Серафим Саровский — биография
Серафим Саровский – иеромонах в Саровском монастыре, основал Дивеевскую женскую обитель. Канонизирован Российской церковью в 1902-м по предложению царя Николая II
Если к имени Серафима Саровского применять художественные термины, то его можно назвать «золотое сечение» русской православной церкви, если использовать музыкальные значения, то он камертон Истины. Но это все высокие материи, а многие верующие воспринимают его как родного, близкого и самого любимого покровителя Руси, заступника грешных душ. Биография Преподобного Серафима Саровского – это доказательство того, что спасение подобно полноводной реке, которая может стремительно очистить берега, убрав весь хлам с души, то подобно исповеди, погрузить в мутную воду искушения, то напоминает сердечную молитву, исцеляющую душу.
Детство
Родился Прохор Мошнин(именно так при рождении звали великого старца) 19 июля 1754 (по некоторым данным 1759) года в Курске Белогородской губернии. Его родители – Исидор и Агафия, были достаточно обеспеченными людьми. К моменту рождения Прохора, родители уже растили старшего сына Алексея.
Исидор Мошнин был купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов в Курске. Помимо этого он занимался строительством жилых домов и церквей. Он заложил фундамент храма Сергея Радонежского, однако достроить не успел – умер. На тот момент Прохор был трехлетним ребенком. Продолжателем его дела стала супруга Агафия.
Прохору с ранних лет нравилось все церковное, и он всегда навязывался с матерью, когда та посещала храм. Когда ему было 7, он умудрился залезть на колокольню в строящемся храме, и упасть с нее вниз. Несмотря на значительную высоту, мальчик совершенно не пострадал.
Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения он сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его. Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице. Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.
Подвижничество
В 17-летнем возрасте Мошнин стал паломником, и побывал в Киево-Печерской лавре. Он понял, что именно здесь примет монашеский постриг. Мама приняла выбор сына, она поняла, что у него действительно есть непостижимая связь со Всевышним. В 19-ть он начал подготовку к постригу в мужской монастырь Саровская пустынь.
В 1786-м Прохор стал монахом Серафимом. Сперва он был иеродиаконом, а после семи лет пребывания в монастыре стал иеромонахом.
Серафим был настоящим аскетом, впрочем, как и все, кто пошел по пути служения Богу. Местом его жительства стала лесная келья. До монастыря он добирался пешком, спокойно преодолевая пятикилометровый путь.
Зимой и летом он одевался в одну и ту же одежду, питался дарами леса, мало спал и строго постился. Он проводил много часов за чтением святого писания, много молился. Рядом с кельей он устроил себе огород и завел пасеку.
Много лет он питался одной травой, которая называется сныть. Помимо этого он выполнял обряд столпничества, который предусматривает непрерывную молитву на камне на протяжении тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что подразумевает уподобиться Богу с помощью определенного образа жизни. Иногда приходящие к нему миряне заставали его за кормлением огромного медведя.
В его биографии был случай, когда разбойники собрались его ограбить. Они видели, что Серафим часто принимает обеспеченных гостей, и подумали, что он тоже богат. Пока он читал молитву, его начали бить. Иеромонах не сопротивлялся, хотя был молод и силен. К великому разочарованию преступников, келья Серафима была пустой.
Он остался в живых, но зато спина его так и осталась сгорбленной. Когда преступники были пойманы, Серафим их простил, и их отпустили.
Начиная с 1807-го года, Саровский ограничил общение с людьми. Он отважился принять обет молчания. Спустя три года он снова появился в монастыре, но на протяжении пятнадцати лет пребывал в затворничестве. Единственным утешением для него были молитвы. После этого Серафим снова начал прием людей, но теперь к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Книга его жизни гласит, что он стал целителем и прорицателем. Его посетил сам император Александр I.
Смерть настигла иеромонаха Серафима 2 января 1833 года, когда он читал коленопреклоненную молитву в своей келье. Ему шел 79 год.
Житие
Жизненный путь Серафима подробно описан иеромонахом Сергием, который начал работу через 4 года после его кончины. Сейчас это основной источник знаний о Серафиме, хотя он редактировался несколько раз.
В 1841-м житие Серафима было переписано митрополитом Филаретом. Это было вынужденной мерой – цензура того времени требовала соответствия определенным требованиям.
Следующее издание вышло в авторстве настоятеля Георгия. Он включил в описание жития детали о кормлении зверей, о том, как Серафиму явилась дева Мария.
Канонизация
Слава пришла к Серафиму при жизни. А вот канонизировали его 19 июля 1902 года, по настоянию Александры Федоровны, жены императора Николая II. Царская чета была убеждена, что именно молитвы Серафима помогли им родить наследника.
Ярым противником канонизации был Константин Победоносцев, который являлся представителем императора в Святейшем Синоде. Он был твердо убежден, что царь не имеет права издавать указ в этом случае, потому, что такие вопросы должны решаться только Синодом.
Наследие
Серафима Саровского и сейчас почитает весь православный мир. Часто в СМИ появляются публикации, которые свидетельствуют о чудесах исцеления от многих болезней людей, прикоснувшихся к его мощам.
В наши дни сохранилась икона с ликом преподобного иеромонаха. Она написана с портрета, созданного художником Серебряковым за 5 лет до смерти Серафима.
Существует и множество молитв, которые дошли до наших дней, и с которыми обращаются к преподобному за помощью. Верующие считают, что Серафим может исцелить от недугов, принести в смятенную душу покой и умиротворение, гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят наставить на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном спутнике жизни. Не обходят Серафима стороной и бизнесмены, которым он помогает в торговле и прочих делах.
Храмы Серафима Саровского расположены во многих городах России. Поклониться великому старцу могут жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. Даже в некоторых селах есть приходы в его честь. Верующие продолжают чтить его память.
Пророчества
Некоторые источники, сохранившиеся до нашего времени утверждают, что преподобный сделал предсказание Александру I, касающееся рода Романовых. Он сказал, что род зародился и закончится в одном месте – доме Ипатьева. Это полностью подтвердилось — первый царь Михаил короновался в Ипатьевском монастыре, а в доме Ипатьева в Екатеринбурге нашли свою гибель все члены царской семьи.
Серафим каким-то непостижимым образом сумел предсказать восстание декабристов, Крымскую войну 1853 года, отмену крепостного права, российско-японскую войну, мировые войны, Великую Октябрьскую революцию. Великий старец считал, что через 600 лет случится пришествие антихриста.