Сергей Александрович Мартинсон

Сергей Мартинсон — биография


Сергей Мартинсон — советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Он стал известен благодаря своим ярким ролям в фильмах и театральных постановках, заслужив признание за своё мастерство и вклад в отечественную культуру.

Детство

Биография Сергея Александровича берет свое начало в далеком XIX веке — он появился на свет 25 января (6 февраля) 1899 года в Санкт-Петербурге. Актер был коренным жителем северной столицы, происходил из семьи с русско-шведскими корнями. Его мать, Феодосия Петрова, принадлежала к русскому дворянству, а отец, Александр Мартинсон, был шведским бароном и почетным гражданином Петербурга. После замужества Феодосия сменила фамилию, но продолжала сохранять приверженность дворянским традициям.

Сергей был единственным ребенком в семье, и родители окружили его теплом и заботой, с ранних лет стараясь развить в нем вкус к искусству. Феодосия и Александр часто брали сына с собой на театральные постановки, балет и оперу. Эти вечера производили на мальчика глубокое впечатление: на следующий день он охотно делился увиденным с учителями и одноклассниками, рассказывая с таким энтузиазмом и артистизмом, что быстро получил репутацию главного «клоуна» гимназии.

Сергей Александрович Мартинсон
Сергей Мартинсон в молодости

Когда кинематограф стал набирать популярность в Петербурге, Сергей не упускал возможности посещать кинотеатры на Невском проспекте. Вернувшись домой, он с удовольствием пародировал персонажей, изображая то утонченную даму из общества, то дворника. Эти импровизации неизменно веселили домочадцев.

В пятом классе Сергей записался в любительскую театральную студию, где вскоре сыграл одну из ключевых ролей в модном тогда водевиле. Через год он решил организовать собственный театральный кружок. Его первой постановкой стала комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», где Мартинсон выступил в роли Добчинского.

Однако столь бурный интерес к сцене вызывал у родителей беспокойство. Сергей, увлеченный театром, стал пренебрегать школьными предметами, что отражалось на его успеваемости. Несмотря на это, родители продолжали заботиться о качественном образовании сына. Уже с семилетнего возраста он начал изучать немецкий и французский языки, которые впоследствии освоил в совершенстве.

В 1918 году Сергей завершил обучение в частной гимназии Г. К. Штемберга. К этому времени его артистический талант стал очевиден для окружающих, а страсть к сцене определила дальнейший путь юноши.

Театр

После окончания гимназии Сергей Александрович был призван на военную службу, где провел два года. Вернувшись домой, он, под давлением семьи, поступил в Технологический институт, но инженерное дело не привлекало молодого человека. Стремление к искусству взяло верх, и Сергей оставил технический вуз, чтобы посвятить себя театру. В 1923 году он успешно завершил обучение в Институте сценических искусств, после чего началась его профессиональная карьера на сцене.

Первоначально Сергей стал частью актерской труппы петроградских театров «Вольная комедия» и «Свободный театр». Одна из его первых ролей — пародийное изображение балерины, неуклюже пытавшейся исполнить танец маленьких лебедей, — принесла ему первые овации. Его комический талант быстро завоевал внимание зрителей.

Сергей Александрович Мартинсон

Вскоре Сергей Александрович переехал в Москву, где стал выступать в Театре Революции и знаменитом Театре имени Мейерхольда. Последний театр стал знаковым этапом в его карьере, поскольку его туда пригласил сам Всеволод Эмильевич Мейерхольд, впечатленный игрой Мартинсона в спектакле «Балаганчик». В этих театрах актер исполнял роли как классических, так и современных персонажей. Его роль Валериана в постановке «Мандат» принесла Сергею широкую известность.

Работа в Театре имени Мейерхольда открыла для Мартинсона международные горизонты. Он участвовал в гастролях за границей, где исполнял роль Хлестакова из «Ревизора». Парижская публика высоко оценила его мастерство, аплодируя стоя. За рубежом Мартинсона часто называли «русским Чарли Чаплином» за его эксцентричную манеру игры и умение вызывать смех.

Несмотря на успех в Москве и за границей, Сергей Александрович не забывал о своем родном городе. С 1933 по 1936 годы он работал в ленинградском Мюзик-холле, где исполнил яркую роль клоуна Скайда в спектакле «Артисты варьете».

В 1945 году Мартинсон начал сотрудничество с Театром-студией киноактера, что стало новым этапом его творческого пути. Этот период ознаменовался расширением его деятельности, включающей театральные и кинематографические проекты.

Карьера в кино

Фильмография Сергея Александровича Мартинсона насчитывает более ста кинокартин, включая множество эпизодических ролей. Его дебют на экране состоялся в 1924 году в немой эксцентричной комедии «Похождения Октябрины», где он сыграл Кулиджа Керзоновича Пуанкаре — персонажа, чье имя представляло собой сатирическую комбинацию фамилий известных антисоветских политиков. Увы, судьба этой работы оказалась трагичной: уже через год после премьеры фильм был уничтожен пожаром на студии, лишив Мартинсона и его зрителей возможности вновь увидеть первую режиссерскую работу Григория Козинцева.

