Сандро Боттичелли — биография
Сандро Боттичелли – выдающийся итальянский художник, самый значимый среди мастеров эпохи Возрождения, представлял флорентийскую школу живописи. Самыми известными его картинами стали «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», благодаря которой он прославился на весь мир.
Когда речь заходит об эпохе Возрождения, то первое имя, которое приходит на ум – художник Сандро Боттичелли. Этот век стал золотым для одаренных людей, к которым принадлежал и Боттичелли, его имя тесно связано с историей Флоренции. Он оставил после себя бесценное наследие, по достоинству оцененное только спустя несколько столетий после его смерти.
Детство и юность
Настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Он родился 1 марта 1445 года в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. Сандро самый младший в семье, на момент его рождения родители уже воспитывали трех сыновей – Джованни, Симоне, Антонио. Два старших брата посвятили себя торговому делу, Антонио занимался ювелирным мастерством.
О том, откуда взялась фамилия Боттичелли, точно не знает никто. Биографы продолжают спорить по этому поводу, каждый раз выдвигая все новые версии. Согласно первой, прозвище появилось благодаря занятиям торговлей двух старших братьев, потому что в переводе «botticelle» — это бочонок. Вторая версия гласит, что прозвищем Боттичелли Сандро «наградил» брат Джованни, исключительно по причине своей полноты. А есть исследователи, утверждающие, что новую фамилию живописец получил от брата Антонио, ведь «battigello» переводится как «серебряных дел мастер». Какая из версий соответствует действительности, теперь уже не узнать, но факт остается фактом, художника знают во всем мире именно под именем Сандро Боттичелли.
В молодости на протяжении двух лет молодой человек трудился в ювелирной мастерской, его приняли в качестве ученика ювелира. В 1462 году (или в 1464-м, по другим данным) он начал обучение в художественной мастерской Фра Филиппо Липпи. Когда Липпи уехал из Флоренции в 1467 году, Сандро продолжил обучение у другого наставника – Андреа Верроккьо. Одновременно с Боттичелли у Верроккьо учился и Леонардо да Винчи. В 1469 году Сандро начал свою творческую биографию.
Живопись
Когда точно написано большинство полотен Боттичелли, неизвестно. Специалисты сумели определить примерные даты, применив для этого стилистический анализ. Первой, самостоятельно написанной работой Боттичелли, историки считают «Аллегорию силы». Художник закончил работу над ней в 1470 году, ее купил Торговый суд Флоренции, и разместил ее в своем зале. В настоящее время картина пополнила экспозицию галереи Уффици.
Первые самостоятельные полотна живописца характерны многочисленными изображениями Мадонн. Самой известной стала картина под названием «Мадонна Евхаристии», датированная примерно 1470-м годом. Тогда же Боттичелли обзаводится собственной мастерской. Он начал обучать талантливых юношей, среди которых оказался и сын его бывшего учителя – Филиппино Липпи.
Особенность стиля Боттичелли начала все больше проявляться после 1470-го года. Полотна того времени имели более яркую палитру, он научился передавать оттенки кожи человека, используя насыщенные охристые тени. С течением времени живописец научился более емко и живо передавать драматизм ситуации, его образы становятся все более экспрессивными, чувственными и живыми. Это достижение художника проявилось в одном из диптихов раннего периода (1470-1472г.г.). Боттичелли изобразил ветхозаветный подвиг Юдифи, которой удалось обезглавить ассирийского захватчика Олоферна.
Первый раз Боттичелли изобразил на полотне обнаженное тело в работе под названием «Святой Себастьян». 20 января 1474 года, в день этого святого мученика, картину торжественно представили жителям Флоренции. Вертикальный холст отлично разместился на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.
К середине 70-х годов художник снова принялся за изображение портретов. В это время он написал «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи». Кто этот юноша, запечатленный на полотне 1474-1475-го годов, осталось тайной на все времена. Существует мнение, что это автопортрет Сандро Боттичелли. По мнению других исследователей – в качестве модели художник пригласил своего родного брата Антонио. Выдвигалась и еще одна версия, это изображение самого автора-разработчика медали, или на картине запечатлен один из представителей семьи Медичи.
Это могущественное флорентийское семейство и его окружение позволило художнику сблизиться с ними примерно в середине 70-х годов. 28 января 1475-го брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи, стал участником турнира со штандартом, который расписывал Боттичелли. Примерно в 1478 году Сандро написал и портрет самого Джулиано, брата главы Флорентийской республики.
Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» донесло до наших дней лица всей семьи Медичи и даже их свиту. Частью этого полотна стал и сам Боттичелли, он изобразил себя в правом углу.
Против семейства Медичи организовали заговор, в результате которого 26 апреля 1478 года погиб Джулиано Медичи. Заговор провалился, выживший Лоренцо заказал Боттичелли фреску, которая украсила ворота, ведущие к палаццо Веккьо. На ней были изображены повешенные заговорщики. Однако фреска находилась над воротами не очень долго. Когда из Флоренции выгнали очень неудачливого правителя Пьеро Медичи, изображение уничтожили.
В конце 70-х годов популярность Сандро Боттичелли вышла за пределы родной Тосканы. Картины молодого художника очень понравились Папе Сиксту IV, и он выказал пожелание, чтобы талантливый живописец принялся расписывать стены в недавно построенной капелле. В 1481 году Сандро приехал в Рим, и вместе со своими коллегами приступил к работе над фресками. Боттичелли лично написал три фрески, в числе которых и «Искушение Христа», и одиннадцать портретов Пап. Спустя три десятка лет за роспись потолка в Сикстинской капелле примется Микеланджело, и о ней узнает весь мир.
Самые главные шедевры в своей творческой биографии Боттичелли создает в первой половине 80-х, когда он вернулся из Ватикана. Тему для их написания навеяли художнику античная культура и философия гуманистов, следовавших идеям неоплатонизма. Сближение живописца с ними состоялось именно в те годы. В 1482 году Сандро представил свою новую работу – картину «Весна», ставшую самым загадочным его произведением. До настоящего времени не определена ее четкая интерпретация. Есть мнение, что живописец создавал полотно под впечатлением от поэмы Лукреция «О природе вещей», особенно тем отрывком, где сказано, что вот и Весна идет в сопровождении Венеры и ее матери Флоры.
Это полотно, впрочем, как и два других – «Рождение Венеры» и «Паллада и кентавр» находилось в частной собственности троюродного брата флорентийского герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Эти три произведения искусства характерны своей певучестью, музыкальностью колорита, пластикой линий и какой-то скрытой музыкальностью. Боттичелли удалось найти такие тонкие нюансы, чтобы передать на полотне гармонию и чувство ритма, которыми не мог похвастаться ни один из его коллег.
С конца 1470-х до начала 1480-х годов Сандро создает иллюстрации для «Божественной комедии» Данте. Он выполнил целую серию рисунков пером на пергаменте. До наших дней дошли несколько, среди которых больше всех выделяется «Бездна ада». Религиозная тематика того периода творчества художника представлена полотнами «Мадонна с младенцем на троне», написанная в 1484 году, «Благословение Честелло», над которой он трудился с 1484-го по 1490-й годы, «Мадонна Магнификат» 1481-1485-й годы, «Мадонна с гранатом», созданная примерно в 1487 году. «Мадонна Магнификат» получила известность при жизни художника, она стала одним из его тондо. Выполненная в форме круга, самом популярном формате того периода во Флоренции, картина принесла мастеру славу и признательность почитателей его таланта. Герои изображены на ней на фоне пейзажа, как и в других его полотнах.
С 1490-го по 1500-й годы живописец попал под влияние учения, которое проповедовал монах-доминиканец Джироламо Савонаролы. Он выступал с критикой церковных порядков того времени и излишеств, которыми изобиловала светская жизнь. Боттичелли так проникся идеями доминиканца, его призывами покаяться и вести аскетичный образ жизни, что отказался от радостных оттенков палитры, пользовался более темными и сдержанными тонами.
Художник перестал писать портреты на фоне пейзажей и различных элементов интерьера. Ярким примером этого является полотно «Портрет Данте», написанное примерно в 1495 году. Характерными картинами того периода творческой биографии художника можно назвать полотна «Оплакивание Христа» и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», созданные приблизительно в 1490 году. В 1495 году Боттичелли создает свою единственную позднюю картину на светскую тему под названием «Клевета Апеллеса».
В 1498 году Савонаролу обвинили в ереси и казнили, а до этого умер Лоренцо Медичи, случились политические заварушки в Тоскане – все это серьезно повлияло на Сандро Боттичелли. Его полотна стали еще более мрачными и мистическими. В 1500-м году живописец создает очередной шедевр – картину «Мистическое рождество», ставшую главным достижением того периода, и последней из его значимых работ. Эта картина стала единственной датированной и подписанной работой мастера. Последними, очень немногочисленными работами Сандро Боттичелли стали полотна, изображающие сценки из жизни римлянок Лукреции и Виргинии, и сцены из жития Святого Зиновия.
Личная жизнь
Найти какие-нибудь подробности личной жизни художника достаточно трудно. Известно, что он так и не нашел свое семейное счастье, хотя и был влюблен на протяжении нескольких лет. Предметом его пылкой страсти стала Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции, и любимая женщина Джулиано Медичи.
Именно она изображена на многих полотнах Боттичелли, с нее он писал свои лучшие образы. Девушка умерла в самом расцвете лет, в 1476 году, когда ей исполнилось всего 23 года.
Прямых наследников у Сандро Боттичелли тоже не осталось.
Смерть
На протяжении примерно пяти лет перед смертью художник отошел от работы, он обеднел так, что если бы о нем не вспомнил, тогда еще здравствующий Лоренцо Медичи, и другие состоятельные люди, то он мог запросто умереть голодной смертью. Сандро Боттичелли не стало 17 мая 1510 года, ему шел 66-й год. Прославленный художник нашел свой последний приют на флорентийском кладбище церкви Всех Святых.
Именем Сандро Боттичелли назван один из кратеров на Меркурии.