Салих Замалетдинович Сайдашев

Салих Сайдашев — биография


Салих Сайдашев – советский и татарский композитор, всю творческую жизнь развивавший татарскую профессиональную музыку. Он стал одним из тех музыкантов, благодаря которым национальный фольклор обрел свежее, современное звучание.

Салих Сайдашев стал первым татарским композитором, которому удалось объединить национальные мотивы с профессиональной музыкой, исполненной на современных инструментах. Он заставил по-новому зазвучать самобытные татарские мелодии, сделав их настоящими шедеврами музыкального искусства.

На жизненном пути Салиха Замалетдиновича были как моменты всенародной славы, так и периоды гонений. Но даже в годы опалы татарстанцы не переставали восхищаться талантом выдающегося земляка, ставшего поистине великим сыном своего народа.

Детство и юность

Музыкант родился 3 декабря 1900 года в городе Казань, несколько лет спустя ставшем столицей Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Своего отца, обувщика и торговца Замалетдина, мальчик не увидел – он скончался незадолго до его появления. Все заботы о доме и детях легли на плечи овдовевшей Махубжамал Сайдашевой, матери мальчика.

У Сайдашевых родилось десять детей, но остаться в живых было суждено лишь двоим – Амине и Салиху. Когда кормильца не стало, согласно его завещанию, семье стал помогать помощник покойного Насретдин. Он взял в жены двоюродную сестру Салиха и вместе с молодой супругой поселился в доме подопечных.

Салих Сайдашев в детстве

Пятилетний Сайдашев демонстрировал очевидный музыкальный талант. Первым его инструментом стала печная заслонка, на которой он выстукивал придуманные мелодии, заставлявшие домашних танцевать. Позже тетя научила его играть на гармони, ставшей впоследствии одним из любимых инструментов композитора.

Когда пришла пора получать образование, мальчика определили в медресе. Насретдин тогда владел небольшой лавкой, к делам которой пытался привлечь Салиха. Торговать юноше совсем не нравилось, поэтому он искал любой повод, чтобы не ходить в лавку.

В биографии мальчика произошли серьезные изменения, когда его старшая сестра Амина вышла замуж за казанского журналиста и преподавателя Шибгая Ахмерова. Муж сестры оказался интеллигентным человеком, тонко чувствовавшим в людях талант. Он всячески поощрял любовь маленького шурина к музыке и даже купил ему дорогущий в те годы рояль. Освобожденный от всех домашних хлопот Салих стал заниматься музыкой под руководством известного в Казани пианиста-ансамблиста Загидуллы Яруллина.

Салих Сайдашев в молодости

В доме народного композитора царила творческая атмосфера, в которую с головой окунулся юный исполнитель. В гости к Шибгаю часто захаживали такие яркие персоны, как поэт Габдулла Тукай, литератор Фатих Амирхан, театральный деятель Галиаскар Камал и многие другие.

Получив азы у Яруллина, Салих продолжил образование в Казанском музыкальном училище на отделении фортепиано. В 1916 году он присоединился к коллективу столичного оркестра, а еще через два года молодой выпускник организовал собственный ансамбль.

Творчество

Отслужив положенные годы в Красной армии, Сайдашев устроился на работу в Оренбургскую музыкальную школу. В 1922 году молодой преподаватель вернулся в столицу Татарской республики, где возглавил музыкальное отделение Татарского государственного театра.

Здесь начинающий композитор познакомился с видным деятелем культуры Каримом Тинчуриным. В результате сотрудничества двух талантливых людей появилось понятие «татарская музыкальная драма». Прежде никто из музыкантов не пытался объединить народный фольклор с профессиональным композиторским исполнением. Первыми плодами тандема стали постановки на татарском языке: «Кандыр буе», «Зәңгәр шәл», «Казан сөлгесе», «Сүнгән йолдызлар». Особое восхищение публики вызвал спектакль «Наемщик» по пьесе Тази Гиззата, в котором звучит божественный вальс Салиха Сайдашева.

Салих Сайдашев дирижирует

Необходимость создания театрального оркестра зрела давно, и в 1923 году коллектив наконец был собран. Дирижером симфонического односоставного оркестра выступил сам Салих Замалетдинович.

Композитор много времени посвящал работе в театре, но это была далеко не единственная сфера его деятельности. Ближе к 1930-м годам в Казани появилось первое радио, созданное товарищами Салиха. Разумеется, должность музыкального редактора основатели предложили своему талантливому другу. Всего за три года работы на радио музыкант проделал огромную работу: ввел передачи на двух языках, запустил в эфир песни разных народов, создал хор, привлек к работе молодое поколение.

В этот же период Сайдашев начал вести активную гастрольную деятельность. В 1929 году на сцене казанского театра он выступил в качестве дирижера на премьере оперы «Сания», а годом позже отправился покорять Москву с оперной постановкой «Эшче». Каждое выступление артиста сопровождалось восторженными аплодисментами. Это был самый пик славы композитора.