Сергей Александрович Мартинсон
Сергей Мартинсон в фильме «Марионетки»

Первая волна популярности пришла к актеру спустя десятилетие благодаря его роли парикмахера Соля в политическом памфлете «Марионетки». В 1939 году Мартинсон блестяще воплотил на экране продавца пиявок Дуремара в «Золотом ключике». Эта роль стала одной из самых запоминающихся в его карьере, благодаря сочетанию живых актеров и кукол, с которыми артист взаимодействовал столь естественно, что сцены выглядели особенно органично и колоритно.

С началом Великой Отечественной войны Сергей Александрович неоднократно появлялся на экране в образе зловещих антигероев. Дважды он играл роль Адольфа Гитлера — в фильмах «Самый храбрый» и «Новые похождения Швейка». По воспоминаниям самого Мартинсона, его пародийное изображение фюрера вызвало у последнего настолько сильный гнев, что тот якобы поклялся лично наказать артиста.

Сергей Александрович Мартинсон
Сергей Мартинсон в фильме «Самый храбрый»

Мартинсон часто изображал на экране врагов родины и злодеев. Его роль Вилли Помера в драме «Подвиг разведчика» (1947) стала одной из знаковых в этом амплуа. Однако, по мнению критиков, именно частое исполнение ролей отрицательных персонажей стало причиной, по которой Сергей Александрович, несмотря на всенародную любовь, не был удостоен звания народного артиста СССР. Тем не менее, его вклад в искусство был высоко оценен: в 1964 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.

Сергей Александрович Мартинсон
Сергей Мартинсон в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»

Последние работы Мартинсона в кино датируются началом 1980-х годов. Среди них выделяется его участие в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», где он сыграл мистера Фрэнкленда, сутягу и эксцентричного персонажа. Его партнерами по съемочной площадке стали Василий Ливанов и Виталий Соломин, а роль дочери героя, мисс Лоры Лайонс, исполнила Алла Демидова. Эта работа стала яркой финальной точкой в кинокарьере артиста, оставив зрителям воспоминания о его таланте и харизме.

Личная жизнь

Сергей Мартинсон нередко с юмором подчеркивал, что его экранные образы не позволяли ему пережить романтических моментов: не пришлось ни любить, ни целовать. Однако его личная жизнь была куда более насыщенной и драматичной.

Первый брак артиста состоялся еще в студенческие годы, когда ему исполнилось всего 20 лет. Его избранницей стала однокурсница Екатерина Ильина, которая после свадьбы посвятила себя ведению домашнего хозяйства. В этом союзе родилось четверо детей, но выжила лишь дочь Анна. Несмотря на семейные трудности, Екатерина поддерживала мужа в его ранние годы, когда он только начинал строить карьеру.

В конце 1930-х годов жизнь Мартинсона сделала резкий поворот: он встретил балерину Елену Добржанскую. Яркая и талантливая танцовщица покорила сердце актера, и вскоре они начали жить вместе в гражданском браке. Елена родила Сергею сына Александра, но семейное счастье оказалось недолговечным. В условиях жестоких репрессий того времени Добржанская была арестована, что разрушило их отношения. Сын Александр вырос в атмосфере, лишенной любви, и в зрелом возрасте выбрал криминальный путь, что стало болезненной темой для Мартинсона.

Третий брак Сергея Александровича был заключен с женщиной по имени Луиза, с которой он познакомился на съемках. Их союз казался перспективным, особенно после рождения дочери Натальи. Однако и этот брак не оказался крепким. После того как Сергей приобрел супруге квартиру, Луиза приняла решение покинуть артиста, поставив точку в их отношениях.

Так, несмотря на успехи на сцене и в кино, личная жизнь Мартинсона была омрачена утратами и разочарованиями, что добавляло драматизма к его жизненной истории, столь насыщенной яркими, но сложными событиями.

Смерть

Сергей Александрович Мартинсон ушел из жизни 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет. Несмотря на преклонный возраст и ослабленное здоровье, он до последних дней оставался верен своему делу, продолжая радовать зрителей новыми ролями. Его уход стал утратой для театрального и кинематографического искусства Советского Союза.

Сергей Александрович Мартинсон

Причиной смерти артиста стало общее ухудшение здоровья, связанное с возрастом. Сергей Александрович был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Его могила, украшенная фотографией на надгробной плите, стала местом паломничества для поклонников. До сих пор почитатели таланта великого актера приходят сюда, чтобы отдать дань памяти и выразить благодарность за его вклад в искусство.

Избранная фильмография

  • 1924 — Похождения Октябрины
  • 1934 — Восстание рыбаков
  • 1934 — Марионетки
  • 1939 — Золотой ключик
  • 1941 — Антон Иванович сердится
  • 1943 — Новые похождения Швейка
  • 1947 — Подвиг разведчика
  • 1952 — Садко
  • 1953 — Корабли штурмуют бастионы
  • 1956 — Безумный день
  • 1958 — Идиот
  • 1961 — Алые паруса
  • 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
  • 1964 — Сказка о потерянном времени
  • 1966 — Сказка о царе Салтане
  • 1970 — В тридевятом царстве…
  • 1972 — Руслан и Людмила
  • 1978 — Приключения капитана Врунгеля
  • 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
  • 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Сергей Александрович Мартинсон?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя