Соня Мармеладова — биография
Соня Мармеладова – литературная героиня, выведена в сюжетной линии романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Описание и характер
Соня – единственная дочь своих родителей, рано оставшаяся без матери, и до 14 лет воспитывавшаяся отцом. По его воле девушка практически не получила образования. Ее предел – это чтение и рукоделие. О любви, в том числе физиологической, Соня прочла в справочниках и романах. Но она практически фанатично религиозна. Девушка не расстается с Евангелием, читает молитвы, и вообще ведет набожный образ жизни. До переезда в Петербург Мармеладова подрабатывала рукоделием в своем городе, шила на заказ.
Возможно, на формирование характера Сони повлияла потеря матери или поведение отца. В любом случае, девушка лишена каких-либо друзей или иных связей с внешним миром. Она абсолютно изолирована от него, сосредоточена на своей семье, несмотря на степень родства. Соня безропотна, она терпит нападки мачехи, взваливает на свои хрупкие плечи непосильную ношу позора, но, кажется, не тяготится ей, являя пример христианского смирения, о котором можно прочесть разве что в Библии.
Внешне девушка ничуть не примечательна. Соню нельзя назвать красивой или даже привлекательной. Она самая обычная, с субтильным телосложением – от недоедания или природы своей. Соня в свои 18 лет выглядит подростком. А природная кротость и робость это впечатление лишь усиливает.
Ее отличает небольшой рост, белокурые, бесцветные волосы, убранные в косу большую часть времени, голубые глаза. Их автор в описании героини выделяет особенно, как важную деталь. Одевается Соня в обычной жизни скромно и бедно, и здесь старательно не выделяясь из толпы. Лишь иногда в Мармеладовой проявляется тяга к красоте. Но она выражается в аляповатых украшениях и неумелом макияже. А трогательная соломенная шляпка лишь придает всему облику детскую нелепость.
Семья
Считается, что первым описанием семьи Мармеладовых были герои рассказа Достоевского «Пьяненькие», написанного в 1864 году. В романе «Преступление и наказание» в их облике отчетливо видны черты провинциалов, видящих в Петербурге некую Мекку, спасение от нищеты и страданий. Но вместо приветливых объятий, город встречает их, отторгая от себя, как чужеродный элемент. И лишь Соня может стать его частью, но семейство висит на ней тяжким грузом, заставляя все больше погружаться на дно жизни.
С ранних лет девушка растет без матери. Ее отец, внешне еще сохраняющий респектабельность главы большого семейства, Семен Захарович, подвержен пагубному пристрастию к алкоголю. После смерти жены он вступил в брак повторно, повесив себе на шею ярмо из троих детей новой супруги. С развитием сюжета читатель узнает о смерти Мармеладова.
Мачеха Сони, Катерина Ивановна, женщина практичная, вспыльчивая, но не злая. Она сочла титулярного советника Мармеладова выгодной партией. Вот только вместо сытой и безбедной жизни получила дополнительные сложности, и беспросветную нищету. Вместо того, чтобы как-то способствовать улучшению материального положения семьи, она перекладывает эту обязанность на юную падчерицу. И без зазрения совести пользуется ее добротой. Впрочем, раскаяние женщина иногда все же испытывает. Но работать не идет, так как ее чахотка (туберкулез) в Петербурге быстро прогрессирует из-за особенностей климата.
Образ в сюжете романа
У Сони Мармеладовой нет реального прототипа. Это собирательный образ, в котором автор соединил черты библейских блудниц и ангелов с реальными людьми, своими современницами. О самом существовании Сони, ее биографии, читатель узнает в первую очередь из уст ее отца, разоткровенничавшегося с Раскольниковым. Тот сразу рассказывает незнакомцу о судьбе своей дочери, вынужденной получить «желтый билет» и торговать телом, чтобы прокормить непутевого родителя и его семью. А вскоре Родион и сам попадает в их дом, увидев бедность и безысходность жизни, от которой бежит Соня.
Встреча с самой героиней на страницах романа тоже не заставляет себя долго ждать. Мармеладов попадает под лошадь, и находится при смерти. Раскольников помогает доставить его домой, и встречает там Соню в безвкусном одеянии куртизанки: с пером в головном уборе и пестром платье с кринолином.
Впрочем, есть в романе и куда более важные сцены. Например, давление мачехи на Соню. Женщина прямо подталкивает ее к занятию проституцией, рассчитывая выбраться таким способом из нищеты. И Соня идет на этот шаг, переступая через свои религиозные убеждения и природную скромность. А мачеха позже раскаивается в содеянном, но уже ничего не может с этим поделать.
Получив «желтый билет» Соня Мармеладова покидает квартиру, которую снимает семейство ее отца. Она поселяется в другом месте, арендовав жилье у портного Капернаума. В ее комнате обстановка тоже крайне бедная. Но здесь есть комод для вещей и старое Евангелие в кожаном переплете, которым девушка особенно дорожит.
Соня Мармеладова дополняет собой перечень героев Достоевского, которых можно назвать «блаженными». Она буквально «не от мира сего», и живет, руководствуясь нормами морали и этики, которые сформулировала сама, в рамках доступного ей мировоззрения.
Родиона она тоже видит иначе, чем другие – трогательным, беззащитным, страдающим. И даже совершенное им страшное преступление, двойное убийство, не отвращает Соню от любимого. Она искренне увлекается идеей его спасения. И даже отправляется на каторгу, вслед за Родионом. Позорная профессия в прошлом. Софья снова работает швеей, и занимает место уважаемого члена общества. Здесь, избавленная от груза забот, она впервые предстает не затравленной всеми изможденной девушкой, а взрослой женщиной, способной позаботится как о себе, так и о других.
В кинематографе
Образ Сони Мармеладовой неоднократно воплощали в жизнь актрисы разного уровня. Например, в современном театре ее играют Теона Дольникова, Марина Игнатова.
В кинематографе известно несколько экранизаций великого романа Достоевского. В одной из них, созданной в 1969 году, образ Сони воплотила в жизнь актриса Татьяна Бедова. Ее Мармеладова вышла очень похожей на ту, что описал Достоевский. Ее драматическому таланту веришь сразу, и безоговорочно. Вообще, эту экранизацию считают эталонной во всем мире.
Но есть и менее удачные примеры. Так, в 1935 году свой вариант «Преступления и наказания» сняли в Голливуде. В образе, созданном актрисой Мэриен Марш, очень мало от той жертвенной девушки, которую описывал автор. Это яркая красавица с тщательно уложенной прической и макияжем. В пару ей подобрали и исполнителя роли Раскольникова, который легко вписался бы в образ гангстера с берегов Сицилии. От романа осталась лишь сюжетная канва, да название.
В 1956 году на экраны вышла и французская экранизация этого произведения. Здесь Сонечку Мармеладову играет чересчур яркая для этой роли Марина Влади. Ее томные взгляды и заветный легкий макияж не делают экранный образ даже близко похожим на тот, что описал Достоевский.
Финская экранизация 1983 года переносит героев времен Достоевского в новую реальность. От оригинального сюжета в картине только имена и общая сюжетная линия. Сонечка в исполнении финской актрисы Айно Сеппо вовсе не выглядит тщедушной или беззащитной.
Английские режиссеры тоже неоднократно пытались переосмыслить произведение русского классика. И в 2002 году вышло сразу два фильма с таким названием. Один из них снял Джулиан Джаррольд, выбравший на роль Мармеладовой Лару Белмонт. У актрисы нет общего внешнего сходства с описываемой героиней Достоевского. Но играет она ее мастерски, великолепно демонстрируя различия между домашним и «рабочим» образом девушки.
Еще одна экранизация, уже в новой истории российского кинематографа, также довольно удачна. В ней Мармеладову играет актриса Полина Филоненко.
Личная жизнь
Соня Мармеладова, несмотря на особенности своего образа жизни, впервые влюбляется в Родиона Раскольникова. Причем ее чувства, как и в случае с родственниками, основаны на жалости, сострадании. Встречаясь с Родионом, она получает возможность передохнуть от постоянных унижений. Между ними нет тайн. Более того, под влиянием девушки Раскольников делает признание в убийстве, и идет на каторгу. А верная Софья отправляется за ним. Судьба мачехиных девушку больше не тревожит. Они устроены в детский дом после смерти Катерины Ивановны. А у нее есть новый объект для заботы и сострадания – того, как девушка понимает любовь. Так что, можно сказать, что в личной жизни она наконец стала счастливой.