В середине тридцатых Салих учился и работал в столице СССР. Поступив в Московскую консерваторию, молодой человек на протяжении четырех лет создавал песни, марши и другие музыкальные произведения. За шедевр «Марш Советской армии» композитор был награжден именными часами от самого Климента Ворошилова.

Салих Сайдашев в творческом процессе

Осенью 1939 года Сайдашев стал заслуженным деятелем искусств Татарской АССР. На этом белая полоса в биографии мастера закончилась: начались годы преследований. Салиха уволили из театра, отправив в ссылку под Казань, где ему предстояло поднимать Ливадийский Дом культуры. Находясь вдали от столицы, музыкант узнал, что на композиторской конференции его творчество подверглось жесткой критике. В те годы полным ходом шла подготовка декады татарского искусства и культуры в Москве, но Салиха Замалетдиновича к этой работе не допустили.

С началом войны чиновники ослабили внимание к персоне Сайдашева, и он смог вернуться в театр. Вновь закипела бурная деятельность: композитор много сочинял, ездил на гастроли. Однако после войны для творческих людей настал очередной период гонений и опал. При непосредственном участии партийного идеолога Андрея Жданова резкой критике подверглись такие гениальные композиторы, как Армен Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев. Волна преследований прокатилась по всей стране и отразилась на большинстве композиторов из разных союзных республик. Внимание к деятельности Сайдашева возобновилось, и вскоре его снова отстранили от работы в театре. Ни дирижировать, ни выступать с концертами на радио он более не мог.

Оставшись практически без средств к существованию, музыкант брал любые подработки с мизерными гонорарами. Чтобы не погрузиться в депрессию, Сайдашев вставал рано утром, гладко брился и шел по знакомой дороге в театр. Возле храма Мельпомены он останавливался и подолгу разглядывал театральные афиши.

Люди узнавали любимого маэстро. Неравнодушные горожане подходили к опальному композитору, всячески подбадривали, приглашали в гости. Казанское общество как могло, пыталось отстоять честь великого соотечественника: устраивались акции в поддержку, отправлялись коллективные письма. Благодаря активистам удалось провести юбилейный вечер Сайдашева, на котором 50-летнему имениннику присвоили «Народного артиста Татарской АССР».

Личная жизнь

Во многом успешной творческой карьерой Салих обязан первой супруге Валентине. В 1920-х девушка приехала в Татарию из Костромы поступать в медицинский институт. Молодые люди познакомились, и вскоре обнаружили много общего. Как и молодой артист, Валя была влюблена в музыку, обожала театр и поэзию.

Свадьба влюбленных состоялась в 1925-м, и уже через год в молодой семье появился первенец Альфред. В процессе родов женщина получила заражение крови, которое стало причиной ее смерти в 1926 году. Оставшись с младенцем на руках, Сайдашев очень долго не мог оправиться от потери супруги.

Салих Сайдашев с женой Сафией

Во второй раз маэстро женился на астраханке Сафие Алпаевой, работавшей театральным кассиром. Их брак продлился почти пятнадцать лет, после чего состоялся развод.

Третья супруга – наследница татарских купцов Асия Казакова – стала спутницей композитора до самых последних дней его жизни. Как свидетельствуют современники музыканта, его личная жизнь в новой семье наконец наладилась.

Салих Сайдашев с женой и сыном

Старший сын Сайдашева стал известным в Казани юристом. У Салиха было еще три наследника – Эмиль и Реляф, умершие в детстве, и Науфаль, который дожил до 2000-го года.

Смерть

В последние годы исполнитель испытывал серьезные проблемы со здоровьем. В 1954-м племянник артиста, заподозрив неладное, положил его на обследование в больницу. Рентген показал наличие кисты в легком, которую казанские врачи оперировать побоялись. Музыканта направили в Москву, где ему сделали успешную операцию. Состояние больного опасений не вызывало, поэтому его положили в стандартную палату.

Однажды Салих Замалетдинович решил встать, но из-за слабости подкосились ноги, и он упал. Падение привело к разрыву швов и внутреннему кровотечению, остановить которое врачам не удалось. 16 декабря 1954 года великий татарский композитор скончался.

Памятник Салиху Сайдашеву

Прощальная панихида проходила в театре, где долгие годы служил народный любимец. На похоронах звучала траурная музыка, сочиненная Сайдашевым для умершей супруги Вали. Могила артиста находится в Ново-Татарской слободе неподалеку от Казани. На месте его захоронения установлен скромный монумент из черного камня.

В июне 1993 года в казанском доме мастера открыли музей, посвященный его творчеству. Создатели постарались сохранить атмосферу, в которой жил и творил гениальный сын татарского народа.

Музей Салиха Сайдашева

Под Нижнекамском есть международный аэропорт «Бегишево», который хотели назвать именем музыканта, но выиграл другой претендент. Зато в его честь переименован Большой концертный зал в Казани и улица в Вахитовском районе татарстанской столицы.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share