Сельма Лагерлеф — биография
Сельма Лагерлеф – знаменитая шведская писательница, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Автор замечательных романов о Нильсе Хольгерссоне, Йосте Берлинге и других героях, получивших мировую известность.
Биография Сельмы Лагерлеф – это удивительная история провинциальной шведской девочки, ставшей одной из самых известных женщин у себя на родине, а позже и во всем мире. Первая женщина, получившая Нобелевскую премию в области литературы, по праву считается символом Швеции, и является предметом гордости своих соотечественников.
Детство и юность
Будущая писательница родилась 20 ноября 1858 года в местечке Лен Вермланд на западе Швеции. В семье военного и учительницы помимо Сельмы подрастало еще пятеро детей: двое сыновей и три дочери, одна из которых умерла в раннем возрасте. Лагерлефы проживали в усадьбе Морбакка, окруженной живописнейшими видами. Родовое гнездышко стало для девочки ярким воспоминанием юных лет, о нем она неоднократно упоминала в своих произведениях. Сочинять Сельма начала рано: вдохновившись книгой «Оцеола, вождь семинолов» Майна Рида, она исписывала своими сказками и стихами блокноты и тетрадки.
Огромное влияние на творчество Лагерлеф оказали местные легенды, пересказанные бабушкой и тетей. В них переплеталось прекрасное и страшное, доброе и злое, мистическое и романтическое, поэтому в книгах писательницы четко прослеживается весь колорит шведского народного фольклора.
В трехлетнем возрасте девочку разбил паралич, после чего малышка долгие годы не покидала стен особняка. Пока родители не купили специальное кресло, Сельму носили по дому на руках. С появлением тележки девочка смогла хоть немного передвигаться самостоятельно.
То, как несчастному ребенку удалось встать на ноги, иначе как чудом не назвать. О своем невероятном исцелении писательница поведала в книге-биографии «Морбакка», изданной уже в зрелом возрасте. Однажды семейство Лагерлеф отправилось отдыхать на морское побережье. Детям показали причаливший к берегу корабль, на котором, по слухам, находилась райская птичка. Семья решила взглянуть, что это за диво.
Не догадываясь о недуге парализованной Сельмы, юнга позвал ее за собой в трюм, где находилась клетка с птицей. Любопытство настолько завладело девочкой, что она забыла обо всем и… пошла! Когда выяснилось, что вместо чудесной птички в клетке сидит чучело, было уже неважно: любимица семьи наконец встала на ноги.
Образование будущая писательница получала на дому, вместе со своими братьями и сестрами. Дети изучали общеобразовательные науки, а также иностранные языки. Вечером члены семьи собирались в гостиной, где по традиции читали вслух различные литературные произведения. Дни рождения каждого из Лагерлефов отмечали любительскими спектаклями, песнями, веселыми розыгрышами.
В 1867-м Сельма приехала в Стокгольм, чтобы пройти курс лечения от хромоты. Там она узнала о недавно организованных курсах учительниц, где каждая незамужняя женщина могла получить диплом педагога и устроиться на работу. Вопреки воле отца девушка стала слушательницей курсов, по окончанию которых устроилась в школу Ландскруна. Все это время Лагерлеф не переставала писать, заполняя любой попавшийся лист бумаги поэзией и прозой.
Начало творческого пути
Отец Сельмы любил рассказывать своим детям истории, герои которых зачастую становились прототипами произведений писательницы. Был у Лагерлефа-старшего давний приятель – отличный певец, стихотворец, композитор и любимец женщин. Почти всю жизнь он проработал на гувернерской службе, а в старости стал священнослужителем. Его образ четко прослеживается в персонаже из «Саги о Йосте Берлинге», изданной в 1891 году. Еще один прообраз – возлюбленный тети писательницы – пастор, имевший пристрастие к спиртному. Считается, что сам Йоста Берлинг – это и есть отец сочинительницы.
Несколько лет автор собирала услышанные истории воедино, но никак не могла решить, в каком именно жанре будет эта книга. Поначалу это были стихи, потом пьеса, далее отдельные новеллы. Но в итоге получился большой роман, объединивший в себе эти истории.
В 1890-м еженедельное издание «Idun» анонсировало начало литературного конкурса на лучшее произведение объемом до ста страниц. По настоянию сестры Лагерлеф едва ли не в последний день отправила свою рукопись в редакцию. Прошло несколько месяцев, и Сельме стали приходить письма от приятельниц с поздравлениями в победе. Оказалось, что ее сочинение коллегия «Idun» признала лучшим. Редакция предложила молодой писательнице опубликовать сначала несколько первых глав, а после готовности романа опубликовать его целиком. Здесь автор столкнулась с трудностями: из-за большой загруженности на работе времени на работу с романом практически не оставалось.
Рождественские каникулы 1890-го писательница провела у одной своей подруги-баронессы, имевшей знакомства во влиятельных кругах. Софи выхлопотала для Сельмы приличную стипендию, благодаря чему женщина смогла оставить работу в школе и полностью погрузиться в творческий процесс.
Вскоре роман был завершен. Критики не спешили однозначно признавать его: было много упреков в экзальтированности и претенциозности. Но были и те, кто распознал в хромой провинциалке настоящего гения и автора, чьими произведениями будут зачитываться миллионы книголюбов.
Хрестоматия
Без сомнений, самый известный персонаж писательницы – это Нильс Хольгерссон. Произведения о нем были изданы на шестидесяти языках и завоевали популярность среди юных читателей по всему миру. Имя главного героя увековечено в названиях германских школ и речных паромов, ему воздвигли несколько памятников на территории Швеции. С 1991 года в оборот выпустили купюру в 20 крон, на одной стороне которой размещен портрет Сельмы, а на другой – изображение ее легендарного Нильса Хольгерссона.
Работая над книгой, автор и не предполагала, что ее популярность выйдет далеко за пределы Швеции. Однако вскоре произведение стало рекордсменом по количеству переводов с шведского на другие языки, и повторить этот успех смогла лишь Астрид Линдгрен со своей «Пеппи Длинныйчулок».
«Удивительное путешествие» по задумке Лагерлеф должно было стать хрестоматийной книгой для первоклашек, изучающих географию. В те годы в школьной программе уже использовали подобный учебник, который порядком устарел. Предполагалось, что новая книга пробудит интерес детей к географии родной страны и воспитает чувство патриотизма. С этой инициативой выступил Альфред Далин, руководитель профсоюза шведских учителей.
Сельма прекрасно понимала, что это ответственная задача, для осуществления которой ей понадобится солидный багаж знаний по географии, ботанике, истории, архитектуре, картографии и еще ряду наук. В 1904 она отправилась в путешествие по тем регионам, о которых планировалось написать в книге. В ходе поездки ей довелось побывать во всех уголках Швеции, побеседовать с сотнями жителей и даже спускаться в шахты рудников.
Когда сведения были собраны, писательница стала размышлять, как же связать воедино разрозненный материал. Обсуждая проект с Далиным, автор призналась, что черпает идеи из «Маугли» Редьярда Киплинга, а также из своих детских воспоминаний. Однажды, еще в Морбакке, домашний гусь примкнул к стае перелетных птиц и улетел с ними в далекое путешествие. Осенью он не просто вернулся сам, но и привел с собой дикую гусыню с выводком. Хозяйка такому возвращению не обрадовалась и приказала зарезать всю гусиную семейку. Вот такая грустная история и стала началом большого образовательно-развлекательного произведения, вышедшего в 1906 году в двух томах.
Лауреат нобелевской премии
Осенью 1909-го Сельма получила неожиданное письмо. В нем сообщалось, что ей присудили Нобелевскую премию в области литературы на сумму 140 тыс. шведских крон. На церемонии вручения, проходившей в Королевской музыкальной академии, писательница оказалась единственной женщиной. На сцене рядом с ней стояли другие номинанты: Теодор Кохер, Вильгельм Оствальд, Фердинанд Браун, Гульельмо Маркони.
