Константинович Щедрин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя