Сергей Лемешев – знаменитый оперный певец, выступления которого всегда собирали полные залы. В юности он сделал все возможное, чтобы стать известным артистом, исполнять главные партии во многих операх. Большой талант, неиссякаемая энергия позволили Сергею Яковлевичу заслужить всенародную любовь.
Имя Сергея Лемешева у любого русского человека ассоциируется с выдающимся талантом, прекрасным голосом, необычайной работоспособностью. Этот лирический тенор, оперный певец за свою жизнь заслужил немало наград и званий.
Знаменитый исполнитель родился в тверской деревне Старое Князево 10 июля 1902 года. Люди, появившиеся под созвездием Рака, часто отличаются от остальных необыкновенным упорством при достижении своих целей. Эта черта характера была свойственна Лемешеву. Выходец из обыкновенной крестьянской семьи имел минимум предпосылок для того, чтобы со временем занять место на российском певческом Олимпе. Однако у него был большой вокальный талант, унаследованный от родителей, которых считали лучшими певцами в деревне.
В семействе Лемешевых росло трое детей, Сергей и Алеша были погодками. Они были очень дружны между собой, всегда старались помочь матери. Акулине Сергеевне приходилось нелегко, она часто оставалась одна на хозяйстве. Яков Степанович не любивший сидеть без дела, после окончания сельхозработ всегда отправлялся в Тверь на отхожие промыслы.
Певческий талант родителей унаследовали оба брата. С возрастом Сергей стал стесняться своего увлечения, народные, лирические песни он пел для себя, без зрителей. В крестьянском доме остаться одному было почти нереально, в полный голос подросток пел в лесу, когда мать отправляла его за грибами или ягодами.
В 1916 году дядя отвез Сережу в Санкт-Петербург, где мальчик стал учеником в сапожной мастерской. Доход от ремесла был скромным, но подросток не обращал на это внимания. Его увлекла жизнь большого города, юноша своими глазами увидел, что такое театр, кинематограф, опера. Именно в северной столице он узнал, что с помощью пения можно зарабатывать солидные деньги.
В голове у молодого человека в тот период шла напряженная работа, он много размышлял, фантазировал на тему своего будущего. Но в это время произошла Октябрьская революция, жизнь стала опасной, непредсказуемой. Дядя с племянником приняли мудрое решение, вернулись в родную деревню, чтобы переждать смуту среди близких людей.
Когда Яков Степанович скончался, его сыновья еще не успели достичь совершеннолетия. Чтобы прокормить семью, оставшуюся без кормильца, мать устроилась работать в школу-мастерскую, которую открыл архитектор Квашнин на территории своей бывшей усадьбы. Советская власть оказывала всяческое содействие этому энтузиасту. Николай Александрович отнесся к порученному делу со всей душой, работал с огоньком, собрав вокруг себя самую способную крестьянскую молодежь.
Сережа и Алеша Лемешевы оказались в списке его учеников неслучайно, они заработали возможность учиться собственным трудолюбием, талантами. Крестьянские дети играючи справлялись с любой работой, молотили хлеб, водили коней в ночное. При этом они всегда пели. Однажды дружное пение Лемешевых услышал руководитель школы-мастерской Николай Квашнин
Потрясенный талантом подростков, он тут же пригласил их учиться вокалу в школе-мастерской. Супруга Квашнина взяла юношей под свою опеку. Но братья по-разному отнеслись к предложению архитектора. Сергей стал заниматься с полной самоотдачей, Алексею все это не слишком нравилось, он считал профессию вокалиста баловством, несерьезным, неосновательным делом.
Елена Николаевна Квашнина, выпускница Саратовской консерватории, была талантливой преподавательницей. Она сразу поняла, насколько разные голоса у братьев. Голос Алексея был сильным и богатым, у Сергея – лиричным, глубоким, проникновенным. Сергей с удовольствием обучался вокальному искусству, знакомился с нотной грамотой. Крестьянский паренек как губка впитывал и другие науки.
Его обучали русской грамоте, итальянскому, французскому языку, он познавал историю, литературу. В стенах школы-мастерской юноша наизусть выучил главную роль своей вокальной биографии – арию Ленского.
Сергей осознавал, что он рожден для большой сцены. Ему хотелось действовать, жизнь в глухой провинции казалась напрасным времяпрепровождением. Зимним днем 1919 года он отправился в Тверь с целью кардинального изменения своей судьбы. Юноша, одетый в ватник и валенки, преодолев немалый путь в 40 верст, добрался центрального городского клуба самодеятельности.
Руководителем очага культуры был Н. М. Сидельников. Директор внимательно прослушал весь репертуар юного исполнителя, пригласил его выступить перед жителями Твери. Тверская публика встретила талантливого певца бурными овациями. Восхищению не было предела, вокалист получил массу советов и даже требований продолжать певческую карьеру. Но никто из восторженных слушателей не торопился помочь делом. Сергей был разочарован, ему пришлось возвращаться домой.
Через полгода он вновь вернулся в Тверь, чтобы поступить в кавалерийское училище. Он не собирался становиться военным, молодому человеку важно было закрепиться в городе. В училище юноше выдали форму, денежное довольствие, паек, обеспечили койко-местом. Лемешев получил возможность ходить в театры, посещать концерты, впервые услышал Нежданову, Собинова. В течение полутора лет он учился в музыкальной школе, которой руководил Сидельников.
Через два года случилось событие, которого давно ждал молодой певец. Он стал студентом Московской консерватории. Местный отдел искусств порекомендовал руководству тверского кавалерийского училища отправить курсанта в столичную консерваторию. Много талантливых молодых людей пыталось стать студентами консерватории, на одно место приходилось более двух десятков кандидатов. Лемешев с честью прошел все испытания.
Последующие четыре года он учился вокалу в мастерской Райского, известного педагога, камерного, оперного певца. Мэтр славился особым пристрастием к редкому, мало известному репертуару, прекрасно знал вокальную литературу. Вскоре Лемешев осознал, что он не умеет использовать свой голос в полную силу, стал обучаться трудной науке правильного дыхания на сцене.
Учиться было нелегко, страна только начала преодолевать послевоенную разруху. Студенты плохо питались, но их поддерживало и окрыляло стремление стать настоящими, профессиональными певцами. Лемешев пользовался любой возможностью для повышения образовательного уровня. Он часто бывал на выступлениях своих кумиров – Шаляпина и Собинова, внимательно вслушивался в их пение.
Райский, оттачивая технические данные своего подопечного, почти не обращал своего внимания на его вокал, считая Лемешева слабым в этом отношении. Юный певец, несогласный с мэтром, старался развивать свое мастерство, делая его разноплановым.
Он нашел сторонников в лице педагогов Н.Г. Кардян, Л.Ю. Звягиной, супругов Соколовых. Упорства Сергею было не занимать, под руководством наставников он смог развить свой голос до сильного, глубокого лирического тенора, которому доступны самые сложные первые партии.
После этого певец решился выйти на сцену с сольным концертом, состоявшимся в ГИТИСе. Успех был оглушительным, первый гонорар – солидным. Все полученные деньги Сергей потратил на приобретение нового дома для матери. В течение 1924 года Лемешев учился сразу в двух ВУЗах – в консерватории и в студии Станиславского, где постигал тонкости сценического мастерства.
Окончив обучение в консерватории, Лемешев сделал попытку поступить на службу в Большой театр. Но Арканов, руководивший Свердловским оперным театром, сделал певцу предложение, от которого трудно было отказаться.
Арканов обещал Лемешеву выгодный годовой контракт и первые роли. Это подкупило певца, поскольку в Большом театре молодому исполнителю трудно было рассчитывать на первые партии. В Свердловском оперном театре вокалист задержался на пять лет. После он два сезона пел в Харбине, и столько же – в Тифлисе.
Набравшись опыта, вокалист отправился покорять столичных любителей оперы. Его сразу приняли в Большой театр на первые роли. В течение 26 лет Лемешев вместе с Иваном Козловским был ведущим тенором главного оперного театра страны.
Сергей Яковлевич играл главные роли в операх «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко», «Севильский цирюльник». Это только малая часть постановок, в которых он исполнял основные партии. Самой любимой ролью певца была партия Ленского из «Евгения Онегина», он исполнил ее 500 раз. Пятьсот первое выступление стало юбилейным, любители оперного пения услышали его в 1972 году.
В течение 8 лет, с 1957 по 1965 годы, вокалист периодически пел на сцене Большого театра. Но основные силы в указанный период он тратил на педагогическую, режиссерскую деятельность. Лемешева считают уникальным исполнителем, он настолько вживался в свою роль, что зрители забывали, что они находятся в театре. Этот человек, используя природное дарование и неиссякаемое трудолюбие, смог развить свой талант до предельной степени. Зрители, приходившие в театр на Лемешева, плакали от полноты чувств, которые вызывал у них этот артист.
Лемешев был разноплановым певцом. Его интересовала не только оперная партитура, он пел эстрадные песни, романсы, камерные партии. Исполнитель, включивший в свой репертуар всю сотню романсов Чайковского, необычайно гордился данным фактом. Романсы помогали ему с легкостью справляться с самыми сложными оперными партиями. Любовь к народной песне этот певец пронес через всю свою жизнь. Многие композиции, исполненные Лемешевым, впоследствии перешли в репертуар Анны Герман.
В период Великой Отечественной войны артист часто бывал в действующей армии в составе фронтовых бригад. Одна из таких поездок обошлась ему очень дорого, сильная простуда закончилась пневмонией. Тяжелая болезнь спровоцировала туберкулез. Доктора «отключили» исполнителю одно легкое, ему уже нельзя было петь. Природное упорство, систематические упражнения позволили Сергею Яковлевичу выйти на сцену.