Произнося поздравительную речь, шведский ученый в области истории Клас Аннерстедт назвал Сельму великой сказочницей, которой под силу безо всяких войн и подвигов возродить былое величие родной страны.
Через несколько лет Лагерлеф стала первой женщиной-членом Швейцарской академии. На этой должности Сельма добивалась учреждения стипендий для писательниц, но безуспешно. Устав от противостояния с чиновниками, в 1920-м сказочница основала собственный фонд поддержки женщин-литераторов. Все эти годы она вела активную общественную деятельность, а ближе к началу Первой мировой войны начала выступать против геноцида евреев. Лагерлеф лично участвовала в организации побега поэтессы Нелли Закс из Германии, за что ее книги стали запрещены на территории этой страны.
Во время Первой мировой
Книгу о сумасшедшем отце, внушившем себе мысль о том, что его дочь-проститутка является императрицей Португалии, Лагерлеф задумала еще в 1913-м. Отодвинув все другие дела, писательница полностью погрузилась в работу над романом. Как и во всех произведениях автора, многие персонажи взяты ею из собственного детства.
Действие разворачивается в городке Свартшё. Главный герой – несчастный старик, который потерял рассудок из-за нравственного падения дочери. Это была простая жизненная история, случившаяся где-то в шведской глубинке, поэтому писательница очень переживала о ее актуальности в военное время. В реальной жизни на родине происходили события, затронувшие буквально каждого: выросли цены на хлеб и картофель, не хватало элементарных промышленных товаров, банки не выдавали деньги. В сложившейся ситуации Сельма не была уверена, что судьба одного маленького человека сможет затронуть души читателей.
Однако издательство приняло сочинение с восторгом. Единственное – редакция уговорила автора изменить название книги с ее «Шведского короля Лир» на свой вариант «Император Португальский». В 1914-м роман был издан и признан литературными критиками таким же шедевром, как «Иерусалим» и «Сага о Йосте Берлинге».
Цикл о Морбакке
Короткие рассказы о своем детстве Лагерлеф решила объединить в одну большую трилогию. Это произведение стало самой реалистичной работой автора, из которой исследователи почерпнули наибольшее количество фактов ее биографии.
Действие начинается еще до рождения сочинительницы. В первой части идет повествование о старинной усадьбе пастора, ее истории и обитателях. Особняк передавался из поколения в поколение, пока не оказался во владении Лагерлефов. Отец семейства часто прикладывался к бутылке, поэтому с годами хозяйство пришло в упадок. После смерти хозяина в 1885 году управлять делами стал старший брат Сельмы, но наладить прежний порядок ему не удалось. В итоге владения вместе со всем имуществом было продано, что стало ужасной трагедией для маленькой Лагерлеф. Всю жизнь она мечтала вернуть родовое гнездо, и в начале 20-го века ей это удалось. В 1907 году писательница смогла выкупить особняк, а еще через два года, после получения Нобелевской премии, она вернула и прилегающие земли с лесом. С тех пор сочинительница стала жить в Морбакке, где писала свои знаменитые книги и успешно вела хозяйство.
Трилогия стала своего рода «ключиком» к ранее написанным произведениям шведки. Читателю открылись многие герои из реальной жизни Сельмы, ставшие прототипами ее великолепных книг.
История Лёвеншёльдов
Вдохновение для написания этой трилогии писательница почерпнула в дневниках пастора Эстенберга. Сам священник – прототип главного персонажа в двух последних частях цикла. Как писала сама Сельма, это абсолютно реальная история, действие которой происходило в середине 19-го века.
Поссорившись с невестой, пастор взял в жены бедную девушку из Далекарлии, после чего разгневанные родители лишили его наследства. Позже героя заманила в свои сети некрасивая, но весьма предприимчивая женщина, но в итоге он скончался на руках у своей супруги. После его смерти вдова вернулась в родные края и стала вполне успешной особой.
Своим приятельницам автор признавалась, что пишет эту книгу ради денег: на предстоящее Рождество она хотела сделать близким хорошие подарки. Знакомый редактор уговорил Лагерлеф отложить роман, а вместо этого закончить повесть «Кольцо генерала». Автор к совету прислушалась, и вскоре произведение увидело свет. Повесть опубликовал еженедельный журнал «Бонниер», читатели которого новинкой остались довольны. Самой же писательнице «сырой и недоделанный» текст вовсе не нравился, поэтому она продолжила его дорабатывать. В итоге повесть переросла в роман «Перстень Лёвеншёльдов», который стал первой частью знаменитой трилогии.
В 1925-м Сельме удалось поработать достаточно продуктивно: она завершила вторую часть трилогии, которую назвала «Шарлотта Лёвеншёльд». Обе части имели невероятный успех и бойко продавались, поэтому у писательницы была возможность спокойно работать над продолжением. Параллельно в прокат вышли экранизации ее произведений «Император Португальский» и «Иерусалим», принесшие шведке огромные гонорары.
Лагерлеф была счастлива и надеялась, что все последующие годы будут не менее успешными. Однако 1926 года показал совсем другое: Сельма стала писать в несколько раз медленнее, начатые произведения никак не удавалось довести до конца. Последнюю часть трилогии о Лёвеншёльдах автор закончила лишь к весне 1928-го.
Личная жизнь
Лагерлеф была очень набожным человеком. Образ Иисуса Христа появлялся в таких ее произведениях, как «Святая ночь», «Легенды о Христе», «Роза Христа», «Чудеса Антихриста». По свидетельствам современников, писательница искренне любила Спасителя.
Когда шведка с огромным трудом вернула родное поместье, она страстно увлеклась садоводством. Слава о выращенных ею великолепных цветах распространилась далеко за пределы усадьбы.
Долгое время историки предпочитали не касаться темы сексуальной ориентации шведки. Однако сейчас доподлинно известно, что сочинительница питала нежные чувства к двум женщинам – феминистке Вальборг Оландер и писательнице Софи Элькан. Сейчас архивы сказочницы хорошо изучены, но до сих пор непонятно, была ли она лесбиянкой от рождения. Многие исследователи считают, что нетрадиционная ориентация Сельмы связана с ее одинокой личной жизнью из-за физического недостатка – хромоты.
Последние годы и смерть
В середине 1930-х сочинительница работала буквально на разрыв: она заключила несколько контрактов с кинокомпаниями и театрами, которые ждали от нее новых произведений. В 1935-м Лагерлеф много времени проводила в клиниках и санаториях, но и там продолжала много работать над своими творениями. В частности, она закончила пьесу по своему роману «Сага о Йосте Берлинге», премьера которого состоялась весной 1936 года.
Через два года Сельма вновь вернулась к циклу о Лёвеншёльдах. Она подняла все свои рукописи и разобрала архивы, пытаясь начать четвертую часть трилогии. Но проблемы со здоровьем сделали работу невозможной, и пришлось эту идею отложить. В конце 1939-го сочинительница принялась за биографию своей подруги Софи Элькан, которая на тот момент уже покинула бренный мир. Лагерлеф собрала письма из своей с ней переписки, свидетельства ее друзей и начала работу.
Сельма умерла 16 марта 1940 года в своем родовом поместье Морбакка. Любимой миллионами шведской писательнице был 81 год.
Через несколько лет после смерти писательницы ее дом открыли для посетителей. С первых же дней в Морбакку хлынули толпы поклонников, желавших воочию увидеть места, так увлекательно описанные Лагерлеф в ее книгах. Поток туристов в знаменитое поместье не иссяк и по сей день, хотя путь сюда не является самым простым.
Произведения
- «Сага о Йёсте Берлинге»
- «Невидимые узы»
- «Чудеса Антихриста»
- «Предание о старом поместье»
- «Иерусалим»
- «Деньги господина Арне»
- «Легенды о Христе»
- «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
- «Сказка о сказке и другие сказки»
- «Дом Лильекруны»
- «Возница»
- «Император Португальский»
- «Тролли и люди»
- «Отступник»
- «Морбакка»
- «Перстень Лёвеншёльдов»
- «Мемуары ребёнка»
- «Дневник»