В 1939 году певцу предложили сниматься в кино. Это был фильм «Музыкальная история», где Лемешев снимался вместе с Зоей Федоровой. После премьеры картины певец приобрел небывалое количество поклонниц, которые просто не давали ему спокойно пройти по улице.
Некоторые особо влюбчивые дамы покидали свои семьи, следовали за предметом своего обожания по всей стране. Яркая внешность певца, его стройная фигура сводили женщин и девушек с ума. А его чарующий проникновенный голос заставлял их забывать обо всем на свете.
В жизни вокалиста было два периода (1951-1961), (1969 по 1971) когда он вплотную занимался преподавательской деятельностью, учил студентов Московской консерватории. Он был и талантливым режиссером, поставившим две оперы – «Вертера» и «Травиату».
О любовных историях, главным участником которых был певец, по Москве ходили легенды. Для творчества этому человеку было необходимо вдохновение. Он находил его в высоких чувствах, был невероятно влюбчив. Певцу как будто было незнакомо слово «постоянство», он порхал от одной влюбленности до другой с легкостью мотылька.
Все жены оперного певца (их было пять) отличались удивительной лояльностью, необыкновенной красотой, интеллигентностью. Говорили, что Лемешев умеет выбирать, эти женщины и к поклонницам относились очень любезно. В ранней юности певец дважды собирался жениться. Его избранницей была односельчанка Груша, затем Лемешев влюбился в Галину Квашнину.
Но эти чувства быстро остыли, после был брак с Натальей Соколовой, дочерью преподавателя, с Алисой Корневой-Багрин-Каменской, с Любовью Вазер, Ириной Масленниковой. Ни одна из этих женщин не смогла вынести измен со стороны певца.
И только пятая жена, оперная певица Вера Кудрявцева, сумела сделать Лемешева счастливым. Они прожили вместе четверть века. Четвертая жена, Ирина Масленникова, родила знаменитому тенору дочь Марию, унаследовавшую певческий дар отца. Она тоже стала вокалисткой.
26 июня 1977 года певец ушел из жизни из-за очередного инфаркта. Прах великого русского тенора покоится на Новодевичьем кладбище.
Комментарии
Сам Сергей Яковлевич Лемешев мне, разумеется, нравится. А вот статья о нём написана крайне косноязычно, недобросовестно, некорректно, с передёргиванием фактов. Стыдно так писать о таком великом человеке!
Сергец Яковлевич Лемешев --- самый уникальный певец Советского Союза и России. Думаю, что и во всём мире, таких, как он - единицы. Я о нём знаю немного больше. Мой отец жил в соседней деревне --- Семёновское. Однажды на рыбалке он подружился с Сергеем Яковлевичем. Но это отдельная история.
Очень жалко и плохо, что такие люди, певцы и артисты забываются!
Сергей Яковлевич был добрейшей души человеком.
Вот сейчас, в очередной раз, прослушал, с огромной радостью, Золотую Коллекцию Лемешева, а перед этим - отдельные песни. Ещё раз перечитал его биографию.
Я почти год, после программ Казиника слушаю музыку Генделя, Брамса, Гайдна, Аркандюжело Корелли, Шумана, Клару Шуман, Айвза, Шопена Грига и других великих композиторов. Баха, Бетховена и Моцарта я слушал и раньше. По первым служителям Космоса можно понять моё пристрастие. Я не музыкант. Поэт. Но когда начинаю писать стихи, то слышу музыку. Знал бы нотную грамоту, записывал бы. Моё многозвучие к тому, что слушая сейчас Лемешева, я не почувствовал разницы в качестве звучания с великими композиторами и певцами.
Мессия Генделя., например
Голос Лемешева - из того же ряда. Божественные вибрации! Голос Космоса. Певец от Бога...
Извините, я не специалист в музыке. У Сергея Яковлевича много грустных мелодий, песен, арий и т.д.
А слушаешь его и на сердце радость --- Радость Жизни. Радость за родную Тверскую, Русскую землю, что рождает таких Гениев, как Лемешев.
Его песни, другие музыкальные произведения надо давать слушать детям, начиная с детского сада, показывать видео и фильмы, рассказывать об этом великом русском человеке. Дети должны гордиться им, и Великой Русью. Живя долгие годы в Латвии, всё это воспринимаешь особо остро.
Я, как поэт, журналист, напишу рассказ о Сергее Яковлевиче и опубликую его в своих разделах порталов Стихи.ру и Проза.ру, в Фейсбуке. К сожалению ОК и ВК Латвия прикрыла.
Вспоминаю Тверь, Тверскую прекрасную область.
В 1988 -89 годах я работал лесничим Медновского лесничества. Необычайно красивые места! Родина Лемешева, моего отца. Моя Родина. ..
Будьте здоровы и радостны люди добрые, с Богом!